Через театрализованную деятельность

Воспитание нравственных качеств дошкольников

(из опыта работы)

Подготовила:

Лопина Валентина Николаевна,

воспитатель МБДОУ «Детский сад села Вознесеновка Шебекинского района Белгородской области»

2014год

В настоящее время перед обществом необычайно остро стоит проблема нравственного воспитания детей всех возрастов, педагоги заново пытаются понять, каким образом привить современным детям нравственные ценности. Ребенок, способный правильно оценить и понять чувства и эмоции другого человека, для которого понятия дружба, справедливость, сострадание, доброта, любовь не являются пустым звуком, имеет гораздо более высокий уровень эмоционального развития, не имеет проблем в общении с окружающими, он гораздо устойчивее переносит стрессовые ситуации и не поддается негативному воздействию извне. Чувства позволяют человеку испытать удовлетворение после совершения правильного поступка или заставляют нас испытывать угрызения совести, если нравственные нормы были нарушены. Основа таких чувств как раз и закладывается в детстве, и наша задача помочь в этом ребенку, обсуждая с ним нравственные вопросы. Добиваться формирования ясной системы ценностей, чтобы малыш понимал, какие поступки недопустимы, а какие желательны и одобряемы обществом.

Нравственное воспитание дошкольников особенно важно, потому как именно в дошкольном возрасте ребенок особенно восприимчив к усвоению нравственных норм и требований. В результате такого нравственного воспитания ребенок начинает действовать не потому, что хочет заслужить одобрение взрослого, а потому, что считает необходимым соблюдение самой нормы поведения, как важного правила в отношениях между людьми.

Эффективное нравственное воспитание невозможно без обсуждения с малышом нравственной стороны поступков других людей, персонажей художественных произведений, выражения своего одобрения его нравственных поступков наиболее понятным для ребёнка образом. Хорошие добрые книги читают всем детям, но почему же тогда они вырастают разные по своим чувствам и отношению к окружающему? В чем же причина? Мало детям прочитать то или иное произведение, нужны упражнения в определении норм и морали. Это и обращение внимания на настроение своих близких, и замечание своих хороших поступков, совершенных в течение дня, постоянная оценка поступков своих сверстников, беседы на темы: «Жадность», «Злой язычок».

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждое литературное произведение или сказка, имеют социальную направленность. В результате ребенок познает мир умом и сердцем, и выражает свое отношение к добру и злу. Любимые герои становятся образцами для подражания. Занятия театрализованной деятельностью не только знакомят детей с миром прекрасного, но и пробуждают в них способность к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, а главное помогают психологической адаптации ребенка в коллективе.

Театрализованная игра — одна из самых демократичных, доступных для детей видов деятельности, она позволяет решать актуальные проблемы педагогики и психологии, связанные с художественным и нравственным воспитанием, развитием коммуникативных качеств личности, развитием памяти, воображением, мышлением, фантазии, инициативности и т.д. Театрализованные игры представляют собой разыгрывание в лицах литературных произведений (сказки, рассказы, инсценировки).

Театрализованные игры как разновидность сюжетно-ролевых игр сохраняют их типичные признаки: содержание, творческий замысел, роль, сюжет, ролевые и организационные действия и отношения. Источником всех этих компонентов служит окружающий мир. Кроме того, театрализованная деятельность позволяет ребенку решать многие проблемные ситуации опосредованно от лица какого-либо персонажа, что способствует преодолению робости, неуверенности в себе, застенчивости. Театрализованные игры пользуются у детей неизменной любовью. Дети с удовольствием включаются в игру: отвечают на вопросы кукол, выполняют их просьбы, дают советы перевоплощаться в тот или иной образ.

На пятом году жизни резко возрастает потребность в общении со сверстниками. Но мои наблюдения в начале года показали, что дети не умеют играть дружно, вежливо обращаться друг к другу, часто ссорятся, конфликтуют. Поэтому, чтобы создать сплочённый, доброжелательный коллектив, необходимо было найти пути решения этой проблемы. Я обратила внимание, с какой радостью дети идут смотреть театрализованные представления, а потом очень возбужденно обсуждают увиденное. Куда делись ссоры, споры? Во время беседы дети имитируют голос и повадки героя, который понравился. Желание самим участвовать, играть со своими сверстниками, натолкнуло меня на мысль – увлечь детей театрализованной деятельностью. Видеть их улыбки, слышать их смех и чувствовать, что это в какой-то степени зависит от меня! Театрализованные игры помогают нам создать радостную, непринужденную обстановку в группе.

Учитывая интерес детей к сказкам, доступность детскому восприятию, а также общеизвестное значение сказки для нравственного и эстетического воспитания детей мы используем в своей работе наиболее популярные из них. Например: сказки «Теремок», «Зимовье зверей» учат дружить, а сказка «Репка» развивает у детей умение быть дружными, трудолюбивыми; сказка «Маша и медведь» предостерегает — в лес одним нельзя ходить — можно попасть в беду, а уж если так случилось, не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации. Сказки учат слушаться родителей, старших — это «Гуси-лебеди», «Снегурочка». А такие черты характера как страх и трусость высмеиваются в сказке «У страха глаза велики», хитрость — в сказках «Лиса и журавль», «Лисичка-сестричка и серый волк» и т. д. Трудолюбие в народных сказках всегда вознаграждается («Хаврошечка», «Морозко»), мудрость восхваляется («Мужик и медведь», «Два жадных медвежонка»,), забота о близком поощряется («Бобовое зернышко»).

Предварительно, мы провели работу с воспитателями ДОУ, подготовив консультации «Совместные формы работы детского сада и родителей по формированию нравственных качеств», «Театрализованная деятельность в детском саду»; мастер–класс «Игры на развитие мелкой моторики рук». А так же подготовили памятки для родителей «Этикет для малышей», «Правила поведения в гостях»; консультации «Роль сказки в развитии детской эмоциональности», «Как воспитывать в детях вежливость», «Нравственное воспитание ребёнка», «Театр в жизни ребёнка».

Организовывая игры-драматизации с детьми средней группы, прежде всего, мы хотели сформировать интерес к театрализованным играм. Это происходило в процессе просмотра небольших кукольных спектаклей, которые воспитатели совместно с родителями показывали, взяв за основу содержание знакомых детям потешек, стихов, сказок. Детям нравится играть в театральном уголке. Поэтому, мы решили пополнить развивающую среду: разными видами театра, обновить шапочки. Привлечь родителей воспитанников к процессу подготовки и проведения игр-драматизаций: шитье перчаточных кукол и изготовление костюмов и декораций, изготовление настольной и напольной ширмы, а так же в исполнении ролей на праздниках, досугах и развлечениях.

В своей работе, мы часто используем театр в самостоятельной игровой деятельности: игры-имитации, игры с театральными куклами (перчаточные, настольные, пальчиковые и т.д.) упражнения на отработку основных эмоций, небольшие инсценировки, игры-драматизации.

В работе с детьми мы используем дыхательную, артикуляционную, пальчиковую гимнастики, упражнения на развитие мимики, жестов и движений (в процессе любой детской деятельности) театрализованные игры (с участием взрослых) разыгрывание сценок. Знакомим детей с разными видами театра, используемыми в детском саду.

В своей работе с детьми над драматизацией сказок мы использовали упражнения на подражание голоса, например: Зайца, Волка, Медведя, Лисы, Колобка и прием ассоциации с цветом (сказка «Колобок»). На кого похож этот кружок? Кто мог спрятаться за этим кружком? С помощью этих кружков дети вспомнили последовательность событий в сказке, которую я нарочно изменила. Еще использовали такой прием: детям предлагаются разные изображения колобков, после рассматривания задается вопрос: «Какой Колобок живет в сказке и почему?» Дети выбирают веселого, аргументировав свой ответ тем, что грустный Колобок не мог бы спеть веселую песенку. Так же были предложены три разных изображения Лисы, после рассматривания, которых были заданы вопросы: «Какая Лиса съела Колобка? Почему? Какая Лиса подружилась бы с Колобком?»

Следующий прием: «Волшебная шкатулка» В нее положены подсказки, которые определяют героя, а ребенок соотносит их с героями сказки и в конце занятия использовала прием «Подари сердечко». Детям предлагались сердечки, которые они должны были подарить какому-нибудь герою, но прежде детям объясняла, что подарить кому-нибудь сердце – значит, полюбить его. Дети обосновывали свой выбор. При дарении своего сердечка понравившемуся герою дети давали их и Колобку, и Зайцу, и Волку, и Медведю, аргументировав при этом свои ответы. Во время подготовки и разыгрывания спектакля, разговариваем с детьми всегда вежливо и ласково. Следим за тем, чтобы и дети также обращались друг с другом, помогали, проявляли настойчивость, терпение. Интонация голоса воспитателя – образец для детей.

Были проведены беседы с детьми по темам: «Здравствуйте! До свидания!», «С добрым утром!», «Волшебные слова», «Знакомство», «Грубость и драка» (Шорыгиной Т.А.), «Настроение бывает разным» (Масаловой Л.Л.).

Мы используем все подходящие случаи в повседневном общении, игре, чтобы упражнять детей в разнообразном интонировании самых привычных слов: «Здравствуйте!» (радостно, приветливо, доброжелательно, небрежно, угрюмо); «До свидания» (с сожалением, огорчением, надеждой на скорую встречу); «Дай» (уверенно, вежливо, терпеливо, с желанием порадовать) и т.д. Подобные упражнения развивают и пантомимические средства выразительности. Спрашиваем детей: «Кто прошел по дорожке?» Предлагаем им выбрать персонаж (Волк, Лиса, Заяц, Мышонок).

Не называя его, надо загадать о нем загадку путем имитации его движений. Дети угадывают, кто же прошел по дорожке. Или другое упражнение: все желающие выбирают роль любого известного персонажа, но держат свой замысел в секрете. Они изображают его в разных заданиях, которые я придумаю. Например: продемонстрировать прогулку, собирание грибов, цветов, бег на соревновании, умение незаметно подкрасться, ловлю бабочек, и др. Очень хорошо помогает передавать характер персонажа – музыка. Например, на музыкальных занятиях, мелодией побуждаем детей к имитации движений различных персонажей. После слушания песни «Петушок», изобразить, как поет петушок, важно шагает; показать, как идет медведь, прыгают зайцы. Другие дети угадывают, какие движения соответствуют движениям медведя и зайцев. Используем музыкальные загадки: «Покажи, как прыгает зайка»; «Покажи, как неслышно, мягко двигается кошка»; «Покажи, как ходит петушок». Пока дети будут выполнять задание, мы вместе с остальными ребятами смотрим и отмечаем особенности игры каждого «актера», привлекая ребят к поискам собственных способов показа. В дальнейшем мы обязательно включаем такого рода фрагменты в театрализованные игры и потом находим им практическое применение. Например, выступления перед детьми младших групп с инсценировкой знакомых потешек, стихов, сказок. Выступления для родителей, инсценировки «Есть у нас огород», «Зверята», «Две бабули».

Теперь подведу итог проводимой нами работы в средней группе. Дети изменились. Они стали взрослее, и не только физически, они заметно выросли в нравственном плане. Дети стали внимательнее к окружающим, замечают настроение других людей. Если раньше, чтобы сказать о настроении или чувстве, дети пользовались словами: «плохой – хороший» и «грустный – веселый», то теперь в их обиходе можно услышать такие слова: «злой, сердитый, хмурый, ворчливый, добрый, радостный, смелый, смешной, находчивый». То есть, значительно обогатился словарь детей. Заметный плюс таких занятий в том, что дети говорят свою точку зрения, как думают, пусть иногда ошибочно. В ходе работы дети постепенно овладевают средствами выразительности, которые помогут им добиться успеха, почувствовать уверенность в себе и своих возможностях. И так, мы видим, что благодаря театрализованной деятельности происходит формирование нравственных качеств дошкольников, помогая детям постичь их не только умом, но и сердцем, пропустить их через свою душу, сделать правильный моральный выбор. Происходит осмысление нравственных ценностей, повышение нравственной культуры, как воспитанников, так педагогов и родителей; что способствует укреплению сотрудничества ДОУ и семьи.

Автономное дошкольное образовательное учреждение города Королёва Московской области детский сад № 16 «Забава» комбинированного вида.

Опыт работы по духовно — нравственному воспитанию.

Авторский коллектив: заведующий Птицына М.Ю.

зам.зав. по ВМР Шипилова В.В.

педагог-психолог Птицына М.В.

г.Королёв Московской области

2011 год

Уважаемые участники VIII Московских областных Рождественских образовательных чтений «Учитель! Пред именем твоим позволь смиренно преклонить колени»

Знаменательно, что VIII Рождественские чтения проходят в год учителя. Мы дошкольники являемся начальной ступенью в образовании, воспитании, развитии наших детей.

Каким мы хотим видеть наше будущее, во многом зависит от нас и от тех принципов, которые мы заложим в сознании наших детей.

Каков человек, такова его деятельность, таков и мир, который он создал вокруг себя. Что характеризует человека, прежде всего его культура. Это понятие включает в себя духовность и нравственность, цивилизованность и образованность.

Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела в последние годы особое значение.

Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, как совесть, честь, долг привели к негативным последствиям в обществе: к социальному сиротству, усилению криминогенности среди подростков, бродяжничеству, а так же к родительской безответственности и равнодушию к воспитанию подрастающего поколения не только родителей из трудных семей, но и у тех, кто занят своей карьерой и не имеет ни времени, ни желания, посвятить свои силы воспитанию своих собственных детей. Именно бездуховность и лежит в основе таких негативных явлений в нашем обществе.

В наше время в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие ребёнка, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными.

В связи с этим ключевая роль детского сада — создание оптимальных условий для всестороннего развития духовно-нравственного потенциала дошкольников через гармоничное построение целостного педагогического процесса в дошкольном учреждении основанного на этнокультурных ценностях родного края. Наша практика показала, что именно изучение традиционной отечественной культуры, статуса семей наших воспитанников и знакомство с проблемами семейного воспитания в дошкольном учреждении позволяет сочетать обучение и воспитание без границ между ними.

Для успешной работы по духовно-нравственному воспитанию дошкольников на основе этнокультурного развития в детском саду последовательно выполнялись несколько принципиально важных условий: непосредственное участие в процессе взрослых и детей. Анализируя работу за трёхлетний период, мы пришли к выводу, что слабым звеном в духовно-нравственном воспитании детей является семья.

Прежде чем начать работу в детском саду, мы пытались изучить отношение родителей к данной проблеме и провели анкетирование. Анализируя ответы родителей, пришли к выводу, что несмотря на различные мнения, как правило всем хотелось бы, чтобы их дети были знакомы с традициями, религией и выросли с четкими представлениями о нормах морали и нравственности. Проведенные анкетирования, беседы, консультации, встречи с родителями показали что основная часть родителей наших воспитанников считает себя православными людьми, однако они плохо представляют себе православное учение, нечасто бывают в храме, а духовное родство с православной церковью ощущают в основном только через традиции и национальную культуру. К тому же у родителей очень мало или совсем отсутствуют знания о возрастных особенностях детей, о воспитании, о народной педагогике. Многим родителям просто неизвестно, что именно в дошкольном возрасте происходят:

-усвоение социальных норм, моральных требований и образцов поведения на основе подражания. Почему именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре, зле, о нравственных эталонах и нормах поведения и взаимоотношений.

Практика работы по духовно- нравственному воспитанию детей показывает, что работе с семьей необходимо уделять основное внимание. Семья играет центральную роль в сознании ребенка. То, что обязана дать малышу семья, никто кроме неё не даст в полной мере. Наша задача помочь родителям осознать, что в первую очередь, в семье должны сохраняться и передаваться нравственные и духовные обычаи, ценности, созданные предками, а для этого мы совместно с родителями и сотрудниками детского сада организовали музей по приобщению детей к истокам русской культуры. Собранным экспонатам музея более ста лет. Познакомиться с бытом, предметами старины через занятия, экскурсии по музею для детей и взрослых очень полезно и интересно.

Вера- дело сугубо личное и мы не вправе вмешиваться в чужую личную и семейную жизнь. Цель нашей работы с родителями мы определили как просветительскую, т.е. познакомить родителей с православной культурой и историей, пробудить к ней интерес. В каждой возрастной группе собран интересный материал по нравственно-духовному воспитанию и представлен для родителей в отдельных папках. Взрослым представляется возможность познакомиться с различными темами, задать вопросы воспитателям, побеседовать. В дальнейшем мы планируем больше уделять средствам наглядной информации, не только папки-передвижки, но и выпуск газеты, создание православной библиотеки для педагогов и родителей. По желанию семьи в детском саду для старших дошкольников организован факультатив- «Основы православной культуры.» Посещают его 56 воспитанников. Занятия проводят руководитель Виктория Александровна с благословения храма святых бессребреников и чудотворцев Космы и Дамиана- отца Виктора.

Педагог помогает не только детям, но и всему педагогическому коллективу проникнуть в тайны Святая Святых. В работе факультатива Виктории Александровне помогают педагоги нашего дошкольного учреждения: инструктор по физической культуре Виктория Викторовна, педагог-психолог Марина Вячеславовна, музыкальный руководитель Анастасия Николаевна.

Цель факультатива формировать положительное восприятие православной культуры, создавать условия для духовно- нравственного развития личности ребёнка в русле православной культуры, в соответствии с традициями русского народа и заложить основы христианского сознания и поведения.

Одно из главных задач факультатива воспитывать духовно-нравственные представления о том, что хорошо слушаться старших, дружно играть, помогать друг другу, делиться игрушками, быть правдивым, уметь признаваться в совершенном поступке, просить прощение и прощать, быть скромным.

Совместно с родителями ежегодно мы проводим православные праздники:

« Рождество Христово», «Пасха», которые сопровождаются выставками детского и взрослого творчества.

Для руководителей города, родителей подготовили и провели праздничные занятия по темам: « Славянская письменность», «Святочи и Святыни земли Подмосковной». Содержание сценариев ориентируется на православную культуру. Поэтому нужно постоянно помнить о той личной и профессиональной ответственности, которая ложится на педагогов, инициирующих процессы духовно-нравственного воспитания детей. Педагог имея дело с детскими душами, должен постоянно совершенствовать собственный духовный мир, чтобы всегда и во всем быть идеалом «человечности» для своих воспитанников, созидателем важнейших ценностей жизни: истины, добра, красоты.

Для педагогов проводится семинарские занятия. Темы занятий включают в себя как теоретические вопросы, так и методику работы с детьми и родителями по выбранному направлению.

В детском саду создан и работает «семейный клуб» для встречи с родителями. Работу клуба и семинаров ведут сами педагоги дошкольного учреждения.

Наш детский сад сотрудничает с гимназией №18. Переход из детского сада в школу- важная ступень в жизни каждого ребенка. Преемственность между дошкольным учреждением и школой- двусторонний процесс в котором на дошкольной ступени образования сохраняется ценность школьного детства и формируются фундаментальные личностные качества ребенка. Сотрудничество позволяет решать проблемы преемственности в системе детский сад- школа. Учителя школы имеют возможность ближе познакомиться с формами работы, которые используются в детском саду, а воспитатели детского сада лучше знакомятся с программами для детей начального звена. Тематика встреч воспитателей и учителей разнообразна мы обсуждаем вопросы духовно-нравственного воспитания детей, а так же решаем, как сохранить знания детей полученные при посещении детского сада.

Православная педагогика направляет воспитание на конкретную личность, которая должна быть ответственной не только за свою жизнь, но и за сохранение и развитие исторических и культурных традиций своего народа. Православная педагогика обогащала педагогику светскую цельностью миропонимания, опытом нравственного уклада жизни, развития гармоничной личности.

Общая перспектива нашей работы по духовно-нравственному воспитанию с детьми и родителями детского сада предусматривает интеграцию духовно-нравственного содержания в повседневную жизнь, как детского сада, так и семьи. Для этого необходимо совершенствовать духовный рост педагогов работающих в этом направлении. Воспитание духовной личности возможно только при совместных усилиях образовательного учреждения и семьи. Хочется пожелать всем вам терпения, нравственности, духовности и помнить, что все мы работаем и живем ради детей.

Семья строится и существует на Вере. Покровителями семьи являются Муромские святые Пётр и Февронья.

и как спасительный совет,

как чудное благословение

для многих молодых семей

сегодняшнего поколения.

Желаю, чтоб от разных бед

для всех семей были оградой

Святые Петр и Февронья,

в руке сжимающая ладан.

Всем вам желаем: добра, любви, верности.

Развитие речи через театрализованную деятельность


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: