Что же тогда происходит в месопотамии?

Новогодний ритуал остаётся за царём, а вот священный брак становится всеобщим. Каждый человек должен совершить раз в год священный брак со жрицей Инанны в одном из храмов Инанны, которые расположены по всей стране. Но священный брак не становится простым удовлетворением низменных инстинктов, а это было именно действие по обожению тебя, а через тебя твоей семьи. Каждый в своей семье царь, и поэтому глава семьи это совершал раз в год. Поэтому священный брак стал нормой для Месопотамии.

Но здесь есть ещё один важный момент, это момент самопожертвования. Думузи принёс себя в жертву в конечном счёте за Инанну, если бы он этого не сделал, то она бы не вышла из преисподней. И соответственно священный брак не мог бы совершиться. То есть человек долен жертвовать собой чтобы стать богом. И этот последний момент связан с другой особенностью месопотамского индивидуального ритуала – любая жертва, которую приносит человек, жертва зерном, вином, животными, это всегда жертва собой. Как Думузи пожертвовал собой, так и каждый человек жертвует собой. При жертвоприношении ягнёнка произносилась формула: «Его голова за мою голову, его грудь за мою грудь». То есть ягнёнок это сам жертвователь, который как Думузи отдаёт себя, это заместительная жертва. Но по мере деградации месопотамской религии у западных семитов, возникает идея о том, что такой жертвы ягнёнком мало, надо жертвовать собой и из-за этого вырастает целая система жертвы собой от приношения своих волос до жертвоприношения первенца. В Египте любое жертвоприношение это глаз Гора, потому что сами египтяне в мире богов, поэтому это божественная жертва, а в Месопотамии поскольку они в мире земном – это жертвоприношение собой.

Величайший эпос Месопотамии это «Повесть о Гильгамеше». Это шумерский эпос, который был переведён на аккадский язык, в нём есть и предание о потопе. Но самое важное в нём то, что он весь посвящён одному – невозможности добыть бессмертие иначе как священным путём, путём установленных священнодействий – священного брака, новогоднего торжества и жертвоприношения. Этот эпос начинается с рассказа о Гильгамеше, который на ¾ бог и на ¼ человек. В молодости он был повесой, но при этом царь Урука. И о нём говорится, что он не пропустил ни одной девушки своего города. Все жители возмущены и думают о том, что можно с ним сделать. И наконец они решают, что надо его покорить, но это сложно потому что он самый сильный. Обнаруживается, что где-то в пустыне, то есть за пределами цивилизованного мира живёт человеко-зверь Энкиду («господин земли»), то есть это такое чисто земное существо. Он великий силач, он абсолютный дикарь, он ничего не знает и ничего не может, поэтому не может и сразиться с Гильгамешем. Как сделать из него человека? Потенции человека в нём есть, но они не актуализированы. И чтобы это сделать ему предлагают брак с цивилизованной женщиной, они станут одна плоть и он приобретёт человеческие качества. Выбирают обычную блудницу и отправляют к нему, и в конечном счёте Энкиду становится человеком и она его приводит в Урук. Гильгамеш видя его предлагает ему сразиться, и они дерутся несколько дней подряд, но в итоге никто победить не может, и тогда они решают стать друзьями. И однажды в Гильгамеша влюбляется Инанна, является к нему и предлагает ему себя в жёны. Но говорит, что со всеми кто был её женой не произошло ничего хорошего, поэтому он отказывается от неё. Разгневанная Инанна идёт на небо, насылает на Урук ужасного была, но Гильгамеш этого быка быстро побеждает. Тогда она посылает болезнь на Энкиду, так как Гильгамеш на ¾ бог и с ним она так разделаться не может. Энкиду умирает и тогда Гильгамеш впервые видит что такое смерть близкого человека. Он сидит около Энкиду и плачет пока Энкиду не начинает разлагаться. И тогда Гильгамеш понимает, что рано или поздно и с ним такое случится, и он осознаёт сколько гадостей он сделал для своего народа. И Гильгамеш решает получить бессмертие для всего города, но Инанну он уже отверг, то есть он отверг священный брак. Он слышал, что Зиусудра за то что он спас человечество ему дали бессмертие и поселили на Островах Блаженных, поэтому Гильгамеш решает, что и он сможет получить бессмертие. Он направляется к нему через море смерти, и на берегу его встречает боги, которая говорит: «Человек, куда ты стремишься? Бессмертие которого желаешь ты не добудешь. Боги когда сотворили человека, смерть они сотворили для человека, жизнь они для себя удержали. Поэтому, Гильгамеш, веселись пока молод, ублажай свою супругу, качай на колене своё дитя, радуйся тенистым садам и богатству. Но не ищи того, что не пристало человеку. Бессмертие не престало человеку». В этих словах много правды для месопотамской традиции, только одно не досказано, что эта богиня – это богиня «финиковой водки». Но Гильгамеш её не слушает, достигает Островов Блаженных, встречается с Зиусудрой, его женой, совершенно их очаровывает и Зиусудра рассказывает ему о цветке бессмертия. Гильгамеш достаёт этот цветок и отправляется обратный путь чтобы принести его гражданам своего города. Но подходя к городу он начинает изнемогать и вдруг видит озеро, в которое он бросается. А тем временем «лев земляной» вылез из своей норы и сожрал этот цветок. И когда Гильгамеш обнаружил пропажу, то понял, что своими силами даже такой великий герой достичь бессмертия не в силах. Поэтому эта повесть это указание для Месопотамии каким путём идти для достижения бессмертия, не своими силами, а смирением, покаянием и исполнением от века данных обычаев достигается для смертного человека божественное состояние.

Восток — Запад. 01. Междуречье (sl)


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: