Диагностика готовности детей 6-7 лет к школьному обучению — диагностическая программа 3

Готовность к школе — Психологическая готовность к школе (психологам)
Индекс материала
Диагностика готовности детей 6-7 лет к школьному обучению
Диагностическая программа 2
Диагностическая программа 3
Программа 5 Краткая характеристика готовности ребенка к началу школьного обучения
Приложения
Все страницы

Страница 3 из 5

Диагностическая программа 3

Автор: Ю. Гильбух
Данная программа предназначена для экспресс-диагностики основных компонентов готовности к школе: она занимает всего 20-25 минут на одного ребенка и позволяет выявить уровень развития фонематического слуха, словаря, саморегуляции, кратковременной памяти, логического мышления и умственной активности.
1. Тест фонематического слуха
Цель: Определение уровня развития фонематического слуха
Инструкция: «Давай с тобой задумаем какое-нибудь слово, например, окно. Я буду все-время повторять его. А потом заменю другим словом, например, табуретка. Как только ты услышишь это другое слово, сделай вот так (хлопнуть ладонью по столу). Этим ты укажешь на мою ошибку, а потом назовешь то слово, которое я сказал неправильно. Если я буду все время повторять то слово, которое мы задумали, то в конце ты скажешь, что все правильно».
Далее называем ребенку по одному любому ряду из каждой контрольной фонемы. Задание с фонемой Р – ознакомительное, оно не оценивается. Остальные три – оцениваются.

Контрольная фонема Р: Контрольная фонема С:
1 ряд: лама, рама 2 ряд: рампа, лампа 3 ряд: коробок, колобок 4 ряд: оклик, окрик 1 ряд: сон, тон 2 ряд: коса, коза 3 ряд: рассвет, расцвет 4 ряд: сытый, шитый
Контрольная фонема Ч: Контрольная фонема Г:
1 ряд: чуб, щуп 2 ряд: чадить, щадить 3 ряд: чипать, щипать 4 ряд: почесть, пошесть 1 ряд: гора, кора 2 ряд: голос, колос 3 ряд: граб, краб 4 ряд: пороги, пороки

Если при обычном темпе проговаривания (1 слово за 1 секунду) ребенок не смог выделить лишнее слово, то задание оставляется, а через 1-2 ряда возвращаемся к нему снова и предъявляем слово в замедленном темпе (1 слово за 1,5 секунды). Таким образом, всего ребенку предъявляется 4 ряда – один на фонему Р (не оценивается), один на фонему С, один на фонему Ч, один на фонему Г.
Оценка результатов:
3 балла – все три задания выполнил безукоризненно;
2 балла – если хотя бы в одном ряду ребенок заметил лишнее слово при обычном темпе, но не хлопнул вовремя ладонью, а лишнее слово назвал после того как прослушал весь ряд;
1 балл – если хотя бы в одном ряду ребенок заметил лишнее слово лишь при повторном предъявлении ряда в замедленном темпе;
0 баллов – если ребенок хотя бы в одном ряду не смог выделить лишнее слово даже при замедленном предъявлении.

2. Тест словаря
Цель: Определение уровня словарного развития.
Материал: 5 карточек, на каждой по 10 слов:

  • Велосипед, гвоздь, письмо, зонтик, мех, герой, качаться, соединять, кусать, острый
  • Самолет, молоток, книжка, плащ, перья, друг, прыгать, разделять, бить, тупой
  • Автомобиль, веник, блокнот, сапоги, чешуя, трус, бежать, связывать, щипать, колючий
  • Автобус, лопата, альбом, шляпа, пух, ябеда, вертеться, чесать, мягкий, убегать
  • Мотоцикл, щетка, тетрадь, ботинки, шкура, враг, спотыкаться, собирать, гладить, шершавый

Инструкция: «Представь себе, что тебе встретился иностранец, человек из другой страны, который не знает некоторых слов. Он попросил тебя объяснить, что означает слово … (называем первое слово из любой карточки)». Если ребенок затрудняется объяснить, то предлагаем нарисовать или показать жестами.
Оценка результатов:
За каждое слово выставляется оценка, а потом находится общая сумма. Таким образом, максимальная общая сумма может быть 20 баллов.
0 баллов – если отсутствует понимание слова (ребенок отказывается его объяснить или дает неправильное объяснение);
1 балл – если ребенок понимает слово, но может объяснить его только с помощью жестов или рисунка;
1,5 балла – если ребенок словесно описывает предмет;
2 балла – если ребенок дает описание близкое к научному.

3. Тест копирования бессмысленных слогов
Цель: Определение уровня саморегуляции (т.е. умение выполнять долгое время малопривлекательное занятие).
Материал: 10 карточек с бессмысленными слогами, написанными каллиграфическим почерком (заглавная буква – 1,5 см, прописная – 1см).

  • Вел зу бот 5) Кот взо ли 9) Су боз кип
  • Ко рат вен 6) Бру то мас 10) Гор ну маж
  • Пул не бам 7) Тор же мур
  • Са пре веж 8) Лу кеб шал

Инструкция: «Пока нас с тобой здесь не было, сюда прибегал зайчик и оставил тебе записку. Посмотри, здесь что-то написано. Ты еще не умеешь писать, но все-таки попробуй это перерисовать. Хорошо посмотри, как тут написано (подается листочек и ручка)».
Оценка результатов:
1 балл – «каракули»;
2 балла – есть сходство с образцом, но распознается не более трех букв;
3 балла – если распознается 4 буквы;
4 балла – если можно прочитать все буквы;
5 баллов – если каждая буква написана четко, и все буквы под наклоном не 30 градусов.

4. Тест кратковременной памяти и умозаключений
Цель: Определение уровня развития кратковременной памяти и логического мышления.
Инструкция: «Ты любишь разные рассказы? Сейчас я расскажу тебе маленький рассказик, а ты послушай внимательно и постарайся его запомнить, чтобы потом повторить слово в слово. Согласен?».
Ход проведения:
1 этап: Предъявляем ребенку рассказ:
Жили-были три мальчика: Коля, Петя и Ваня. Коля ниже Пети, Петя ниже Вани. Повтори.
Если ребенок не может повторить, еще раз читаем ему рассказ до тех пор, пока он не повторит весь рассказ правильно. У себя фиксируем, сколько потребовалось повторений, чтобы ребенок запомнил рассказ.
Уровень развития кратковременной памяти определяем по количеству понадобившихся повторений.
2 этап: После того как ребенок повторил весь рассказ правильно, даем второе задание: «Молодец, ты повторил правильно. А теперь подумай и скажи, кто из мальчиков самый высокий?». Если ребенок сразу не может ответить, повторяем: «Коля ниже Пети, Петя ниже Вани.» После того как ответит, задаем второй вопрос: «А кто самый низкий?». Фиксируем каждое повторение, которое понадобилось для того, чтобы ребенок ответил на вопросы.
Уровень развития способности к умозаключениям определяем по количеству всех повторений, зафиксированных на первом и втором этапах.
Определение умственной активности
Из наблюдения во время обследования ребенка делаются выводы об уровне развития его умственной активности.
Низкий уровень – если к выполнению задания ребенок приступает только после дополнительных побуждений, часто отвлекается во время работы. При выполнении теста фонематического слуха его интересует не обнаружение ошибок экспериментатора, а возможность проявления внешней реакции (хлопок по столу).
Средний уровень – если ребенок не проявляет интереса к выполнению задания, хотя в работу включается достаточно активно или сначала ребенок проявляет интерес, который потом очень быстро угасает. Вопросов задает сравнительно мало, и те направлены не на сущность задания, а на второстепенные моменты.
Высокий уровень – ребенок проявляет ярко выраженный интерес и к самим заданиям, и к эксперименту. Охотно поддерживает разговор, сам задает вопросы, в выполнение задания включается без промедления, самостоятельно преодолевает возникающие трудности, пытается продолжить общение с экспериментатором и по окончании собеседования.
Таблица 3 Определение уровня развития способностей по всем 4-м тестам

Способность/ уровень Низкий Средний Высокий
Фонематический слух 0 баллов 1 балл 2-3 балла
Словарное развитие 6 л: 6,5 б. 7 л: 7-12 б. 6 л: 7-12б. 7 л: 12-15 б. 6 л: 12,5 б. 7 л: 15,5 б.
Развитие саморегуляции 1 балл 2-3 балла 4-5 баллов
Кратковременная память 6 л: 8; 7 л: 7 6 л: 5-7; 7 л: 4-6 6 л: 1-4; 7 л: 1-3
Логическое мышление 6 л: 10 7 л: 8 6 лет: 5-9 7 лет: 4-7 6 лет: 1-4 7 лет: 1-3

Диагностическая программа 4

Диагностическая карта
Д/сад № Полный возраст
Фамилия, имя
Дата рождения Дата обследования
1. Физиологическая зрелость
АаФилиппинский тест
б) Моторика (вырез кружка)
в) Ведущая рука 1) 2) 3)
2. Речь
а) звукопроизношение: б) условные обозначения:
С – Ж – о – пропуск звука = – замена звука U – смешение ? – искажение (какое) N – норма
З – Ш –
Р – Щ –
Л – Ч –
3. Фонематический слух
4. Словарь
5. Грамматический строй (подчеркнуть нужное):
а) форма описания б) предложения
повествование перечисление распространенные простые
в) части речи существ. + глагол + прилагат. + др. части речи
существительное + глагол + прилагательное
существительное + глагол
г) согласование: в падеже____ в роде____ в числе ______
д) использование предлогов адекватно неадекватно не использует
6. Саморегуляция (копирование бессмысленных слогов)
7. Кратковременная память (число повторений)
8. Способность к умозаключению (число повторений)
9. Обобщение методом исключений (4-й лишний)
10. Произвольное внимание, пространственные представления (графический диктант)
а) моторика б) понимание слов инструкции
11. Поведение в условиях обследования:
а) контактность б) работоспособность в) интерес
Выводы и рекомендации:

Описание методик, применяемых в программе
1. Физиологическая зрелость
а) Филиппинский тест
Цель: Определение уровня физиологической зрелости ребенка.
Достать через голову рукой до противоположного уха.
б) Моторика (вырез кружка)
Цель: Определение уровня развития мелкой моторики
Вырезать кружок диаметром 6 см.
в) Ведущая рука
Цель: Определение правшества или левшества
1) сложить руки на груди 2) сплести пальцы в замок 3) похлопать в ладоши.

2. Речь
а) звукопроизношение:
Методика «Повтори за мной»
Цель: Проверка точности произношения звуков
1) на букву З: У Зины заноза
2) на буквы С, Р, Ш: Сережа уступил старушке место в автобусе
3) на буквы З, Р, Л, Ж, Ш, Щ, Ч: У забора затеяли драку рыжий щенок Дружок и черная кошка Мурка
4) на буквы С, Р, Ш, Л, З, Ч: Старая бабушка вязала шерстяные чулки для своей внучки Леночки.

3. Фонематический слух (тест фонематического слуха Ю. Гильбух)
4. Словарь (тест словаря Ю. Гильбух)
5. Грамматический строй речи
Методика «Сюжетные картинки»
Цель: Определение правильности грамматического построения речи
Рассказ ребенка оценивается по параметрам, представленным в протоколе

Саморегуляция

Тест копирования бессмысленных слогов (Ю. Гильбух)
7. Кратковременная память и способность к умозаключению
Тест кратковременной памяти и умозаключений (Ю. Гильбух)

Психолого педагогическое обследование детей при поступлении в ДОО. Автор Яковлева Светлана


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: