План проведения курса
Программа Автокад
Составил: Узакбергенов Мухаммедали
Знакомства с версии AutoCAD 2007
Мы начинаем изучение наиболее известной в мире системы автоматизированного проектирования – AutoCAD 2007 от Autodesk.
Что такое AutoCad?
AutoCAD — 2-х и 3-х мерная система автоматизированного проектирования и черчения компании Autodesk. Семейство продуктов AutoCAD является одним из наиболее распространённых САПР(Система автоматизации проектных работ (САПР) или CAD — программный пакет, предназначенныйдля:созданиячертежей-конструкторской документации-технологическойдокументации3Dмоделей.Правильный выбор САПР — надежное условие эффективного проектирования. ) в мире или проще говоря — autocad — компьютерная программа, предназначенная для создания чертежей.
Компания Autodesk занимается разработкой системы автоматизированного проектирования AutoCAD более 20-ти лет. За это время были созданы тысячи дополнений и специализированные решения от сторонних фирм и самой компании Autodesk. На данный момент в мире насчитывается около шести миллионов пользователей AutoCAD.
Начало работы
Начало работы в программе создание чертежей ,открытия, сохранение и еще несколько полезных ньюансов в работе с автокадом. Для старта работы щелкаем по ярлыку два раза на рабочем столе. При открытий программы автоматический создается имя чертежа Чертеж1.dwg с расширением dwg.
Dwg — основной формат файлов при работе с чертежами AutoCAD. Я вам сперва настоятельна рекомендую сохранить с определенным именем в нужную папку. Для этого заходим на файл — сохранить или щелкаем по значке
Главное окно AutoCAD
Интерфейс AutoCAD по умолчанию состоит из следующих элементов:
Menu Browser (Браузер-меню) – так же как и меню. Пуск в операционной системе Windows, является отправной точкой при поиске команд, свойств и прочих возможностей системы.
(Второе сверху.)
Файл (File) – содержит команды работы с файлами чертежей, вывода на печать и публикации;
Правка (Edit ) – содержит команды выбора, вставки, копирования, удаления, отмены, поиска;
Вид (View) – содержит команды управления видом изображения на экране, масштабирования, вращения трехмерных объектов и их тонирования;
Вставка, Слияние (Insert)– содержит команды вставки блоков, внешних ссылок, растровых изображений, объектов других приложений, а также создания компоновок пространства листа;
Формат (Format) – содержит команды для создания и редактирования рабочей среды: цвет, тип, толщина линий, управление слоями, размерный и текстовый стиль, единицы измерения и многое другое;
Инструменты, Сервис ( Tools ) – содержит команды самых разнообразных инструментов системы AutoCAD, а также команды управления рабочимипространствами, панелями инструментов;
Рисование,Черчение (Draw) – содержит команды вычерчивания примитивов на плоскости, нанесения штриховки, а также построения поверхностныхи твердотельных моделей объектов;
Размеры (Dimension) – содержит команды нанесения размеров;
Изменить (Modify) – содержит команды редактирования объектов чертежей и их свойств;
Окно (Window) – содержит средства управления окнами при работе в многооконном режиме;
Справка (Help)– содержит средства справочной системы AutoCAD 2010;
Express (Быстрый доступ) – содержит команды для быстрого решения наиболее часто возникающих задач;
Панель быстрого доступа
Как и следует из названия, панель быстрого доступа предоставляет быстрый и удобный вариант выбора наиболее часто используемых команд.
Если рассматривать панель слева направо, то она содержит следующие команды:
Создать (New Новый) – создание нового пустого чертежа;
Открыть (Open) – открытие уже существующего файла;
Сохранить (Save) – сохранение текущего чертежа;
Печать (Plot) –выведение чертежа на принтер или плоттер;
Отменить (Undo) – отмена последней команды;
Повторить (Redo ) – повтор последней команды.
Лента инструментов
Лента служит для замены обычной строки меню и панелей инструментов:
Черчение:
1)Отрезок
2)Прямая
3)Полилиния
4)Многоугольник
5)Прямоугольник
6)Дуга
7)Круг
8)Облако
9)Сплайн
10)Эллипс
11)Эллиптическая дуга
12)Вставить блок
13)Создать блок
14)Точка
15)Штриховка
16)Градиент
17)Область
18)Таблица
19)Многострочный
Изменить
20)Стереть
21)Копировать
22)Зеркальное отражение
23)Подобие
24)Массив
25)Переместить
26)Повернуть
27)Масштаб
28)Растянуть
29)Обрезать
30)Удлинить
31)Разорвать в точке
32)Разорвать
33)Соединить
34)Фаска
35)Сопряжение
36)Расчленить
Размер
37)линейный
38)вписанный
39)Длина дуги
40)радиус
41)диаметр
42)угловой
Командная строка
Ключевым понятием системы AutoCAD любой версии является команда – указание программе на определенное действие. Команды могут быть с параметрами или без них.
Если в ранних версиях AutoCAD все команды вводились с клавиатуры, то теперь они вынесены в качестве кнопок на панель инструментов и в меню. Однако часто удобнее и быстрее вводить команды непосредственно в командную строку с клавиатуры.
Командная строка представляет собой область в нижней части окна программы
Нижняя строка содержит приглашение к вводу Command:,после которого устанавливают курсор, вводят команду и нажимают клавишу Enter.После выполнения команды система снова переходит в режим ожидания и вы Совет
Для повторения предыдущей команды нажмите клавишуEnter.
Система ведет диалог с пользователем, сообщая о результатах выполнения команды, запрашивая параметры и даже давая советы. Историю этого диалога можно просматривать, используя полосы прокрутки командной строки.
Совет.Если в результате выбора команды из меню или панели инструментов вы не видите желаемого результата, обратите внимание на окнокомандной строки, куда система выводит сообщения об ошибках.
водит приглашение к вводу.
Строка состояния
Строка состояния – самая нижняя строка главного окна AutoCAD.
Далее расположены индикаторы режим черчения.
Шаг + сетка — скачкообразные движение курсора по точкам (можно не использовать) F7 и F3
Орто (Ортогональный режим) – позволяет чертить строго горизонтально и вертикально . Под углом невозможно. При включенном режиме Ortho (Ортогональный) линии строятся только вдоль осей координат. Для включения и выключения режима также используется клавиша F8.
Отс – поляр(Полярное отслежение) – при включенном режиме Polar (Полярный) система позволяет вычерчивать линии под углами, кратными заданным пользователем. На экране при этом отображаются линии трассировки. Для включения и выключения режима также используется клавиша F10.
Режим привязки – позволяет точно присоединяется к объекту(для четкого черчения ). При включенном режиме Snap (Привязка) перемещается строго по узлам сетки с заданным шагам.Сама сетка при этом не отображается. Для включения и выключения режима также используется клавиша F3.
Отслеживание при объектной привязке – включает или выключает режим черчения линий от точек существующих объектов под углами, кратными заданным пользователем. Для включения и выключения режима также используется клавиша F11.
ДПСК (Разрешить/запретить динамическую ПСК) – включает или выключает динамическую пользовательскую систему координат, используемую при 3D-моделировании. Подробнее о системах координат вы узнаете в следующих главах. Для включения и выключения режима также используется клавиша F6.
Динамический ввод – отображает возле курсора мыши требования командной строки (рекомендуется включить) При включенном режиме параметры команд можно вводить как с клавиатуры, так и перемещениями курсора. Для включения и выключения режима также используется клавиша F12.
Весс (Показать/спрятать вес линий) – включает или выключает отображение толщины линии на экране.
Модель – режим просмотра чертежа в трехмерном пространстве. В этом режиме в масштабе 1:1 в основном и производится создание чертежа.
Для удобной работе:
1)Полярное отслеживание
Объектная привязка
Объектное отслеживание
Динамический ввод
Весс
Что такое рабочее пространство?
Рабочее пространство – это вариант компоновки элементов пользовательского интерфейса в зависимости от выполняемой задачи.
Двухмерное черчение и аннотации – рабочее пространство основано на концепциях нового интерфейса AutoCAD 2007 и ориентировано на разработку чертежей и аннотаций;
Цвет экрана
Плавность дуг
Расширение экрана
Курсор
? Команда Линия (Отрезок)
Она используется для вычерчивания отрезков прямых линий.
Щелкните на кнопке Отрезок (Line), которая находится в верхней части панели Черчение (Draw).
Примечание. Для запуска инструмента Отрезок (Line) можно также выбрать из системы меню команду Черчение = Отрезок (Draw = Line) или ввести в командном окне команду Отрезок (LINE) либо ее псевдоним от (L).
Теперь обратите внимание на командное окно. В нем вы увидите, во-первых, что была автоматически запущена команда Отрезок (LINE) (ОТРЕЗОК (Command: line)), а во-вторых, что AutoCAD ожидает, что вы зададите координаты начальной точки отрезка (Первая точка: (Specify first point:)).
Переместите указатель в область черчения и щелкните в произвольной точке этой области, тем самым задав ее в качестве первой точки отрезка.
Переместите указатель от выбранной точки, и вы увидите так называемую «резиновую» линию (rubber line), с помощью которой эта точка будет связана с указателем. При перемещении указателя «резиновая» линия автоматически меняет направление и длину.
Снова обратите внимание на командное окно. Текст в нем изменился (Следующая точка или [Отменить]: (Specify next point or [Undo]:)), поскольку AutoCAD ожидает, что вы зададите координаты второй точки отрезка.
?Команда Прямая линия
Для построения сначала указывается базовая точка, а затем вторая точка, через которую пройдет прямая. В случае необходимости можно сразу построить несколько прямых, все они будут иметь начало в первоначально указанной базовой точке. Точки можно указывать щелчком левой клавиши мыши в необходимом месте экрана, либо вводить их координаты с клавиатуры в командной строке. Для примера давайте построим несколько прямых проходящих через точку начала координат (0,0). В командной строке набираем команду (_xline) нажимаем клавишу Enter, далее вводим координаты (0,0) и опять нажимаем клавишу Enter.
•1)Для построения горизонтальной прямой нажимаем кнопки Рисование – Прямая, затем правой клавишей мыши вызываем контекстное меню и нажимаем на кнопку Гор (для англоязычных версий программы команда Hor).
•2)Построение вертикальных прямых аналогично, только в контекстном меню нажимается кнопка Вер (для англоязычных версий программы команда Ver).
•3)Построение прямых по углу наклона. Можно просто задать угол и указать точку, через которую будет проходить прямая, она в этом случае пройдет под заданным углом к горизонтальной оси. Второй метод это построение прямой под углом к базовой линии, его мы и рассмотрим подробнее. Постройте горизонтальную прямую (прямая не обязательно должна быть горизонтальной, мы взяли так для наглядности). Далее нажимаем кнопки Рисование – Прямая, правой клавишей мыши вызываем контекстное меню и нажимаем на кнопку Угол (для англоязычных версий программы команда Ang).
4)Еще раз вызываем контекстное меню, нажимаем на кнопку Базовая линия, обратите внимание, курсор должен поменять внешний вид. В командной строке указываем угол 45º (значок градуса не пишется), нажимаем клавишу Enter. Теперь осталось только указать точки, через которые будет проходить прямая под углом 45º к базовой.
? Команда Полилиния
Полилиния – это примитив AutoCAD, в котором комбинируются линейные сегменты и дуги. Двумерная полилинию, обладает следующими свойствами: o отрисовываться штрих пунктирными линиями; o иметь толщину, т. е. быть широкими (полоса) и тонкими (линия); o образовывать замкнутый многоугольник, эллипс, круг или кольцо; o редактироваться: вставка элементов, перемещение или удаление вершин; o несколько полилиний могут объединяться в одну; o образовывать фаски и соединения; o подвергаются сглаживанию с помощью сплайнов; o позволяют определить площадь и периметр. Полилинии используются для отрисовки линий и дуг разной толщины, для редактирования набора линий и дуг как единого объекта, вычерчивания замкнутого контура некоторой области, которая может быть заштрихована. Основное преимущество полилиний перед контуром, созданным из линий и дуг, заключается в том, что контур из полилиниями изначально создается как единый объект. К преимуществам полилинии можно отнести и возможность преобразования полилинии созданной из прямолинейных сегментов, в гладкую кривую, которая может проходить через заданные точки, либо вписываться в заданный контур. Если полилиния имеет какую-то ширину, отличную от нуля, то на экране она может быть представлена с заливкой или без нее. Управление заливкой осуществляется с помощью команды FILL ( Закрась), которая управляет системной переменной FILLMODE . При FILLMODE =0 полилиния представляет собой контурную плоскую фигуру, а при FILLMODE =1 фигура будет изображена с заливкой |
?Команда Многоугольник
С помощью команды Многоугольник в AutoCAD можно быстро вычерчивать правильные многоугольники, то есть многоугольники, у которых все стороны и углы равны. Причем построение может производиться одним из следующих способов:
1. По центру многоугольника и радиусу вписанной (Circumscribed) окружности.
2. По центру многоугольника и радиусу описанной (Inscribed) окружности.
Многоугольник, вписаный в окружность | Многоугольник, описаный вокруг окружности |
Вызвать команду Многоуголььник можно одним из следующих способов:
• из строки меню Рисование (Draw) — Многоугольник (Polygon);
• щелчком мыши по кнопке на панели инструментов Рисование (Draw) или на вкладке ленты инструментов;
• вводом в командную строку: _polygon.
После этого в командной строке появится запрос; в ответ на него вы должны ввести количество сторон, которое должно быть у многоугольника:
Enter number of side :
Число сторон :
Следующий запрос:
Specify center of polygon or [Edge]:
Укажите центр многоугольника или [Сторона]:
Он говорит о необходимости либо задать центр многоугольника, либо перейти в режим построения «по одной стороне». Если вы перейдете в режим «по одной стороне», то в дальнейшем от вас потребуется последовательно указать две точки — начало и конец одной из сторон. На этом построение будет завершено.
Если же вы укажете центр многоугольника, то следующим шагом нужно будет задать, по радиусу какой окружности должно осуществляться дальнейшее построение — вписанной или описанной. Опция, выбранная по умолчанию, указана в конце запроса в угловых скобках. Поэтому, если вы хотите использовать именно ее, достаточно просто нажать «Enter».:
Enter an option [Inscribed in circle/Circumscribed about circle] : Задайте опцию размещения [Вписанный в окружность/Описанный вокруг окружности]:
Далее вам нужно будет ввести значение радиуса окружности:
Specify radius of circle:
Радиус окружности:
Удобно задавать его с помощью мыши, поскольку это дает вам возможность видеть, как именно будет строиться многоугольник.
При построении многоугольника по радиусу описанной или вписанной окружности следует иметь в виду, что радиус описанной окружности — это расстояние от центра многоугольника до его вершин, а радиус вписанной окружности — расстояние от центра до его сторон.
?Команда Прямоугольник
Вычерчивание прямоугольников в системе AutoCAD осуществляется с помощью команды (Прямоуг), вызвать которую можно тремя способами:
• из строки меню Рисование (Draw) — Прямоугольник (Rectangle);
• щелчком мыши по кнопке на панели инструментов Рисование (Draw) или на вкладке Главная ленты инструментов;
• вводом в командную строку: _rectang (или ПРЯМОУГ).
Обычное построение прямоугольников
После вызова команды Rectang (Прямоуг) в командной строке появляется запрос:
Specify first corner point or [Chamfer/Elevation/Fillet/Thickness/Width] : Первый угол или [Фаска/Уровень/Сопряжение/Высота/Ширина]:
В ответ на него вы должны либо задать месторасположение одного из углов прямоугольника, либо выбрать одну из опций. Об опциях будет написано немного дальше, а сейчас предположим, что вы ввели координаты угла прямоугольника (или указали его с помощью мыши). После этого система AutoCAD попросит вас задать противоположный угол прямоугольника. В командной строке появится следующий запрос:
Specify other corner point of [Area/Dimensions/Rotation]: Второй угол или [Площадь/Размеры/поВорот]:
Задаете месторасположение еще одного угла — и прямоугольник построен.
Построение прямоугольника по двум противоположным вершинам |
Достаточно удобно использовать относительные координаты при задании месторасположения второго угла. Тогда в качестве координат просто указываются ширина и высота прямоугольника.
Например, если вам необходимо построить прямоугольник длиной 60 и шириной 40, то сначала укажите месторасположение левого нижнего угла, а в качестве координат второго (правого верхнего) угла введите @60,40.
?Команда область
В этом уроке черчения в AutoCAD мы поговорим об инструменте Область в автокаде. Мы научимся соединять отрезки, или какие — либо другие объекты в единую область. Область в AutoCAD – это ограниченная единым контуром площадь. Вы можете ограничить некую площадь такими объектами, как окружность, полилиния, или несвязанные отрезки. Но иногда бывает удобно превратить ограничивающий площадь контур в единый объект, который представляет собой Область. Этот объект можно редактировать: вращать, перетаскивать, менять тип его линий, — как единое целое.
Область в автокаде – урок
1. При помощи инструмента Отрезок начертите прямоугольник (или любую другую фигуру). Прямоугольник должен состоять из четырех разных отрезков, соединяющихся в его углах. Все линии должны быть замкнуты.
2. Вызовите команду Область при помощи выбора Рисование – Область из верхнего меню программы.
Вы также можете замкнуть область в AutoCAD при помощи команды _region в командной строке (текстовое поле ниже пространства модели), или нажать соответствующую пиктограмму в палитре Пульт Управления.
3. Выделите левой кнопкой мыши прямоугольник (обведите его, или выберите каждый отрезок в отдельности).
После выделения прямоугольник должен иметь такой вид – все его отрезки выделены:
4. Нажмите Enter. Создание области завершено. Попробуйте перетащить вашу фигуру. Теперь вы можете видеть, что прямоугольник перемещается как единая фигура, или область.
Применение команды область в AutoCAD «склеивает» выделенные объекты (в нашем случае, отрезки) в единый объект.
Если вы откроете палитру Свойства этого объекта (выделите его, Редактировать — Свойства), то сможете убедиться в том, что был создан новый объект – Область автокад.
В меню Свойства вы можете поменять Цвет, Слой, Тип линий, Масштаб типа линий, Стиль печати, Вес линий, Материал, Отображение теней области , а также посмотреть такие свойства, как Площадь и Периметр области.
Одно небольшое замечание, которое касается областей автокад: вы можете перемещать область за синие точки, или как угодно поворачивать ее (при помощи Редактировать — Повернуть), однако вы не сможете поменять ее геометрию, в отличает от объекта прямоугольник. Я говорю вот о чем:
На рисунке изображено два объекта AutoCAD – область (зеленым) и прямоугольник (белым). У прямоугольника я потянула за один из углов и деформировала его. Проделать такое с областью невозможно.
Операция, обратная созданию области – расчленение (Редактировать — Расчленить). Расчленение в AutoCAD создает отдельные объекты из области, размыкает ее
?Команда Дуга
Дуга также может быть построена при помощи команды _arc в командной строке AutoCAD.
Поставьте последовательно 3 точки в пространстве модели левой кнопкой мыши: начало, середину (верхушку) и конец дуги. Начальная и конечная точка должны находится на одном уровне. Дуга готова. Если она получилась слегка кривая, поправьте ее, перетаскивая синие квадраты (точки дуги).
Команда Облако
Часто бывает необходимо выделить определенные области на чертеже. Объединить один или несколько сходных элементов в одну логическую или физическую конструкцию. Отделить их визуально от всего чертежа рамкой, и пометить каки-либо заголовком. И сегодня мы поговорим о таком инструменте, как облако AutoCAD, который служит для упомянутых выше целей.
Облако в автокаде предназначено для создания пометок. При помощи облака можно выделить различные объекты на чертеже, и пометить их как единый логический элемент. Рассмотрим пример.
На этом рисунки 2 элемента: контактный разъем и контроллер объединены в единую группу элементов с пометкой Блок 1.Сделано это при помощи инструмента облако в
Команда Сплайн
Говоря простым языком, сплайн — это гладкая кривая, которая строится на основе некоторого множества точек. При этом по умолчанию она проходит через все указанные точки. Однако можно указать допуск, в пределах которого сплайну разрешается отклоняться от опорных точек (для обеспечения большей плавности).
В строгой же формулировке сплайн — это кривая NURBS (англ. Non-Uniform Rational Bezier Spline) — неоднородный рациональный сплайн Безье, или просто сплайн Безье. При этом неоднородность заключается в нерегулярном расположении опорных точек линии.
Замкнуть можно сплайн с помощью буквой (З)
?Команда Массив
Копирование примитива инструментом Массив.
Примитивы можно копировать, упорядоченно располагая копии по окружности (круговой массив) или в узлах сетки (прямоугольного массива).
Для прямоугольных массивов задается количество рядов и столбцов, а также расстояние между ними.
Для круговых массивов задается количество копий объекта и режим их поворота.
Размножение массивом является более быстрым методом для создания нескольких копий объекта с заданным интервалом, чем выполнение обычного копирования.
Пример: на чертеже начерчен квадратик. Задача сделать 12 копий этого квадратика, но так чтобы они располагались упорядоченно.
Для этого активируем на панели управления Редактировать инструмент Массив
Появится следующее окно:
Я думаю что здесь и так все понятно.
Теперь задаем количество рядов и столбцов, расстояние между рядами (точное задание — в полях, грубое — прямо на чертеже — кнопка обведена красным прямоугольником).
Выбираем объект копирования, нажатием на кнопку Выбор объектов (желтый прямоугольник) и фиксируем нажатием на любую точку в пустой области чертежа правой кнопкой мыши.
Вновь появляется это же окно, на котором нажимаем кнопку ОК.
Если Вы все сделали правильно, у Вас должен получится следующий чертеж — 12 квадратиков.
Поэкспериментируйте, изменив настройки этого режима на другие.
А мы рассмотрим круговой массив. Копирование примитива с помощью кругового массива происходит точно также к и в прямоугольном массиве.
Окно кругового массива выглядит так:
?Команда Подобие
Работа с инструментом Подобие.
Инструмент Подобие создает новый примитив, который по форме подобен исходному.
Расположение нового примитива задается следующими способами:
1) Расстоянием от исходного примитива
2) Указанием точки, через которую примитив должен проходить.
Рассмотрим 1 способ:
На чертеже нарисован прямоугольник
Активируем инструмент Подобие нажатием на панели инструментов Редактировать кнопки:
В командной строке появляется следующее сообщение:
В угловых скобках (красная обводка) сообщается число которое установлено по умолчанию, то есть при нажатии клавиши Ввод будет применено. Это число есть расстояние между исходным примитивом и подобным ему.
Необходимо установить другое число, например 10 мм — оно пишется после двоеточия, и подтверждается кнопкой Ввод на клавиатуре.
После этого строка выдает следующее:
и курсор меняет перекрестие на квадратик.
Выбираем примитивы, которые нужно сделать подобными.
В строке пишется следующая подсказка:
Указываем любую точку (находящуюся на любом расстоянии от исходного примитива), с нужной нам стороны и фиксируем (надеюсь Вы знаете как), в нашем примере снаружи прямоугольника.
В результате получаем подобный прямоугольник, описанный вокруг исходного, каждая сторона которого находится на расстоянии 10 мм от стороны исходного прямоугольника.
Расстояние можно также задавать не только через командную строку, а ещё графическим методом, то есть прямо на чертеже.
Для этого после активации инструмента Подобие на чертеже ставим две точки: первая точка должна лежать на выбранном примитиве (в нашем случае прямоугольнике), а вторая на любом расстоянии от первой. Эти точки соединены линией. Так вот длина линии между точками — это и есть расстояние между подобным прямоугольником и исходным.
Все остальные действия аналогичны.
2 способ — указанием точки, через которую примитив должен проходить (грубый способ).
После активации инструмента Подобие командная строка выдает следующее:
Активируем команду в квадратных скобках, написав после двоеточия большую букву этой команды, в нашем случае Т.
В командной строке появится надпись:
Как описано выше выбираем наш прямоугольник и мышкой снаружи или внутри прямоугольника ставим точку, через эту точку при фиксации и пройдет подобный прямоугольник.