Антропогенез и культурогенез

Лекция № 4

Тема: Культура как исторический процесс. Закономерности культурных изменений. Цивилизационные модели.

Вопросы: 1. Культура и время. Культурогенез и антропогенез. Культурный процесс.

2. Динамика культуры. Типы и факторы культурных изменений. Периодизация мировой и отечественной культуры.

3. Цивилизация. Основные цивилизационные модели: Восток – Запад.

Культура живет и развивается во времени, проходит сложный, драматический путь взросления (совершенствования) вместе с человеком. В процессе этого развития возникают свои особо значимые вехи (особые рубежи в истории), оформляются эпохи со своими проблемами и задачами. Знать историю культуры – означает понять логику, законы и противоречия (парадоксы) становления феномена Человека.

Исчезали и возникали государства, рушились империи, а культура существует и во времени и над ним, как «духовный Гольфстрим» несет в себе опыт прошлого, актуальные задачи настоящего и мечты о будущем. Культура – неуничтожима, как неуничтожимы образы, идеалы, мечты, открытия, хотя невежественные люди не однажды вымещали на материальных памятниках прошлого культуры свою неудовлетворенность реальной жизнью, свою озлобленность настоящим (преследовали гениев, сжигали книги, разрушали храмы и памятники и т.п.).

«Все течет, все изменяется»: со временем сменяются поколения людей, их образ жизни, социальные отношения, общий культурный ландшафт, природная и техническая среда обитания. Культура- «память человечества», где многогранно отражены все этапы долгого и сложного развития. Бережное отношение к любым историческим артефактам – долг каждого человека (от языческой атрибутики до современных культурных инноваций).

Время и культура: как они соотносятся между собой?

Как известно, философия определяет время как – «систему отношений, характеризующих длительность и последовательность процессов в мире», где существует лишь направление от прошлого к настоящему и будущему. Время, как и пространство, существуют абсолютно, объективно, независимо от нашего сознания. Мы не можем ни остановить его, ни задержать, ни вернуть. Мы бессильны перед ним, как щепка перед речным потоком. Но это – время физическое. Появление культуры стало преобразовывать и мир временного восприятия (еще с первобытных мифов): оказалось, что высшие плоды человеческого духа, творчества — победа над временем и смертью. «Человек разумный», творя мир культуры, начал невольную «борьбу со временем» (стремясь «остановить время», «убить время», повернуть время», «опередить время» и т.п.).

Линейности и необратимости физического времени человек через культуру противопоставил время циклическое, как бы «обратимое» (календари, повторяющиеся праздники и ритуалы). Первобытный человек уже качественно структурировал время на обыденное (житейское), или «профанное» и особое, «сакральное» (священное), символически значимое, связанное преимущественно с мифорелигиозным, мистическим духовным опытом. В социокультурном пространстве время всегда окрашено человеческими переживаниями, эмоциями. Один и тот временной отрезок в разных жизненных ситуациях длится «по-разному». В многоликом мире культуры вообще нет единственного «сейчас», разделяющего все прошлые и будущие события. В культуре – три временных сегмента: прошлое, настоящее и будущее активно сосуществуют, взаимодействуют.

В каждую эпоху свое восприятие течения времени. Типическим рассуждением стало утверждение об убыстряющемся от века к веку «темпе жизни» и «ускорении времени». Современный социально активный человек, не успевая переработать колоссальные объемы информации, хронически задыхается от нехватки времени.

Единицей исторического времени называют смену одного поколения другим, примерно равной столетию.

Что же такое Время в культуре?

* Время есть последовательность действий, предписанных традицией и передаваемых через имя (в архаической формации) или через смены технологий (в позднейших формациях)

* Вторая роль времени связана с передачей опыта через поколения.

* Третья роль времени обусловлена ритмической природой социальной жизни. Изменения способов человеческой жизнедеятельности на протяжении истории влияли на характер протекания социального времени.

* Четвертая роль времени определяется тем, что представление о времени является ключевым в категориальной сетке мышления и в модели мира, выстраиваемой каждой этнической культурой. «Каждый народ и всякая эпоха обладают своим типом души, т.е. сетью с определенными по размеру и конфигурации ячейками, которые задают близость одним истинам и неискоренимую неспособность к достижению другим» (Х.Ортега-и-Гассет). Это в полной мере относится к категории времени, роль которой в категориальной сети того или иного типа мышления, а также в «типах душ» весьма значительна. Историки культуры предоставляют богатый материал, свидетельствующий о том, что в рамках каждой культуры создается свое «космовидение», под которым понимают представления о пространстве и времени, составляющие структурное и систематическое целое (так, по словам Г.Гачева, в каждой культуре «свой Шаг Времени и свой Шаг Пространства»).

При постижении истории культуры у человека происходит углубление самоосмысления: его духовный мир, приобщаясь к истории культуры – своей, национальной и мировой как бы поднимается на высокую вершину, с которой ему становится виднее не только и настоящее, но в какой-то мере и будущее. История культуры ставит перед нами зеркало, в котором мы, видя свое прошлое, лучше понимаем свою собственную природу, находя и гениальные духовные открытия и пошлые, модные однодневки; примеры для подражания, и укоры нашей совести; призывы к покаянию, к подвигу. История учит нас тому, что у нее непременно нужно учиться.

Существует ли культурно-исторический прогресс? Совершенствуемся ли мы в своем духовном развитии от Древности к современности? Более ли нравственны современные люди, чем прежние (именно 20 век придумал оружие массового поражения,, концлагеря и душегубки). В науке и технике внешний прогресс очевиден. А в искусстве? Новая эпоха не делает художественные творения великих предшественников устарелыми. Наоборот, время только усиливает мощь художественного шедевра прошлого.

Главными критериями культурно-исторического прогресса являются:

  • Мера развития сущностных сил человека; уровень и место человеческой личности в обществе; утверждение морали высокого уважения к себе и другим;
  • Возрастание свободы в ее разумном употреблении;
  • Совершенствование средств практического и духовного освоения действительности, совершенствование умений, навыков;
  • Обогащение человеческих знаний;
  • Свобода выбора во всех сферах общественной деятельности человека: экономической, политической, духовной

В истории культуры, как и в целом в истории есть свои объективные законы (зависимость от существующих социальных обстоятельств бытия), притом, что творят их люди – разумные существа, обладающие свободой воли. Но каждый по собственному опыту знает, что его свобода всегда относительна, и есть объективные обстоятельства, с которыми приходится соизмерять свои субъективные намерения. Поэтому, законы истории культуры – лишь вероятностны (возникает «веер возможностей», которые могут реализоваться или нет). Законы истории культуры допускают историческое творчество: намечают лишь общую тенденцию.

Культурный процесс предполагает изменение во времени социальных технологий, художественных стилей, социально значимых норм и ценностей, моделей культуры. Культурному процессу свойственны следующие характеристики:

u Культурный процесс – составная часть общесоциального процесса. Содержание КП определяется типом обществ, в которых они проистекают;

u Культурный процесс не однолинеен; развитие одних явлений происходит на фоне угасания других; культурный процесс неизбежно сопровождается культурными потерями;

u Культурный процесс складывается из исторически преходящих фаз, именуемых культурными эпохами.

Культурная эпоха – исторически сложившийся этап культурного процесса (общемирового или локального), обладающий внутренним единством всех элементов на основе общности стиля. Первопричиной изменений в культуре является общественный вызов (ситуации, угрожающие существованию общества). Шаг культурных перемен равен жизни поколения: 25-33 года (микромасштабные изменения). Крупномасштабными изменениями в культуре считают интервалы времени в 100-1000 лет (цивилизационные сдвиги).

АНТРОПОГЕНЕЗ и КУЛЬТУРОГЕНЕЗ

Культурогенез – процесс появления и становления культуры в целом и культуры как таковой в первобытном обществе. Культурогенез – один из видов социальной и исторической динамики, заключающийся в порождении новых культурных форм и их интеграции в существующие культурные системы. Культурогенез – процесс постоянного самообновления культуры. Культурогенез не является однократным событием происхождения культуры, но есть процесс постоянного порождения новых культурных форм и систем. Культурогенез предполагает изучение фундаментальных качеств культуры человека, которые содержались не в готовом виде, но были плодами качественного преобразования культурой натуры предков человека.

Среди научных теорий культурогенеза (возникновения и развития культуры): космологическая, натуралистическая (Ч.Дарвин, Г.Спенсер), игровая (Й.Хейзинга), психоаналитическая (З.Фрейд: «Тотем и табу»), орудийно-трудовая (Ф.Энгельс), социалистическая (Б.Малиновский) и др.

В процессе антропогенеза и, в последующем, культурогенеза особенно большое значение имели 2 обстоятельства:

  • Ухудшение условий существования гоминид (изменение климата);
  • Генетические механизмы эволюции, которые обусловили цефализацию – рост головного мозга. Чтобы выжить, наши предки должны были вырабатывать более совершенные формы поведения, передвигаться на большие расстояния, осваивать новые способы поиска пищи и защиты от врагов.
  • Труд стал силой, которая сформировала человеческое сознание, обусловив изготовлений орудий труда, коллективный характер деятельности (развитие коммуникации), общественное разделение деятельности

Именно «биологическая ущербность» человека стала причиной его возвышения над животными и выделения из царства природы. Биологически человек «не специализирован», не имеет своей экологической ниши, не адаптирован к существованию в естественных, природных условиях. Все это делало его существом пластическим, вынужденным развивать способность к изменению форм своего поведения и соответственно силу своего интеллекта. Общественные отношения, культура, техника – все это средства «компенсации» биологического несовершенства человека.

Эволюция человека пошла по линии выживаемости за счет интеллекта. Преимущество получали не столько самые сильные, сколько самые умные. В то же время условием выживания рода было сохранение генетического разнообразия, обеспечивающего возможность вариаций уровня интеллектуальности, агрессивности, альтруизма, смелости, осторожности. Например, род, в котором все члены обладали бы сильным властолюбием, был обречен на конфликты, распад и гибель. А если бы в нем не было бы властолюбивых, то он погиб бы из-за слабости вождя. Выживанию рода способствовали высокое властолюбие у немногих и способность большинства к подчинению.

КУЛЬТУРНАЯ ДИНАМИКА

Культурная динамика характеризуется 3 основными типами: фазовым или этапным, циклическим и инверсионным.

Фазовый тип предполагает наиболее простую концепцию культурно-исторического развития в виде линейного прогресса, целенаправленного поступательного движения-эволюции культурных форм, совершенствования материальных и духовных основ культуры (хозяйственных, социальных, политических, научных и т.п.). Фазовый тип культурной динамики опирается на метод исторической периодизации, основным критерием которого выступает господствующий на данный момент тип социальных отношений.

Так, с одной стороны, выделяют 3 исторических типа общества: доиндустриальное, индустриальное, и современное: постиндустриальное. Используемая в истории периодизация выстраивается по схеме преобразования общественно-экономических формаций, предложенной К.Марксом и Ф.Энгельсом: патриархальная, рабовладельческая, феодальная, капиталистическая, социалистическая.

Фазовый или стадиальный критерий рассматривает культурную динамику человечества как общемировой процесс смены исторических эпох.

Представим общую схему возникновения и развития культуры:

4,6 млрд лет назад – формирование Земли как планеты

v

30 (40) тыс. лет назад – Поздний палеолит: появление Homo Sapiens и становление ранних форм культуры. Расообразование

v

5 тыс. лет назад – начало возникновения первых цивилизаций (Месопотамия, Древний Египет, Древняя Индия, Древний Китай, Грекоримская Античность)

v

8-2 века до н.э. – «Осевое время культуры»: оформление 2-х основных типов мировых цивилизаций: восточной, на основе культур Месопотамии, Египта, Индии, Китая и западной, на основе Греко-римской культуры. Духовный переворот: выработка основ рационального мышления. Формирование универсальных мировых религий. Установка на человеческую индивидуальность взамен прежнего родового сознания. «Открытие мира и глубин своего «Я»

v

Дальнейшее развитие западной культуры и цивилизации:

Культура как идеология интеллектуала


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: