Десять наиболее распространённых нарушений в этике поведения учителя на уроке.

Содержание

Введение …………………………………………………………..…..…………..3

1.Этические основы профессионального общения ………………….……….. 4
1.1. Сущность процесса общения

1.2.Принципы педагогического общения

2.Педагогический такт как компонент нравственной культуры

учителя……………………………………………………………………………..6
2.1. Понятие и основные составляющие педагогического такта

2.2. Признаки и элементы педагогического такта

3. Десять наиболее распространённых нарушений в этике поведения учителя на уроке ……………………………………………………………………………8

Заключение…………………………………………………………………………9

Список литературы …………………………………………..………………….10

Введение

В современной действительности огромное внимание уделяется психологии и этике педагогического общения. Сегодня как никогда такие проблемы становятся актуальны. Это связано с развитием демократического общества в нашей стране, при котором на первый план выходит человек как личность, человек, требующий к себе внимания и доброжелательного отношения. Такие отношения не чужды и в работе творческого коллектива, эффективность работы которого во многом зависит от педагогического такта преподавателя. То, насколько правильно руководитель коллектива выберет свой стиль работы, зависит успешная деятельность всего коллектива.

1.Этические основы профессионального общения
1.1. Сущность процесса общения

Проблема культуры общения – одна из самых острых в школе, да и в обществе в целом. Прекрасно понимая, что мы все разные и что надо воспринимать другого человека таким, какой он есть, мы не всегда ведем себя корректно и адекватно. Важно быть терпимым по отношению друг к другу, что очень непросто. « Педагогика сотрудничества» и «толерантность» — те понятия, без которых невозможны какие-либо преобразования в современной школе. Толерантность являет собой новую основу педагогического общения учителя и ученика, сущность которого сводится к таким принципам обучения, которые создают оптимальные условия для формирования у обучающихся культуры достоинства, самовыражения личности, исключает фактор боязни неправильного ответа. Толерантность в новом тысячелетии – способ выживания человечества, условие гармоничных отношений в обществе.

Отношения «учитель — ученик» — достаточно серьезная педагогическая проблема. Во взаимодействие постоянно вступают два разных духовных мира: мир учителя (опыт, знания, убеждения, нравственные взгляды, ценностные ориентации его поколения и т. п.) и мир ученика (проблемы и противоречия развития, формирования личности: стремление все познать, попробовать; разноплановые интересы, желания, потребности и т. п.)

Педагогическое общение — это продуктивное общение. Его результатом является духовное обогащение двух сторон: и педагога, и воспитанника. Но такое обогащение возможно, если педагог, занимая позицию субъекта, относится и к воспитаннику как субъекту.

Это означает:

— уважение педагогом духовного мира воспитанника, признание его права на несогласие с учителем;
— интерес к миру ученика и сопричастность к его состоянию, сопереживание его успеху и неуспеху;
— восприятие индивидуальности воспитанника как ценности со всеми только ему присущими качествами.
Моральные принципы педагогического общения представляют собой одну из форм этического сознания педагога. В них выражаются наиболее обобщенные требования к этике общения педагога с учащимися. Принципы педагогического общения определяются целями воспитания, и в основе их лежит диалоговый характер взаимодействия педагога с учениками.

1.2.Принципы педагогического общения:
— ненасилия (право ученика быть тем, что он есть);
— уважения труда познания ученика;
— уважения неудач и слез ребенка;
— уважения тяжелой работы роста;
— уважения самобытности ученика;
— безусловной любви воспитателя к воспитаннику;
— оптимальной требовательности и уважения;
— опоры на положительное в ребенке;
— компромиссности спорных решений.

Данные принципы должны поддерживаться в современной обществе.

2.Педагогический такт как компонент нравственной культуры учителя
2.1. Понятие и основные составляющие педагогического такта

Педагогический такт – это чувство меры в поведении и действиях учителя, включающее в себя высокую гуманность, уважение достоинства ученика, справедливость, выдержку и самообладание в отношениях с детьми, родителями, коллегами по труду. Педагогический такт – одна из форм реализации педагогической этики.
Такт в буквальном смысле — «прикосновение». В современной педагогической литературе сегодня существуют разнообразные трактовки

данного понятия. Вот одна из них.

Педагогический такт — это:
• «способность устанавливать правильные взаимоотношения, чувство меры в проявлении требовательности, в форме выдвижения требований, особая чуткость в разрешении психологически тонких педагогических вопросов.
2.2. Признаки и элементы педагогического такта

Главным признаком педагогического такта является его принадлежность к нравственной культуре личности учителя. Такт относится к моральным регуляторам педагогического процесса и основывается на нравственно-психологических качествах учителя.
Основными элементами педагогического такта являются :
-требовательность и уважительность к воспитаннику;
— умение видеть и слышать ученика, сопереживать ему;
— деловой тон общения;
— внимательность, чуткость педагога.
Профессиональный такт проявляется:
— в умении быстро и правильно оценить сложившуюся обстановку и в то же время не торопиться с выводами о поведении и способностях воспитанников;
— в умении сдерживать свои чувства и не терять самообладания в сложной ситуации;
— в сочетании разумной требовательности с чутким отношением к учащимся;
— в хорошем знании возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
— в самокритичной оценке своего труда.
Педагогический такт характеризуется обоснованностью и гибкостью применения методов, форм и приемов педагогического воздействия. Он не терпит шаблона и формализма.
Основа такта — выдержка и уравновешенность педагога. Главная отличительная черта тактичного руководителя творческого коллектива, как педагога — высокая требовательность и искреннее уважение к воспитуемым. Проявления такта разнообразны. Это и умелый выбор места разговора с виновником происшествия, и выбор времени для беседы, и ее тон. Это и проявления повышенного внимания к более слабым или по каким-либо причинам отстающим ученикам. Это и тактичное оценивание успехов учащихся и корректное комментирование допущенных ошибок и многое другое.

Десять наиболее распространённых нарушений в этике поведения учителя на уроке.

1. Обращение к ученику не по имени, а по фамилии.

2. Отсутствие извинения в адрес ученика в случае своей оплошности.

3. Приказной, административный характер просьб учителя, без приглашающих интонаций, без слова пожалуйста.

4. Невнимание к ответу ученика (прерывание речи ученика, беседа с другими во время ответа).

5. Постановка ребёнка в неудобное, унизительное положение на уроке.

6. Сравнение ученика с другим учеником, а не с самим собой.

7. Неумение выразить веру в ученика.

8. Отсутствие доброжелательности к учащемуся, нежелание учителя расценить поступок ученика в благоприятном для него смысле.

9. Неумение признать взрослость школьника, его право на другое мнение.

10. Неудачи ребёнка в учении нисколько не должны снижать общее уважение к нему как к человеку. Надо уметь разводить учебную отметку и оценку личности.

Заключение

В заключении хочется отметить, что учитель является воспитателем. Без знания профессиональной этики сегодня не может быть полноценной профессиональной подготовки будущего специалиста-педагога.

Необходимо обращать особое внимание на сущность и специфику индивидуального общения с каждым учеником.

Педагогическая этика рассматривает нравственные убеждения как моральные знания, которые стали нормой поведения педагога, его собственной позицией в системе отношений к обществу, своей профессии, труду, коллегам, воспитанникам и их родителям.

Список литературы:

1. Лаврентьева Н.Б., Нечаева А.В. «Педагогическая этика» учебное пособие, 2010г.

2. Бороздина Г. В. Психология делового общения: учеб. / Г. В. Бороздина. ? 2-е изд.– М. : ИНФРА-М, 2009.

3. Психология и этика делового общения: учеб. / под ред. В. Н. Лавриненко.? 5-е изд., перераб. и доп. – М. : ЮНИТИ-ДАНА, 2008.

Правила поведения учителя


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: