Что нам мешает в общении с ним?

1. Приказы, команды: убери, перестань, быстро домой, замолчи,… несут неуважение к ребёнку, вызывают чувство бесправия, а то и брошенности в беде.

2. Предупреждения, предостережения, угрозы: «если ты не прекратишь плакать, я уйду», «смотри, как бы не стало хуже», ,…загоняют ребёнка в тупик, при частом повторении ребёнок привыкает и перестаёт на них реагировать, взрослые тогда переходят к более жестким мерам и узел проблем только затягивается.

3. Мораль, нравоучения, проповеди: «Ты обязан вести себя как подобает». Обычно дети из таких фраз не узнают ничего нового. Ничего не меняется от того, что они слышат это в «сто первый раз». Они чувствуют давление внешнего авторитета, иногда вину, иногда скуку, а чаще всего все вместе взятое. Значит ли это, что с детьми не надо беседовать о моральных нормах и правилах поведения? Совсем нет. Однако делать это надо только в их спокойные минуты, а не в накаленной обстановке.

4. Советы, готовые решения: «А ты возьми и скажи…», «По?моему, нужно пойти и извиниться». Как правило, считаем своим долгом давать такие советы детям и часто приводим в пример себя. Однако дети не склонны прислушиваться к нашим советам. Каждый раз, советуя что-либо ребенку, мы как бы сообщаем ему, что он еще мал и неопытен, а мы умнее его и наперед все знаем. Такая позиция родителей – позиция «сверху» – раздражает детей, а главное, не оставляет у них желания рассказать больше о своей проблеме.

5. Доказательства, логические доводы, нотации, «лекции»: «Пора бы знать, что нельзя грязными руками…», «Сколько раз тебе говорила…». И здесь дети отвечают: «Отстань», «Сколько можно», «Хватит!». В лучшем случае они перестают нас слышать, возникает то, что психологи называют «смысловым барьером», или «психологической глухотой».

6. Критика, выговоры, обвинения: «На что это похоже!», «Опять все сделала не так!», «Вечно ты!..». Такие фразы вызывают у детей либо активную защиту: ответное нападение, отрицание, озлобление; либо уныние, подавленность, разочарование в себе и в своих отношениях с родителем. В этом случае у ребенка формируется низкая самооценка; он начинает думать, что он и в самом деле плохой, безвольный, безнадежный, что он неудачник.

7. Обзывание, высмеивание: «Плакса?вакса», «Ты плохая девочка», «Ну просто дубина!», «Какой же ты лентяй!» Все это – лучший способ оттолкнуть ребенка и «помочь» ему разувериться в себе. Как правило, в таких случаях дети обижаются и защищаются: «А сама какая?», «Ну и буду таким!».

8. Догадки, интерпретации: Одна мама любила повторять своему сыну: «Я вижу тебя насквозь и даже на два метра под тобой!», что неизменно приводило его в ярость. И в самом деле: кто из ребят (да и взрослых) любит, когда его «вычисляют»? За этим может последовать лишь защитная реакция, желание уйти от контакта.

9. Выспрашивание, расследование: «Нет, ты все-таки скажи», «Я все равно узнаю». Удержаться в разговоре от расспросов трудно. И все таки лучше постараться вопросительные предложения заменить на утвердительные.

10. Сочувствие на словах, уговоры, увещевания. Конечно, ребенку нужно сочувствие. Тем не менее есть риск, что слова «я тебя понимаю», «я тебе сочувствую» прозвучат слишком формально. Может быть, вместо этого просто помолчать, прижав его к себе. А во фразах типа: «Успокойся», «Не обращай внимания!», «Перемелется, мука будет» он может услышать пренебрежение к его заботам, отрицание или преуменьшение его переживания.

Ребёнок тоже человек!

Безусловно, соблюдать права детей невозможно с помощью только одних законов. Очень важно, чтобы каждый взрослый изменил свое психологическое восприятие ребенка как кого-то, не имеющего ни прав, ни обязанностей. К сожалению, сегодня права маленького гражданина как нечто реальное, а он сам как самоценная личность многими еще не осознаются. Даже бытует мнение, что детям не стоит рассказывать об их правах, иначе они и вовсе окажутся неуправляемыми. Однако чувство собственного достоинства, разрушенное и униженное в детстве, практически не восстанавливается. Дети, и особенно подростки, утратившие веру в добро и справедливость, как правило, самые трудные и несчастные.

Мы никогда не сумеем изменить психологическое восприятие ребенка как полноправной личности, если не будем напоминать самим себе об обязанностях неукоснительно соблюдать эти детские права. Потому как практика показывает совсем не утешительные цифры:

В Москве Российской общественной организацией Право ребёнка было проведено анкетирование 230 старшеклассников и их родителей (100 человек). Специалистов интересовало, в какой мере они знакомы с основополагающими документами, в которых провозглашаются и закрепляются права детей (Конвенция ООН о правах ребенка и Семейный кодекс РФ). Что-то слышали о Конвенции 135 школьников, а 80 признались, что вообще ничего не знают о ней. Только 50 старшеклассников смогли назвать около десятка своих прав, а 202 подростка не знали, куда обращаться за защитой в случае их нарушения. Из 100 родителей только 7 проявили интерес к Конвенции и 15 читали Семейный кодекс. В какие органы следует обращаться за защитой прав своего ребенка, знали всего 4 (!) человека.

И напоследок, хочу напомнить, что каждый человек имеет столько прав, сколько хочет их иметь.

Чулкова Любовь

Что такое стеснительность или Что нам мешает свободно общаться?


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: