1 этап | ||
Операция приема сравнения | Постановка цели | |
Значение освоения операции в педагогическом процессе | Осознанность применения любого навыка формируется в процессе постановки личной цели приобретения данного навыка. Основная задача освоения первого этапа формирования навыка сравнения состоит в обучении постановки цели процесса сравнения в учебном процессе. | |
Применение операции в ходе реализации педагогических задач | поиск аналогий в учебном материале; избежание подмены существенных свойств понятия несущественными свойствами; обобщение и систематизация знаний, поиск общих признаков при формировании понятий; поиск закономерностей индуктивным путем; предотвращение ошибок по аналогии и выдвижение правдоподобных гипотез по аналогии; выдвижение гипотез; построение системы аналогов данного объекта; установление выделение существенного и несущественного в условиях задачи, обобщение ее структуры и осознание границ вариации ее условия внутри данного типа задач; межпредметных связей в учебном материале и в способах его изучения | |
2 этап | ||
Операция приема сравнения | Выделение признаков у объектов | |
Значение освоения операции в педагогическом процессе | Позволяет более глубоко, разносторонне, реалистичнее воспринимать предметы, понятия, факты и яснее осуществлять выбор правильного решения Применение операции в ходе реализации педагогических задач | Развитие креативности, инновационности мышления учащихся |
3 этап | ||
Операция приема сравнения | Установление сходства – сопоставление (частичное сравнение). Установление общих признаков | |
Значение освоения операции в педагогическом процессе | Позволяет эффективно на этапах восприятия и осмысления знаний глубже осознать особенное в изучаемом материале, понять его связь с ранее усвоенными знаниями. | |
Применение операции в ходе реализации педагогических задач | Обнаружение межпредметных связей в учебном материале и в способах его изучения | |
4 этап | ||
Операция приема сравнения | Дифференциация объектов (полное сравнение)- установление существенного общего (сопоставления) и несущественного отличительного (противопоставление) в однородных объектах. | |
Значение освоения операции в педагогическом процессе | Позволяет объединить в группы предметы, явления, имеющие сходные черты | |
Назначение операции в ходе реализации педагогических задач | Операция является основой для выбора дальнейшего способа осуществления сравнения: параллельного, последовательного или отсроченного при рассмотрении учебного материала | |
5 этап | ||
Операция приема сравнения | Выделение одного основания для сравнения в соответствии с заявленной целью | |
Значение освоения операции в педагогическом процессе | Позволяет обнаружить и обосновать необходимость сравнивать по существенным признакам явления, предметы, факты | |
Назначение операции в ходе реализации педагогических задач | Формирует высокий уровень аналитичности — умение вычленять главное, аргументировать свою точку зрения, описывать последовательно ход решения проблемы | |
6 этап | ||
Операция приема сравнения | Сопоставление объектов по данному основанию | |
Значение освоения операции в педагогическом процессе | Позволяет осуществлять анализ и синтез изучаемых понятий, фактов, предметов на высоком уровне. Эффективно на этапах обобщения и систематизации. | |
Назначение операции в ходе реализации педагогических задач | Позволяет объединить в группы предметы, явления, имеющие сходные черты – проводить процесс систематизации, типологизации. | |
Операция приема сравнения | Сопоставление объектов по данному основанию | |
Значение освоения операции в педагогическом процессе | Позволяет осуществлять анализ и синтез изучаемых понятий, фактов, предметов на высоком уровне. Эффективно на этапах обобщения и систематизации. | |
Назначение операции в ходе реализации педагогических задач | Позволяет объединить в группы предметы, явления, имеющие сходные черты – проводить процесс систематизации, типологизации. | |
7 этап | ||
Операция приема сравнения | Выводы о результативности достижения поставленной цели в ходе сравнения по выбранным основаниям | |
Значение освоения операции в педагогическом процессе | Формирование навыка самопроверки и самокорректировки способа достижения поставленной цели | |
Назначение операции в ходе реализации педагогических задач | Формирование субъектности, ответственности, самоэффективности |
В соответствии с этапами, мы разработали набор конкретных заданий, описываемых в виде алгоритма выполнения конкретного учебного задания с учетом специфики образовательной программы, реализуемой педагогом. Инструкции к заданиям даются либо четко и последовательно, создавая условия тщательной отработки навыков, либо больше апеллируют к личностной, познавательной активности школьника, позволяя ему самому найти новое в предложенном примере (см. приложение Б).
Выделение в нашем комплексе этапов формирования приема сравнения, позволяет учащимся реализовать индивидуальный подход к решению учебной задачи, а педагогам – возможность гибко управлять процессом обучения. В зависимости от целевых особенностей урока и степени усвоения учащимися его содержания состав действий может изменяться, количество варьироваться (увеличиваться или сокращаться).
Примеры заданий
1 этап Постановка цели | |
Традиционная программа «Начальная школа 21 века» | Развивающая программа Л.В. Занкова. |
В глубине воды на дне виднелся морской еж, плавали морские коньки, вдалеке мелькнул плавник акулы. Пойдете вы купаться в таком водоеме? Сравнение каких признаков поможет вам принять верное решение? | Мальчики весной старательно стремились научиться сравнивать длину веток, количество росы на траве, мха на деревьях, собираясь в поход с друзьями? Как это может им помочь в путешествии? |
Те, кто хочет получить дополнительную оценку пять по математике, может сделать задания на сравнение в конце параграфа. | Какие задания вы выберете, чтобы получить хорошую оценку? По каким признакам вы сравнивали задания? |
2 этап Выделение признаков у объектов | |
Традиционная программа «Начальная школа 21 века» | Развивающая программа Л.В. Занкова. |
Игра «Найди по признаку» Оглянись вокруг. Найди как можно больше предметов: — коричневого цвета; — прямоугольной формы; — сделанных из дерева; — начинающихся с буквы «н». Назови эти предметы или запиши их названия тетради |
![]() | ![]() |
Рассмотри картинки. Изображения каких понятий ты видишь?
Какие признаки у каждого понятия ты можешь перечислить? Какое количество признаков дает возможность точно отделить одно понятие от других?
(Рыба -животное,тело покрыто чешуей (1)
Дерево -растение,есть корень, ствол (2))
3 этап Установление сходства – сопоставление (частичное сравнение). Установление общих признаков | |
Традиционная программа «Начальная школа 21 века» | Развивающая программа Л.В. Занкова. |
«Найди общее» Рассмотри схему. Представь фигуры. Прочитай объяснения. Помоги Саше: запиши в последний прямоугольник общий признак понятий. ![]() | Запиши общие признаки понятий в прямоугольники. Объясни, почему ты выбрал именно такие признаки ![]() |
4 этап Дифференциация объектов (полное сравнение)- установление существенного общего (сопоставления) и несущественного отличительного (противопоставление) в однородных объектах | |
Традиционная программа «Начальная школа 21 века» | Развивающая программа Л.В. Занкова. |
«Что лишнее?» Зачеркни лишнее. Назови несколько общих признаков оставшейся группы. ![]() | ![]() Что ты наблюдаешь на рисунке? Есть ли что-то выбивающееся из закономерности? Зачеркни лишнее. Назови несколько общих признаков оставшейся группы |
5 этап Выделение одного основания для сравнения в соответствии с заявленной целью | |
Традиционная программа «Начальная школа 21 века» | Развивающая программа Л.В. Занкова |
«Найди общее» Найди один главный общий признак понятий. Объясни, какой, на твой взгляд, самый главный, по которому тебе легче узнавать? ![]() | «Найди общее» Выбери два любых понятия, у которых можно найти общее. Запиши понятия в прямоугольники. Найди общие признаки понятий. Объясни, какой, на твой взгляд, самый главный ![]() |
6 этап Сопоставление объектов по данному основанию | |
Традиционная программа «Начальная школа 21 века» | Развивающая программа Л.В. Занкова. |
«Сравни понятия» Чтобы сравнить понятия, нужно найти общие и отличительные признаки этих понятий и задать главный критерий сравнения. Представь дерево, кустарник. Сравни понятия: найди общие и отличительные признаки понятий Общие признаки запиши в прямоугольники. Отличительные признаки запиши в овалы. ![]() | «Сравни понятия» Какие признаки наиболее важны для сравнения: общие или отличительные? Запиши и объясни, почему ты выбрал именно такой признак. ![]() |