Чём думают люди, а грамматика – как они думают».

Аргументируя свой ответ, приведите по 1 примеру из прочитанного текста, иллюстрирующему лексические и грамматические явления (всего 2 примера).

Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте

цитирование.

Вы можете писать работу в научном или публицистическом стиле, раскрывая

тему на лингвистическом материале.

Начать сочинение Вы можете словами Г.Степанова.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Сочинение пишите аккуратно, разборчивым почерком.

СОЧИНЕНИЕ

Известный лингвист Г.Степанов утверждал: «Словарь языка свидетельствует, о чём думают люди, а грамматика – как они думают». Попробуем разобраться в смысле этого афоризма.

Данное высказывание состоит из двух частей. Рассмотрим первую часть. На мой взгляд, под словом «словарь» Г.Степанов подразумевал лексику, или словарный запас языка, который используют люди в речи. Слова понадобились человеку для того, чтобы дать имя всему, что есть в мире. Значит, они отражают мысли людей. Образно говоря, язык – это слепок нашего мышления. То есть «словарь языка свидетельствует, о чем думают люди». Например, используя в репликах одной из девочек (предложения 34, 35, 38) эмоционально-экспрессивную лексику (трус несчастный) и разговорные слова ( пикни, устроим), автор текста подчёркивает грубость и жестокость в мыслях детей, их коварные намерения.

Теперь остановимся на второй части высказывания. Чтобы понять её смысл, нужно выяснить значение слова «грамматика». Грамматика – это раздел лингвистики, который изучает правила построения словосочетаний и предложений. Знание грамматических правил не только помогает человеку правильно и ясно излагать собственные мысли, но и раскрывает его внутренний мир, состояние, отношение к окружающим. Возьмём, к примеру, предложения 19 и 20. Все знают, что слово пожалуйста употребляется в том случае, если человек хочет расположить к себе собеседника, проявить к нему уважение, вежливость. Но если рассмотреть эти предложения с точки зрения их построения, то есть грамматики, то мы увидим, что данное слово не входит в состав предыдущего предложения, а является самостоятельной синтаксической конструкцией. В данном случае автор использовал такой синтаксический приём, как парцелляция, чтобы подчеркнуть скрытую агрессию школьников, их требовательный тон. Помогает в этом и употребление слова должны (предложение № 19).

Таким образом, в том, как мыслит и говорит человек, заключается его сущность.

Помните известную русскую пословицу: Без труда не выловишь и рыбку из пруда?

Как вы думаете, почему я её цитирую?

Да потому что невозможно подготовиться к заданию А3, не прилагая к этому никаких усилий!

Всё дело в том, что для правильного выполнения этого задания в первую очередь необходимо знать определения следующих средств речевой выразительности:

1. Метафора – это слово в переносном смысле. Чаще всего выражается глаголами, сущ.

Например: Ночь металась за окнами, то распахиваясь стремительным белым огнём, то сжимаясь в непроглядную тьму.

2. Олицетворение – наделение неодуш. предметов призаками и свойствами человека.

Например: Заговорили наши орудия. Вечор, ты помнишь, вьюга злилась.

3. Эпитет – образное определение предмета или действия. Чаще всего выражаются прил. и нар.

Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна, на печальные поляны льёт печально свет она.

НО: НЕ являются эпитетами прил., указывающие на отличительные признаки предметов и не дающие их образной характеристики.

Например: дубовый листок (дубовый – НЕ эпитет), осенний день (осенний – НЕ эпитет)

4. Сравнение – сопоставление одного предмета с другим. Сравнение может быть представлено:

а) формой сравнительного оборота, присоединяемого с помощью союзов КАК, ТОЧНО, СЛОВНО, БУДТО, КАК БУДТО, ЧТО (в значении союза КАК) Например: Хорошо и тепло, как зимой у печки, и берёзы стоят, как большие свечки.

б) сравнительным придаточным предложением

Например: Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду.

в) сущ. в Т.п.

Например: Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.

5. Гипербола – преувеличение.

Например: Я тебе миллион раз говорил.

6. Литота – преуменьшение.

Например: Ваш шпиц, прелестный шпиц, не более напёрстка.

7. Анафора – это повтор звуков слов или оборотов в начале отрывков, из которых состоит высказывание.

Например: Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё – льдинка на языке…

8. Параллелизм – повтор смежных грамматических конструкций для подчёркивания их единства и образности.

Например: Не сияет на небе солнце красное,

Не любуются им тучки синие…

9. Градация – усиление значения слов благодаря эффекту нарастания. Например: Сейте разумное, доброе, вечное…

10. Антитеза – противопоставление, основанное на параллелизме.

Например: Они сошлись. Волна и камень,

Стихи и проза, лёд и пламень.

11. Инверсия – необычный порядок слов. При необычном порядке слов:

а) подлежащее стоит после сказуемого

б) прилагательное после существительного

в) наречие после глагола

Например: Вот нахмурил царь брови чёрные…

(Обычный порядок слов: Вот царь нахмурил брови чёрные.)

12. Риторический вопрос – это вопрос, который ставится с целью усиления утверждения и на него не требуется ответа.

Например: На кого не действует новизна?

13. Риторическое обращение – подчёркнутое обращение к кому-нибудь с целью усиления выразительности.

Например: О Русь моя! Жена моя!

14. Однокоренные слова – слова с одинаковым корнем.

Например: ленивый, ленится, лентяй

15. Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов.

Например: как кот наплакал, ни рыба ни мясо, ставить палки в колёса

16. Лексика разговорного стиля – слова, используемые в повседневно-бытовой сфере общения.

Например: реветь, дочурка, продажный

17. Перифраз — косвенное упоминание объекта путем не называния, а описания

Например: ночное светило = луна или Люблю тебя, Петра творенье!=Люблю тебя, Санкт-Петербург!

18. Метонимия — образное обозначение предмета по одному из его признаков.

Например: «Все флаги будут в гости к нам», где под флагами подразумеваются корабли

19. Лексический повтор — намеренное повторение одного и того же

слова, так выделяется ключевое слово, на значение которого нужно обратить внимание.

Например: Лениво дышит полдень мглистый,

Лениво катится река.

И в тверди пламенной и чистой

Лениво тают облака.

20. Оксюморон — сочетание несочетаемого.

Например: живой труп, пленница свободы, светлая тьма

Почему некомпетентные люди думают, что они удивительны? Дэвид Даннинг #TED-Ed


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: