Аутогенная тренировка: методы исследования и применения в медицине.

Вольфганг Лугэ

Вступление.

Аутогенная тренировка (AT) — психофизиологическая форма психотерапии, которую пациент выполняет самостоятельно, используя пассивную концентрацию на определенных сочетаниях психофизиологически адаптированных стимулов. В противоположность другим методам психотерапии, аутогенная тренировка доступна и одновременно задействует психические и телесные функции. Пассивную концентрацию на аутогенных стандартизированных формулах можно рассчитать так, что в результате произойдет нормализованное влияние на различные телесные и психические функции. Если рассматривать AT с нейрофизиологической точки зрения, то существуют клинические и экспериментальные данные, свидетельствующие о том, что процессы аутогенной тренировки связаны с функциональными изменениями кортико-диэнцефальной взаимосвязи (Schultz Luthe, 1959).

Около 40 лет тому назад основатель метода Шульц, психиатр и невролог из Берлина, впервые опубликовал клинические и экспериментальные наблюдения того, что было названо аутогенными упражнениями органов (1926а, Ь), а в 1932-м вышло в свет первое издание Аутогенной тренировки (Schultz, 1932). С тех пор в Германии эта книга переиздавалась десять раз и была переведена на испанский (1954), норвежский (1956), французский (1958), а также недавно была издана в Америке (1959). В последнее время аутогенная тренировка получила широкую известность в Европе, и сегодня она считается чрезвычайно полезной стандартной терапевтической формой в различных сферах медицины. Она также вошла в учебные программы многих университетов (Schultz Luthe, 1959; Duran de Bousingen, 1962a, 1962; Luthe, 1962a; Muller-Hegeman Kohler, 1961; Muller-Hegeman Kohler, 1962).

Устойчивое повышение интереса к аутогенной тренировке можно увидеть из прогрессивного роста количества публикаций клинического и экспериментального характера (Luthe, 1960). На каждый из последних трех лет приходится более чем сто книг или статей в медицинских журналах, опубликованных на эту тему. Интересно, что лишь около одного процента от общего числа примерно тысячи публикаций написаны англоязычными авторами (Schultz Luthe, 1959).

История метода.

Истоки аутогенной тренировки коренятся в исследовании сна и гипноза, проведенного в период с 1890 по 1900 год в берлинском институте знаменитым физиологом мозга Оскаром Фогтом. Он заметил, что смышленые пациенты, прошедшие через курс гипноза под его руководством, оказались способными на определенное, заданное ими время входить в состояние, по-видимому, весьма сходное с гипнотическим. Эти пациенты сообщали, что данное аутогипнотическое упражнение имеет заметный целебный эффект (Schultz Luthe, 1959, 1961).

Тогда же Фогт обнаружил, что эти кратковременные мысленные упражнения, если практиковать их несколько раз за день, ослабляют стрессовые воздействия наподобие утомления или напряжения. Другие беспокоющие явления, например головные боли, могут исчезать, и складывалось впечатление, что общая эффективность человека возрастала. На основе этих наблюдений он посчитал, что такие самонаправленные мысленные упражнения имеют определенную клиническую ценность, и назвал их профилактическим отдыхом-аутогипнозом (Prophylaktische Ruhe-Autohypnosen).

Шульц, вдохновленный работой Фогта, занялся исследованием возможностей аутовнушения (Schultz, 1951). Его целью было обнаружить психотерапевтический подход, который бы уменьшил или устранил такие недостатки современной гипнотерапии, как пассивность пациента и его зависимость от терапевта.

В течение нескольких лет, исследуя проблему галлюцинаций у нормальных людей, Шульц собирал данные, которые, по-видимому, имели связь с профилактическими мысленными упражнениями Фогта (1932). Многие из гипнотизируемых Шульцем субъектов почти всегда сообщали о переживаниях двух типов: ощущении чрезвычайной тяжести, в крайних случаях включающем все тело, и ощущении тепла, часто сопровождающем первое. Шульц заключил, что психофизиологические явления, связанные с ощущениями тяжести и тепла, представляют собой обязательные факторы перехода из нормального состояния в гипнотическое.

Далее встал вопрос: не может ли человек сам вызывать у себя психофизиологическое состояние, сходное с гипнотическим, простым мысленным представлением тяжести или тепла в конечностях? Систематические поиски ответа на этот вопрос и стали фактическим началом аутогенной тренировки. При условии соблюдения определенных техник и с использованием пассивной концентрации на вербальных формах, описывающих тяжесть и тепло, клиенты Шульца были способны вызывать у себя состояние, похожее на гипнотическое.

Самонаправляющий характер подхода имел ряд клинических преимуществ перед современными техниками гипноза, в частности, активная роль и ответственность пациента в лечении и уменьшение зависимости от гипнотизера.

Метод.

В процессе клинической работы Шульц постепенно разработал ряд употребимых вербальных формул, которые в соответствии с тем, на что они больше ориентированы — на тело или на разум, — сформировали две базовые серии мысленных упражнений: стандартные и медитативные.

Шесть стандартных упражнений имеют физиологическую направленность. Вербальное содержание стандартных формул сосредоточивается на нервно-мышечной (тяжесть) и вазомоторной (тепло) системах, на сердце, механизме дыхания, ощущениях тепла в брюшной области и прохлады на лбу.

Медитативные упражнения делятся на серии по семь упражнений каждая, которые преимущественно фокусируются на определенных психических функциях и предназначены для уже овладевших стандартными упражнениями.

Позже, когда стало доступно больше клинических и экспериментальных данных, был разработан ряд специальных дополнительных упражнений, предназначенных для нормализации определенных патофункциональных отклонений. Они были названы специальными упражнениями.

С психофизиологической точки зрения аутогенная тренировка базируется на трех основных принципах: а) уменьшение экстеросептивной и проприоцептивной афферентной стимуляции; б) повторение в уме психофизиологически адаптированных вербальных формул и в) умственная деятельность, называемая пассивной концентрацией.

Для уменьшения афферентной стимуляции следует соблюдать следующие моменты: упражнение должно проходить в огражденной от шума комнате с определенной температурой и приглушенным светом; тесную одежду следует снять или переодеть; прежде чем начать мысленные упражнения, нужно расслабиться и закрыть глаза. Принимают одну из трех возможных поз: а) горизонтальную, б) полулежа, откинувшись на спинку кресла или в) простую сидячую. Все три тренинговые позы требуют внимательного отношения. Если определенные детали не соблюдаются, имеют место неприятные побочные эффекты или последствия, а также неэффективное выполнение упражнений.

Первое упражнение аутогенной стандартной серии нацелено на расслабление мускулатуры. Функциональная тема вербальной формулы — тяжесть. Правши должны начать с пассивной концентрации на выражении Моя правая рука тяжелая, левшам следует начинать с сосредоточения на левой руке.

Во время самых первых упражнений около 40 процентов всех практикующих аутотренинг обычно чувствуют тяжесть с преобладанием в локтевой зоне. При последующих регулярных тренировках ощущение тяжести распространяется по всей руке и переходит на другие конечности. Такое распространение заданного ощущения (тяжести, тепла) на другие части тела называется генерализацией. Вместе с развитием явления генерализации пассивная концентрация на тяжести расширяется до другой руки или одноименной ноги. Обычно тренинг тяжести продолжается до тех пор, пока она не начинает ощущаться более или менее равномерно во всех конечностях. Этого добиваются за период от двух до восьми недель. Тем не менее клинические исследования на многочисленной группе практикующих аутотренинг выявили, что около десяти процентов пациентов не испытывают ощущения тяжести. Этот факт является одной из причин, почему пациентам следует объяснять, что по функции формула тяжести (и другие) является просто техническим ключом для проведения множества различных функциональных изменений в мозговой и телесной системах, а ощущение тяжести может возникать, а может и нет.

Более того, обнаружилось, что пациенту полезно говорить о том, что возникают многочисленные изменения телесных функций (см. раздел по экспериментальным данным), которые замечают не все. Для пациента также важно знать, что согласно экспериментальным наблюдениям упражнения эффективны лишь тогда, когда они выполняются правильно, даже если при этом нет никаких ощущений. Помимо этого терапевту следует знать о терапевтических проблемах, порождаемых различными формами аутогенной разрядки, которая может возникнуть, пока пациент находится в аутогенном состоянии (Geissmann, Jus Luthe, 1961; Jus Geissmann, 1962).

Затем добавляется пассивная концентрация на тепле, начинающаяся, например, с формулы Моя правая рука теплая, которая нацелена на периферическую вазодилатацию (расширение кровеносных сосудов). Обу-славливаясь генерализацией ощущения тепла в других конечностях, тренировка продолжается до тех пор, пока все конечности не становятся одинаково тяжелыми и теплыми. Тренировка тепла может занять еще две- восемь недель.

Научившись вызывать ощущение тяжести и тепла, практикующие продолжают, пассивно концентрируясь на сердечной деятельности, используя формулу Сердцебиение ровное и размеренное, затем на механизме дыхания: Дыхание спокойное и на тепле в брюшной области: Мое солнечное сплетение теплое. Последнее упражнение физиологически ориентированной стандартной группы касается черепной области, которая должна быть прохладнее остального тела. Здесь применяется следующая формула: Мой лоб прохладный.

Для эффективного усвоения этих упражнений обычно требуется от четырех до десяти месяцев.

Установка практикующих аутотренинг, пока они мысленно повторяют ту или иную формулу самовнушения, называется пассивная концентрация. Понятие пассивной концентрации поддается лучшему объяснению при сравнении с тем, что обычно называют активной концентрацией. Обычно такая концентрация понимается как фиксация внимания, или высокий уровень эффективности внимания, или сосредоточение внимания на определенных элементах переживания. Этот тип психической деятельности подразумевает интерес человека, его внимание и целенаправленное вложение умственной энергии и усилий во время выполнения задачи с целью функционального результата.

Пассивная концентрация, напротив, подразумевает непреднамеренную установку во время выполнения задачи с целью функционального результата. Любое целенаправленное усилие, активный интерес или мысль должны избегаться. Непреднамеренная, или пассивная установка практикующего по отношению к психофизиологическим эффектам заданной формулы рассматривается как один из наиболее важных факторов аутогенного подхода. Более того, эффективность пассивной концентрации на заданной формуле зависит от двух других факторов, а именно: а) от мысленного контакта с частью тела, обозначенной формулой (например, правая рука), и б) поддержание в уме устойчивого течения фильмоподобного (вербального, акустического или визуального) представления аутогенной формулы. В начале пассивная концентрация на формуле не должна продолжаться более 30 — 60 секунд. Через несколько недель длительность упражнений доводится до трех-пяти минут, а спустя несколько месяцев — до тридцати и дольше.

Состояние пассивной концентрации прерывается применением трехступенчатой процедуры: а) энергичное сгибание рук, б) глубокое дыхание и в) открытие глаз. Обычно указанные действия выполняются последовательно и перемежаются приблизительно одноминутными интервалами. После удовлетворительного овладения стандартными упражнениями практикующий может обучаться изменять болевой порог в тех или иных частях тела или тренировать ощущение времени для пробуждения в заданное время. Можно продолжать терапию, применяя аутогенные принципы при работе со специфическими функциональными расстройствами или даже с определенными органическими заболеваниями. Для удовлетворения терапевтических потребностей при различных функциональных и органических нарушениях — таких, как бронхиальная астма, писчий спазм, геморрой, сотрясение мозга, спазм пищевода, зуд, и др. — было разработано множество специальных техник.

Медитативные упражнения обычно следует начинать лишь после шести-двенадцати месяцев стандартных тренировок, и практикующие должны уметь выдерживать аутогенное состояние продолжительностью до 40 минут без переживания каких-то неприятных побочных эффектов или последствий.

Серия медитативных упражнений начинается с пассивной концентрации на явлениях визуального воображения — например, спонтанное представление определенных цветов. Впоследствии практикующие могут фокусироваться на видении всех цветов, каких пожелают. Овладев этим, они переходят к визуальному воображению объектов. Эта тренировочная фаза может занять несколько недель до получения результатов. Далее практикующие обращаются к упражнению по воображению абстрактных концепций, таких как счастье или справедливость, в различных чувственных модальностях (музыкальная, цветовая, формообразующая). Еще позже медитируют на собственных чувствах или, наоборот, пытаются вызывать образ другого человека. И наконец, на самом глубоком уровне медитации настраиваются на бессознательное в ожидании от него ответов.

Аутогенную тренировку на медитативном уровне можно применять как так называемую терапию нирваной (Schultz, 3932; Schultz Luthe, 1961) в клинически безнадежных случаях (например, запущенная раковая опухоль) или в отчаянных ситуациях, регулярно возникающих в исключительных обстоятельствах. Также была обнаружена определенная ценность медитативных упражнений для глубинной психотерапии. Было отмечено, что эффект от физиологически ориентированных стандартных упражнений в общем подкрепляется тренингом медитации. Тем не менее упражнения по медитации обычному пациенту не предлагают.

Обычная клиническая терапия сосредоточивается на стандартных формулах в сочетании с конкретными упражнениями и намеренными формулами, созданными специально с целью терапии местных функциональных или органических нарушений.

Гипноз без мистики. Воспоминания профессора Звоникова об исследованиях Л. П. Гримака


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: