Вот толстяк — надуты щёки
И, наверно, руки в боки.
Вот худышка — щёки впали:
Видно, есть ему не дали.
Цель:
Укреплять мускулатуру щёк. Развивать координацию движений.
Описание:
Ребёнок поочерёдно надувает и втягивает щёки в спокойном темпе, удерживая их в каждом положении 3-5 секунд.
Обратите внимание!
Губы сомкнуты.
Шарики» (Поочередное надувание щёк)
Шарик слева, шарик справа, Есть у нас одна забава: В щёки дуем-чередуем, То в одну, а то в другую. Цель: Укреплять мускулатуру щёк. Развивать координацию движений и умение переключаться. Описание: Ребёнок в спокойном темпе поочерёдно надувает правую и левую щёки, как бы перегоняя воздух из одной щеки в другую. Обратите внимание! Рот закрыт, губы и нижняя челюсть не двигаются из стороны в сторону. |
Самовар» («Паровозик»)
Щёки надую и выпущу пар,
И запыхчу, как большой самовар.
Цель:
Укреплять мускулатуру губ и щёк.
Описание:
Сжать губы, надуть щёки, удержать воздух 2-3 секунды и выпустить через губы, произнося: «Пых!»
Усложнение:
1. Выпускать воздух через губы в более быстром темпе: «пых-пых-пых» («самовар кипит»).
2. Упражнение с сопротивлением: сжать губы, надуть щёки и, не выпуская воздух, легко похлопывать пальцами по щекам.
Обратите внимание!
Следите, чтобы щёки оставались надутыми, и воздух не уходил через губы.
Шлёпаем губами по языку»
(«Накажем непослушный язык»)
А теперь уж не зубами —
Я пошлёпаю губами:
«У быка губа тупа,
Па-па-па, па-па-па».
Цель:
Расслаблять мышцы языка путём самомассажа (пошлёпывания губами). Научиться удерживать язык распластанным, широким.
Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить: «па-па-па». Произношение слогов («па-па-па») облегчает ребёнку выполнение данного упражнения. Рекомендуем поэтапное выполнение упражнения: 1. Пошлёпывать губами кончик языка. 2. Пошлёпывать губами середину языка. 3. Пошлёпывать губами язык, продвигая его медленно вперёд, а затем назад.
Обратите внимание!
1. Нижнюю губу не следует заворачивать внутрь и натягивать на нижние зубы.
2. Язык должен быть широким, его края касаются уголков рта.
Покусаем язык»
Выдвигаю свой язык,
Чтоб лениться не привык.
И от кончика до корня
Я кусаю всё проворней.
Цель:
Добиваться расслабления мышц языка, усиления кровоснабжения мышц языка, улучшения иннервации (нервной проводимости).
Описание:
Улыбнуться, приоткрыть рот и покусывать язык. Варианты: 1. Покрывать кончик языка. 2. Покусывать середину языка. 3. Покусывать язык, продвигая его постепенно вперёд-назад. Во время выполнения упражнения произносить: «та-та-та». Произношение слогов («та-та-та») помогает ребёнку в выполнении упражнения.
Обратите внимание!
1. Не подворачивать нижнюю губу внутрь, на нижние зубы.
2. Язык широкий, губы растянуты в улыбке. Данное упражнение является базовым в артикуляционной гимнастике. Выполняя это упражнение, ребёнок осуществляет самомассаж языка.
Кусаем боковые края языка»
«Горкой» выгну язычок,
Пожую ему бочок:
Левый, правый, оба сразу
Я жую как по заказу.
Цель:
Преодолевать спастичность (напряжённость) языка путём самомассажа (покусывания боковых краёв языка), способствовать прилеганию краёв языка к нижним боковым зубам.
Описание:
Улыбнуться, спеть: «и-и-и» (язык расширится) — и, не меняя положения языка, покусывать его края боковыми зубами 10—15 раз.
Обратите внимание!
Выполнение упражнения осложняется тем, что рот почти закрыт и ребёнок не может зрительно контролировать себя. Если возникают трудности в выполнении упражнения, то необходимо показать ребёнку, какую часть языка нужно покусывать. Попросите ребёнка высунуть язык и проведите соской по краям языка, от корня к кончику. Можно предложить ребёнку покусать соску боковыми зубами с одной и с другой стороны, что поможет понять, какими зубами нужно покусывать края языка.
Чистим зубы снаружи»
Зубки верхние снаружи