МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Федеральное агентство по образованию
Санкт-Петербургский государственный университет сервиса и экономики
Кафедра «Информатика»
В.М. Пестриков
Г.А.Петров
С.В. Тихов
Информатика
методические указания по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей и направлений заочной формы обучения
Санкт-Петербург
Одобрены на заседании кафедры Информатика, протокол № 3 от
27.09. 2011 г.
Утверждены Методическим Советом ИДДПИ, протокол № от 2011 г.
Информатика. Методические указания по выполнению контрольной работы для студентов всех специальностей и направлений заочной формы обучения. – СПб.: Изд-во СПбГУСЭ, 2011. – 44с.
Методические указания разработаны в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования третьего поколения к содержанию и уровню подготовки выпускника по курсу «Информатика» для всех специальностей и направлений университета сервиса и экономики заочной формы обучения.
Составители: д.т.н., проф. В.М. Пестриков;
к.т.н., проф. Г.А. Петров;
к.т.н., доц. С.В. Тихов
Рецензент: к.т.н., доц. Г.А. Желин
Санкт-петербургский государственный университет
сервиса и экономики
2011 г.
Введение
Считается, что целями информатизации во всем мире и, в том числе, в России являются наиболее полное удовлетворение информационных потребностей общества во всех сферах его деятельности [2], а дисциплина Информатика включена федеральным компонентом цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин почти всех специальностей государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.
Она имеет целью ознакомить учащихся с основами современных информационных технологий, тенденциями их развития, обучить студентов принципам применения современных информационных технологий в профессиональной деятельности. Кроме того, она является базовой для всех курсов, рассматривающих информационные системы, автоматизированные методы анализа и, так или иначе, использующих компьютерную технику.
Дисциплина «Информатика» ,прежде всего, связана с математическими и естественнонаучными дисциплинами, а также с дисциплинами, преподавание которых базируется на использовании современных информационных образовательных технологий.
В результате изучения дисциплины студенты должны:
- иметь представления об информации, информационных процессах и основах современных компьютерных информационных технологий обработки информации, их влиянии на успех в профессиональной деятельности;
- знать современное состояние уровня и направлений развития архитектуры аппаратных и программных средств электронно-вычислительной техники;
- уверенно работать в качестве пользователя персонального компьютера, самостоятельно использовать внешние носители информации для обмена данными между машинами, создавать резервные копии и архивы данных и программ, владеть приемами антивирусной защиты;
- уметь работать как с программными средствами общего назначения, так и с отдельными профессионально ориентированными программными средствами;
- иметь навыки работы в локальных и глобальных компьютерных сетях, использовать в профессиональной деятельности сетевые средства поиска и обмена информацией;
- владеть основами автоматизации решения экономических задач;
- владеть приемами антивирусной защиты.
По завершению курса обучения для заочного отделения предусмотрены следующие формы отчетности:
1. зачет по результатам выполнения контрольной работы – в первом семестре;
2. экзамен – во втором семестре.
Зачет ставится при выполнении трех заданий, варианты и методические рекомендации к которым приведены в разделе II.
Допуском к экзамену является защита заданий 2 и 3, приведенных в разделе II. В качестве теоретических вопросов, выносимых на экзамен, служат вопросы задания 1, которые приведены в разделе 2.2.
Примечание. Студенты, для которых не предусмотрено изучение информатики во втором семестре, сдают экзамен в конце первого семестра.
Цели и задачи выполнения контрольной работы
В ходе изучения данной дисциплины и освоения готовых прикладных программ специалисту с высшим образованием, прежде всего, необходимо не только понять методологию, но и овладеть простейшими приемами разработки программного обеспечения вычислительных систем вообще и прикладных задач в частности.
Дело в том, что, во-первых, методология разработки любого программного обеспечения предполагает в общем случае выполнение следующих этапов данного процесса:
- постановка задачи;
- составление описания задачи;
- формализация задачи;
- алгоритмизация-разработка алгоритма решения задачи;
- отладка программы и оценка результатов.
Следовательно, независимо от статуса специалиста, в случае необходимости разработки оригинальной прикладной задачи для своей предметной области, любой из них должен будет принимать участие в постановке задачи, отвечая на вопрос, какие цели преследует ее решение и что должно быть на выходе. Затем, на этапе формализации, он должен показать, какими методами задача может быть решена и какие функциональные зависимости при этом предполагается использовать, а на этапе алгоритмизации – указать предполагаемую последовательность ее решения и желательный порядок выдачи результатов. Кроме того, даже при использовании готовых наиболее распространенных офисных программ пользователям компьютеров в случае реализации своих оригинальных фрагментов или процедур приходится, так или иначе, применять элементы программирования, т.е. выступать в роли программиста.
Таким образом, контрольная работа по дисциплине «Информатика», как одна из форм проверки уровня знаний студента, направлена на закрепление теоретического материала и практических навыков по работе в среде современных операционных систем персональных компьютеров (ПК), с одной стороны, и освоение методики разработки простейших машинных программ с помощью языка программирования высокого уровня — с другой.