СОДЕРЖАНИЕ
1. Цель и задачи дисциплины
2. Место учебной дисциплины в структуре ООП ВПО
3. Требования к результатам освоения содержания дисциплины (ОК, ПК)
4. Содержание и структура учебной дисциплины
4.1. Содержание разделов дисциплины
4.2. Структура дисциплины
5. Календарно-тематический план дисциплины
6. Рабочая программа дисциплины:
6.1.Лекционные и практические занятия
6.2. Контрольные вопросы и задания
6.3. Темы сообщений и рефератов
6.4. Задачи для самостоятельной работы
6.5. Самостоятельная работа
7. Связь учебной дисциплины с другими дисциплинами и курсами
8. Образовательные технологии:
9. Оценочные средства для текущего контроля успеваемости, промежуточной аттестации
10. Учебно-методическое обеспечение дисциплины
11. Материально-техническое обеспечение учебной дисциплины
12. Глоссарий
Цели и задачи учебной дисциплины
Многие субъекты общественных отношений уже не могут существовать и нормально функционировать без взаимного информационного обмена и использования в своих технологических процессах разнообразных компьютерных устройств.
Как свидетельствует статистика, в последнее время количество преступлений в сфере компьютерных технологий неуклонно увеличивается, возрастает их удельных вес по размерам причиненного вреда в общей доле моральных и материальных потерь от обычных видов преступлений.Расследование подобных преступлений вызывает серьезные затруднения в документировании преступной деятельности, выявлении преступников, требует привлечения специалистов в области вычислительной техники, цифровых средств электросвязи и защиты конфиденциальной информации.
С учетом современных научных достижений и передовой практики правоохранительных органов в рабочей программе комплексно рассматриваются особенности расследования компьютерных преступлений.
Цель преподавания дисциплины – обеспечить знание теоретических и практических основ при расследовании компьютерных преступлений.
Цель освоения учебной дисциплины (модуля) «расследование компьютерных преступлений» – подготовка студентов к эффективному применению в процессе обучения в вузе и в ходе будущей профессиональной деятельности.
Формирование у будущих специалистов самостоятельного и творческого подхода к освоению мировой информационной среды, знания о состоянии рынка информационных ресурсов и услуг, а также практических навыков по их получению и использованию.
Задача изучения дисциплины – изучение основных понятий и сущности компьютерных преступлений.; изучить уголовно-правовую характеристику компьютерных преступлений., а также способы совершения компьютерных преступлений и типичные следы.
Конкретные задачи:
–сформировать знания теоретических и практических основ при расследовании компьютерных преступлений.
– научить бакалавров использовать технические средства при расследовании компьютерных преступлений.
– научить разбираться в аппаратных, программных и информационных ресурсах при расследовании компьютерных преступлений.
2. Место дисциплины в учебном плане программы
Расследование компьютерных преступлений код дисциплины М2.В.ДВ2.2 относится к числу дисциплин по выбору, включенных в дисциплины профессионального цикла образовательной программы послевузовского профессионального образования по направлению магистерской подготовки 40.04.01 – юриспруденция и всего на ее изучение отводится 72 часа. В соответствии с учебным планом, занятия проводятся на первом году обучения.
3. Изучение дисциплины «РАССЛЕДОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ПРЕСТУПЛЕНИЙ» направлено на формирование у магистров следующих компетенций:
В результате изучения курса магистр должен:
знать:
– основные понятия и категории;
– содержание и особенности профессиональной деятельности по расследованию преступлений компьютерных преступлений;
– возможные пути (способы) разрешения следственных ситуаций в профессиональной деятельности юриста;
уметь:
– организовывать и планировать расследование компьютерных преступлений;
– применять тактические приемы расследования в конкретных жизненных ситуациях.
владеть навыками:
– оценки сложившейся по делу следственной ситуации;
– поведения в коллективе и общения с гражданами в рамках производства отдельных следственных действий.
– выявления и оценки поведения участников расследования.
Дисциплина«Расследование компьютерных преступлений»служит основой для формирования у магистра следующих компетенций:
общекультурные компетенции (ОК):
готовностью действовать в нестандартных ситуациях, нести социальную и этическую ответственность за принятые решения (ОК-2);
готовностью к коммуникации в устной и письменной формах на русском и иностранном языках для решения задач профессиональной деятельности (ОК-5);
профессиональные компетенции (ПК):
способностью выявлять, пресекать, раскрывать и расследовать правонарушения и преступления (ПК-4);
способностью воспринимать, анализировать и реализовывать управленческие инновации в профессиональной деятельности (ПК-10);
Содержание и структура дисциплины
Содержание разделов дисциплины
№ Раздела | Содержание раздела | Форма текущего контроля | Разработано с участием представителей работодателей |
Понятие, компьютерных преступлений | Р Ответ на семинаре | ||
Уголовно-правовая характеристика компьютерных преступлений | Ответ на семинаре | ||
Система специальных средств собирания и исследования следов преступлений, совершенных с использованием компьютерных технологий | Р Ответ на семинаре | ||
Способы компьютерных преступлений и типичные следы | Р КР | ||
Особенности использования криминалистической характеристики при расследовании компьютерных преступлений | Р Ответ на семинаре | ||
Особенности организации и планирования расследования на первоначальном этапе | Ответ на семинаре | ||
Особенности тактики производства отдельных следственных действий | Р Ответ на семинаре | ||
Участие специалиста при проведении отдельных следственных действий | Р Ответ на семинаре | ||
Противодействие преступности в сфере компьютерных технологий | Ответ на семинаре | ||
Назначение экспертиз при расследовании компьютерных преступлений | Тестирование |
защита лабораторной работы (ЛР), выполнение курсового проекта (КП), курсовой работы (КР), расчетно-графического задания (РГЗ), написание реферата (Р), эссе (Э), коллоквиум (К), тестирование (Т), собеседование (С)
Структура дисциплины
Общая трудоемкость учебной дисциплины составляет 1 зачетные единицы (36 часа).
Вид учебной работы | Трудоемкость, часов ЗФО | |
1 семестр | Всего | |
Общая трудоемкость | ||
Аудиторные занятия: | ||
Лекции (Л) | ||
Практические занятия (ПЗ) | ||
Лабораторные работы (ЛР) | ||
ЗСТ | ||
Самостоятельная работа: | ||
Курсовой проект (КП), курсовая работа (КР) | ||
Расчетно-графическое задание (РГЗ) | ||
Реферат (Р) | ||
Эссе (Э) | ||
Самостоятельное изучение разделов | ||
Контрольная работа (К) | ||
Самоподготовка (проработка и повторение лекционного материала и материала учебников, учебных пособий, подготовка к лабораторным и практическим занятиям, коллоквиумам и т.д.) | ||
Подготовка и сдача зачета | ||
Вид итогового контроля | 1 зет | зачет |
5. Календарно-тематический план дисциплины
Наименование разделов, глав, тем | Всего | Лекции | Пр. | СРС | ||
Общая часть. | ||||||
Понятие, сущность компьютерных преступлений | ||||||
Уголовно-правовая характеристика компьютерных преступлений | ||||||
Система специальных средств собирания и исследования следов преступлений, совершенных с использованием компьютерных технологий | ||||||
Способы совершения компьютерных преступленийи типичные следы | ||||||
Особенности использования криминалистической характеристики при расследовании компьютерных преступлений | ||||||
Особенности организации и планирования расследования на первоначальном этапе | ||||||
Участие специалиста при проведении отдельных следственных действий | ||||||
Назначение экспертиз при расследовании компьютерных преступлений | ||||||
Противодействие компьютерных преступлений | ||||||
Понятие, сущность компьютерных преступлений | ||||||
Всего | ||||||
Рабочая программа