Учиться надо весело,
Учиться будем весело,
Чередование гласных
Сказка про пятиклассника Петю, который попал в страну Орфографию.
Давным-давно на белом свете
Жил пятиклассник, мальчик Петя,
Хоть был талантлив и умен,
Но с русским был не дружен он.
И дома, в школе, на уроке
Все сыпали ему упреки:
«Правописания правил он
Не знает, глупых мыслей полн!»
Пришел конец терпенью Пети,
И он решил, вы все заметьте,
Пойти в страну Правописания
И осмотреть все со стараньем…
Шел долго, коротко ли шел,
Но все ж страну ту он нашел…
Войти никак нельзя туда,
Коль не предложишь ты труда.
Там корни у ворот стоят,
Сомкнулись тесно-тесно в ряд.
И говорят все вместе Пете:
«Зачем пришел к воротам этим?»
Им Петя вежливо сказал,
Что познакомиться желал:
Чередованья А и О
В корнях замучило его.
Навстречу вышел корень –КАС-,
И суффикс –А- за ним тотчас,
Все потому, что корень –КАС-
Без –А- ни шагу напоказ.
Коль суффикс –А- пропал куда-то,
А за ними –КЛАН- и –КЛОН-
Выходили на поклон.
Выходили, говорили,
И трещали, и твердили.
«Если мы без ударенья,
О пиши без промедленья!»
Корни –РАСТ- и –РОС-
Встали во весь рост
И сказали: «Букву А
Пишем, Петя, не всегда.
Если вслед за корнем
СТ или Щ
То писать, запомни,
Нужно букву А.
Но ,к большому сожалению,
Существуют исключения
РОСТОВЩИК в РОСТОВЕ жил
РОСТИСЛАВОМ звали
Он РОСТОК себе купил
Где-то на вокзале».
Корни –СКАК- и –СКОЧ-
Поболтать не прочь:
«Перед буквой К
Пишем только А
Перед Ч пиши
Букву О, спеши!»
Корни –МОК- и –МАК-
Говорили так:
«Ты в глаголах со значеньем
«Пропускать воды теченье»
Напиши лишь корень –МОК-,
Чтоб придраться кто не смог.
Ну, а в «жидкость погружать»
Нужно корень –МАК- писать»
Миг – и корни распустились.
Все куда-то разом скрылись,
И оставили его
Там, у входа, одного.
(Л.Дурницина.)
Если после корня – А,
В корне будет И всегда!
Вот пример, запоминай:
«Ноги вытер? Вытирай!»
Под ударением пишам ГАР, —
Без ударенья – ГОР.
К примеру: ЗАГОРЕЛ, ЗАГАР.
Наоборот: ЗАР – ЗОР
Страшные страдания от чередования:
Е и И, иль А и О-
Впрямь в глазах от них темно.
Я придумал- очень просто:
Коль за корнем суффикс А,
Букву И пишу я в корне,
Без сомнения в словах.
Буква Е тогда нужна, Коли нет за корнем А.
Замереть и замирать,
Запереть и запирать,
Расстелить и расстилать-
Я не стану впредь гадать,
Потому что умный суффикс
Всё мне должен подсказать!
О чередованиях в корнях Е – И,А – О
Страшные страдания от чередования;
Е и И иль А и О —
Впрямь в глазах от них темно.
Я придумал — очень просто:
Коль за корнем суффикс А,
Букву И пишу я в корне,
Без сомнения в словах.
Буква Е тогда нужна,
Коли нет за корнем А.
Замереть и замирать,
Запереть и запирать,
Расстелить и расстилать –
Я не стану впредь гадать,
Потому что умный суффикс
Всё мне должен подсказать
Непроизносимые согласные
Властный, яростный и праздный…
Здесь, мой друг, барьер опасный:
Невыносимая — непроизносимая!
Надо слово изменить,
И она-как зазвенит:
Праздный-празден, властный-власть
Наработался я всласть!
Буквы О, Ё после шипящих
Шоколад, шофёр, крыжовник,
Шов, шоссе, обжора, шорник,
Капюшон, жокей, чащоба,
Шорох, чопорный, трущоба.
Шорох слышится в трущобах,
Шомпол потерял в чащёбе,
Шов порвал на капюшоне,
Чопорно поправил шорты,
Шоколадку съел жокей,
А шофёр, свернув с шоссе,
Как обжора, съел крыжовник…
Ты не понял ничего?
Нужно здесь писать нам О!
Шорох, крыжовник, шов, капюшон —
Слова нарушают привычный закон,
Под ударением вместо Ё
Стоит в исключениях буква О.
Сэр Джоуль, жокей и ужасный пижон,
Надев как-то шорты и капюшон,
Отправился к другу выпить крюшон.
Идя по шоссе, он увидел вдали
Жонглёра в шотландке, босого, в пыли.
Крыжовник тот ел и ломал наугад
В блестящей обёртке большой шоколад.
Ы, И после Ц
а) Цыган на цыпочках
Подошёл к цыпленку
И цыкнул: «Цыц!»
б) Гласные после Ц (об исключениях)
Цыган цыкнул, встал на цыпки.
«Цыц», — цыплёнку говорит.
Букву Ы здесь в корне пишем,
Так нам правильно велит.
Ясно, без сомнения –
Это исключения!
ЖИ-ШИ
В сочетаниях ЖИ-ШИ
Только И всегда пиши!
В сочетаниях ЧА-ЩА
Пишем только букву А.
В сочетаниях ЧУ-ЩУ
Пишем только букву У.
Разделительный ь
Перед Е, Ё, И, Ю, Я
Я в корнях стою, друзья.
Воробьи, семья, жильё –
Перед Я, Ю, И, Е, Ё.
Воробьи, жильё, ручьи,
Листья, крылья, стулья, чьи,
Колья, перья и семья,
Вьюга, осенью, друзья.
Мягкий знак
Мягкий знак – хитрый знак.
Не назвать его никак.
Он не произносится,
Но в слово часто просится.
Почему у дома угол
Превратился сразу в уголь,
Без пожара, просто так?
Это буква мягкий знак.
Будем мы всегда, где надо,
Мягкий знак вставлять в слова,
Чтобы хорь не стал бы хором,
Колья – Колей никогда.
Мягкий знак, мягкий знак –
Без него нельзя никак!
Без него не написать
Тридцать, десять, девять, десять, пять.
Вместо шесть получим шест,
Вместо есть напишем ест,
Станут пенками пеньки.
Уголками угольки,
Банька в банку превратится
Вот что может получиться,
Если будем забывать
Мягкий знак в словах писать.
Безударные гласные в корне
а) Если в гласной есть сомненье,
Измени ты слово так:
Ставь её под ударенье,
И не попадешь впросак
б)Безударный хитрый гласный:
Слышим мы его прекрасно,
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
Удвоенные согласные
Грамм, грамматика, программа,
Коммунист и телеграмма.
«Эм» вторую как-нибудь
Написать не позабудь.
Аллея, иллюстрация,
Коллектив, иллюминация,
Миллион и металл –
Я два «эль» написал.
Класс, комиссия и касса,
Пассажир, экспресс и трасса,
Кросс, профессия, прогресс –
Напиши две буквы «эс».
Колосс, шоссе и масса,
Пресса, касса, трасса.
Бассейн, профессор и конгресс –
Поставь в словах две буквы «эс».
Терраса и террор,
Территория, перрон,
Корреспондент и баррикада
Писать с двумя «эр» надо.