Автоматизация изолированных звуков

Использование компьютерных технологий на индивидуальных коррекционно-логопедических занятиях

Левина Евгения Владимировна

Учитель-дефектолог

В век компьютерных технологий, инновационных методик, использование компьютера на индивидуальных логопедических занятиях по коррекции звуковой стороны речи расширяет возможности в работе учителя — логопеда, позволяет сделать занятие более насыщенным, интересным, разнообразным. Особенно ценно то, что значительно повышается мотивационная готовность ребенка, следовательно, и положительных результатов можно достичь в более короткие сроки. Компьютер позволяет приблизить речевой материал, который преподносится ребенку, к реальным жизненным условиям, так как учитель — логопед может использовать любые фотографии и картинки которые можно разыскать в Интернете. Важно то, что картинки могут быть крупные, яркие, реалистичные, что не всегда можно наблюдать в рисунках или иллюстрациях. Гораздо легче с ребенком проводить словарную работу, так как можно рассмотреть неизвестный и непонятный для ребенка предмет на приближенных к реальным условиям фотографиях. Это, в свою очередь, создает у ребенка более четкие и правильные представления о новых изучаемых темах.

При проведении занятий с использованием компьютера, необходимо помнить о соблюдении санитарно-гигиенических требований. В СанПиН 2.4.1.1249-03 пункт 2.12.10. разъясняются правила работы с компьютером в дошкольном образовательном учреждении: «Занятия с использованием компьютеров для детей 5-7 лет следует проводить не более одного в течение дня и не чаще трех раз в неделю в дни наиболее высокой работоспособности: во вторник, в среду и в четверг. После занятия с детьми проводят гимнастику для глаз. Непрерывная продолжительность работы с компьютером на развивающих игровых занятиях для детей 5 лет не должна превышать 10 минут и для детей 6-7 лет — 15 минут. Для детей, имеющих хроническую патологию, частоболеющих (более 4 раз в год), после перенесенных заболеваний в течение 2 недель, продолжительность занятий с компьютером должна быть сокращена: для детей 5 лет до — 7 минут, для детей 6 лет — до 10 мин. С целью снижения утомительности компьютерных занятий, необходимо обеспечить гигиенически рациональную организацию рабочего места: соответствие мебели росту ребенка, достаточный уровень освещенности. Экран видеомонитора должен находиться на уровне глаз или чуть ниже, на расстоянии не ближе 50 см. Ребенок, носящий очки, должен заниматься за компьютером в них. Недопустимо использование одного компьютера для одновременного занятия двух или более детей. Занятия детей с компьютером проводят в присутствии педагога или воспитателя (методиста)».

Специально для индивидуальной коррекционно-логопедической работы разработала систему игр на компьютере с использование программы Microsoft Power Point.У данной программы много возможностей, о чем достаточно подробно писала автор журнала «Логопед» учитель-логопед Кузьмина Е.В. в статье «Использование информационных технологий в работе учителя-логопеда общеобразовательной школы» (№ 5, 2008 год). Меня же особенно привлекает то, что игру можно анимировать, делать её живой, а значит близкой и понятной для ребенка. Представленные игры известны всем педагогам, но, применяя их на компьютере, можно разнообразить свою работу, сделать ее и для ребенка и для учителя-логопеда интересной, насыщенной, плодотворной.

Для того чтобы картинки на экране монитора оживали, появлялись или наоборот исчезали, передвигались в нужном направлении, в главном меню необходимо выбрать закладку «Анимация» — «Настройка анимации». Слева, на экране появится закладка «Добавить эффекты». Можно смело экспериментировать с эффектами, которые есть в программе, анимируя картинки и текст. Кроме этого можно использовать уже готовые анимированные картинки, которые можно найти в Интернете в достаточно большом количестве.

Автоматизация изолированных звуков

1.1. Автоматизация изолированных звуков «Песенка змеи».

Последовательность действий: открыть файл «Песенка змеи. Автоматизация звука «Ш»». В строке меню выбрать «Показ слайдов», затем выбрать «Начать показ». Выйдет первый слайд с названием игры, щелкнуть мышкой – появится второй слайд с правилами игры, которые надо прочитать ребенку: «Сейчас на экране появится змея, она ползает и шипит. Покажи ей, как ты научился петь ее песенку и шипеть».Педагог щелкает левой кнопкой мышки, появляется третий слайд со змеей, которая передвигается по экрану (использовать эффект «Пути перемещения»). Ребенок произносит звук «Ш», имитируя шипение змеи.

Листопад».

Автоматизация изолированных звуков Последовательность действий: открыть файл «Листопад. Автоматизация звука «Ш»». В строке меню выбрать «Показ слайдов», затем выбрать «Начать показ». Выйдет первый слайд с названием игры, щелкнуть мышкой – появится второй слайд с правилами игры, которые надо прочитать ребенку: «Сейчас на экране ты увидишь осенний лес. В лесу листопад. Желтые листья падают и шуршат: «Ш-ш-ш». Произнеси звук «Ш», изобрази, как шуршат падающие листья».Педагог щелкает левой кнопкой мышки, появляются 3 и 4 слайды с анимированными картинками «Осень». Ребенок произносит звук «Ш».

Кораблик».

Последовательность действий: открыть файл «Кораблик. Автоматизация звука «Л»». В строке меню выбрать «Показ слайдов», затем выбрать «Начать показ». Выйдет первый слайд с названием игры, щелкнуть мышкой – появится второй слайд с правилами игры, которые надо прочитать ребенку: «Сейчас на экране появится кораблик, он плавает по волнам. Спой «песенку кораблика».Педагог щелкает левой кнопкой мышки, появляется 3 слайд с анимированным корабликом, который плавно передвигается по экрану (использовать эффект «Пути перемещения»). Ребенок произносит звук «Л».

Уроки логопеда. Автоматизация звука р


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: