Была ли у ханты когда-то своя письменность?

Узоры северного сияния

Автор: Горшкова Валентина

ученица 3 «А» класса

МБОУ СОШ №3 г. Салехард

Научный руководитель: Гизатулина Начия Аминовна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №3 г. Салехард

Салехард

Оглавление

Введение…………………………………………………………………….3

Была ли у ханты когда-то своя письменность?…………………………………….4

Национальные узоры народа ханты……………………………………….5

Мои исследования………………………………………………………….7

Выводы …………………………………………………………………….8

Заключение …………………………………………………………………9

Список используемой литературы………………………………………..11

Узоры северного сияния

Горшкова Валентина

г. Салехард

МБОУ СОШ №3

3 «А» класс

Научная статья (описание работы)

Введение

Здравствуйте! Меня зовут Валя и я ханты. Я живу в городе, но очень люблю надевать красивые платья и ягушки, украшенные волшебными северными узорами. В любую погоду согревает меня одежда, сшитая и украшенная руками моей милой мамочки и бабушки.

Чудесные узоры украшают одежду наших женщин. Вся необъятная северная природа открывается в бисерных и меховых орнаментах. Здесь «оленьи рожки» и «утиная лапка», «шея лебедя» и «след лисицы»…

Народ ханты издавна проживает на ямальской земле. Северная земля необыкновенно красива, и красоту ее женщины народа ханты перенесли в волшебные узоры из меха и бисера, украшающие одежду, обувь и предметы быта. Все многообразие окружающего человека северного мира отражают созданные искусными руками мастериц кисы и ягушки, мужские рубашки и берестяные туеса, необыкновенной красоты нагрудные украшения(саклак) и накосники. И каждый узор имеет свое значение и название.

Бабушка объяснила, что каждый узор имеет своё значение, свой рассказ. Ей об этом очень хорошо известно, ведь она родилась в тундре.

Много других орнаментов, северных украшений я видела по телевидению Государственной телерадиокомпании «Ямал – Регион» и на празднике «Дня оленевода» в городе Салехард и поселке Аксарка. Мне стало интересно узнать: какие названия имеют орнаменты, что можно «прочесть» по этим узорам. Я полагаю, что эта работа поможет мне изучить прошлое нашего сурового и в тоже время необычайно привлекательного края, глубже понять его настоящее, заглянуть в будущее. Мой интерес вызван естественной потребностью каждого человека знать историю своей малой Родины. Мне очень хочется, чтобы люди, которые живут и приезжают на Ямал, смогли по узорам читать историю моего народа

Цель исследования

Изучить историю узорной письменности ханты.

Задачи исследования

  • Проанализировать литературу по выбранной теме
  • Раскрыть значение, применение узоров хантыйской письменности
  • Выяснить у одноклассников, взрослых, что они знают об узорной «письменности»

Объект исследования

Учащиеся 3 класса, взрослые: мои родственники, близкие

Предмет исследования

Орнаментальное искусство ханты

Методы исследования

u Анализ научной литературы

u Опрос — интервью

u Рассказ моей бабушки

u Наблюдение

u Анкетирование

Была ли у ханты когда-то своя письменность?

Была ли у ханты когда-то своя письменность? Что таят в себе народные традиции? Традиции, тесно связанные с законами разных наук, выработал «неграмотный» народ, не имеющий представления о науке как таковой письменности в современном ее понимании. В своей повседневной деятельности, вырабатывая законы жизни, он опирался только на свой опыт, постоянно совершенствовал его, согласовывая с законами окружающей среды. Традиции ханты говорят о бережном и уважительном отношении человека – хозяина тундры к природе. Неписаные законы и правила, с добрыми и мудрыми советами, помогали и продолжают помогать ханты быть хозяином на своей земле.

И сейчас оленеводы, охотники, рыбаки, женщины тундры продолжают строго следовать традициям и правилам, которые выработаны столетиями. Самые главные – забота об олене, человеке, природе… Вот почему женщина тундры в далекие времена свои заботы, мечты, любовь к родным использовала как детали, самые приметные знаки на одежде, шапках и обуви.

Автором узорной письменности является ЖЕНЩИНА. До сегодняшних дней не считали, что высокое мастерство женщины может называться письменностью, ибо по привычке только любовались красотой изделий, наслаждались теплом творения женских рук.

Её творение – это «Книга Жизни», ее Заветы. Она как бы нам говорит: «Размышляй, думай, читая «страницы» этой книги!». Древняя наша бабушка создавала неумирающие традиции пошива обуви, головных уборов, одежды. Украшала их узорной письменностью и заложила в них правила. Оказывается, все знаки, которые есть на нашей одежде, «говорящие», но только надо уметь их читать.

По узорам, фасонам, деталям одежды, обуви, шапок можно определить вещи детские, мужские и женские. Ханты эти вещи никогда не спутают ни с чьими. Им с этими вещами тепло, уютно и красиво. Узоры хантыйской женщины на одежде и обуви – уникальная, своеобразная письменность – узорная, рассказывающая о прошлом и настоящем нашего края. На орнаментах женщина изображала всю тундру с реками, озерами, с глазами, рогами, копытами и ушами оленя, следами других животных, птиц и зверей.

Оказывается у Русских до Кирилла и Мефодия была азбука. Глаголицу уничтожили намеренно


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: