Дидактический материал по обучению социально-бытовым навыкам

С. С. Морозова, О. Н. Окунева

Как отмечалось выше, при обучении аутичных детей социально-бытовым навыкам очень важно заранее продумать составляющие конкретного навыка и сами приемы обучения. Опыт как зарубежных специалистов (ТЕАССН — программа, оперантный подход и др.), так и отечественной школы (К.С.Лебединская, О.С.Никольская и др.) свидетельствует о необходимости создания специальных условий для обучения фактически любым навыкам. В этой главе мы хотим предложить некоторые приемы и материалы, которые используются при обучении аутичных детей социально-бытовым навыкам.

1. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОСТРАНСТВА

Рассмотрим общие принципы организации пространства на нескольких примерах.

1. В первую очередь, вы должны продумать, какие именно предметы будут использоваться при обучении данному навыку. Например, если мы учим ребенка мыть посуду, то понадобятся: моющее средство, губка (щетка), контейнер для чистой посуды, полотенце для посуды, мыло, полотенце для рук.

2. Для каждого навыка следует подобрать пространственную зону — т.е. пространство, где предметы, используемые для данного навыка, могут быть расположены на фиксированных местах недалеко друг от друга. Это делается для того, чтобы при выполнении навыка можно было легче сконцентрировать внимание на самом процессе, а не на поиске необходимых принадлежностей. Часто даже последовательность расположения предметов слева-направо (сверху-вниз) задает очередность их использования. Например, при одевании ребенок будет брать майку и трусы с верхней полки шкафа, колготки и рубашку — со средней, а брюки и свитер — с нижней.

3. Необходимо, чтобы предметы, используемые при выполнении данного навыка, например, при умывании, — зубная щетка, мыло, паста — были доступны для самостоятельного использования ребенком: полотенце должно висеть невысоко, чтобы ребенок мог его достать и повесить сам. Это поможет приучить его к порядку и самостоятельности.

4. Важно, чтобы пространство вокруг не было перегружено большим количеством предметов. Вещи, которые не нужны ребенку при умывании — например, папина бритва или мамин крем — нужно поставить на полку повыше.

5. В зоне пространства, где отрабатывается и выполняется определенный навык, недопустимо наличие предметов, которые могут отвлечь ребенка. Если накануне вечером он купался с любимыми игрушками, то следует убрать их, чтобы они не отвлекали его внимания в другой ситуации.

6. Предметы, которые необходимы ребенку для выполнения определенного навыка, должны существенно отличаться по внешнему виду от других. Например, если Вы учите ребенка самостоятельно делать бутерброды с сыром, то Вы должны быть уверены, что в холодильнике сверток с сыром выглядит иначе, чем свертки с другими продуктами; а когда Вы учите ребенка чистить зубы, его зубная щетка должна существенно отличаться не только по цвету, но и по форме от щеток других членов семьи.

Таким образом, можно выделить следующие требования к правильной организации пространства при обучении конкретному навыку:

1) четкий отбор предметов, необходимых для обучения соответствующему навыку;

2) наличие пространственной зоны, в которой будет проходить обучение;

3) доступное расположение предметов, нужных для этого навыка;

4) расположение в соответствующей зоне предметов, необходимых для обучения данному навыку при минимальном количестве предметов, не имеющих к нему отношения;

5) отсутствие в данной зоне пространства предметов, способных легко привлечь внимание;

6) видимое отличие предметов, нужных для того, чтобы обучить ребенка требуемому навыку, от других объектов.

Теперь остановимся на некоторых частных аспектах организации пространства. Прежде всего, у ребенка должно быть свое рабочее место (см. с. ) — т.е. место, где либо Вы занимаетесь с ним, либо он занимается самостоятельно. Для этой цели желательно иметь небольшой стол со стулом и шкаф в виде стеллажа (который можно сделать и самостоятельно). Стол и стул должны соответствовать росту ребенка — его ноги должны касаться земли всей ступней, когда он сидит прямо, а крышка стола должна находиться на уровне груди (чтобы можно было удобно положить локти на стол). Стол следует разместить так, чтобы, занимаясь, ребенок не мог смотреть в окно, в коридор и отвлекаться на предметы в комнате. Материалы, необходимые для занятий, нужно разместить на стеллаже, который должен находиться неподалеку от стола. Эти материалы следует хранить в коробках (из-под обуви, бумаги, конфет и пр.) или больших папках. В каждой коробке находится все, необходимое для данного учебного навыка. Например, при обучении аппликации в коробке находятся цветная бумага, бумага для фона, клей, ножницы и т.п.

На начальных этапах занятий взрослый сам берет коробки с полки. Однако постепенно ребенка обучают следовать тому или иному типу расписания 0(см.выше). Это должно привести к тому, что ребенок сможет сам выбирать порядок заданий и брать нужные материалы. Такая форма работы стимулирует активность ребенка, самостоятельность, приводит к улучшению взаимодействия со взрослым и средой.

Во время занятий, которые не предполагают полной самостоятельности ребенка, взрослый садится рядом с ним так, чтобы его лицо находилось примерно на одном уровне с лицом ребенка. Если на начальных этапах работы ребенок склонен убегать, то нужно усаживать его так, чтобы встать из-за стола было затруднительно. Это даст возможность завладеть его вниманием хотя бы на короткий период времени, продолжительность которого можно постепенно увеличивать.

По мнению большинства специалистов, правильная организация места для занятий вносит существенный вклад в их успешность. На рисунке 1 (а, б, в) вы видите правильные варианты пространственной организации места для занятий.

Продуманная организация пространства помогает упорядочить поведение ребенка на кухне и за обеденным столом. Важно, чтобы он сидел на одном и том же месте (что желательно и для других членов семьи); его стул должен находиться так, чтобы он не мог вскакивать из-за стола во время еды. Необходимо подключать ребенка к накрыванию на стол, даже если Вы и не ставите перед собой специальной задачи научить его этому. Поначалу Вы просите ребенка отнести на стол ложки или тарелки. Затем Вы можете научить его расставлять посуду на столе в определенном порядке. Для этого подойдут небольшие куски клеенки в виде салфеток, на которых Вы можете нарисовать контуры столовых приборов (см. рисунок 2). Это позволит ребенку накрывать на стол самостоятельно, без Ваших подсказок. Для того, чтобы он мог научиться накрывать на стол и убирать со стола, а также мыть посуду, ее следует хранить в доступных и четко фиксированных местах (например, ложки и вилки должны лежать в разных отделениях ящика для столовых приборов). Вместе с тем, продукты (в особенности, лакомства) не стоит держать там, откуда ребенок может их взять самостоятельно. Следует не забывать заранее прятать предметы, которые могут отвлечь его от конкретной ситуации — например, от уборки со стола.

Важно, чтобы в Вашей квартире было место, где ребенок мог бы проводить время, когда Вы не можете уделить ему внимания или занять его самостоятельными заданиями и работой по дому. Так называемый игровой уголок не обязательно должен находиться в какой-либо фиксированной зоне пространства. Нарушение в данном случае требования о строгой пространственной локализации связано с тем, что часто родители не могут оставить ребенка одного в комнате, где находятся его игрушки. Однако, необходимо создать подвижную пространственную организацию, которая подсказывала бы ребенку, чем он может заняться. Мы полагаем, что небольшой (размером примерно 1 кв. м) коврик и ящик с игрушками могли бы служить удачной формой передвижного игрового уголка. Содержимое ящика с игрушками условно можно разделить на две части: игрушки, которыми ребенок играет самостоятельно и игрушки для совместной игры с Вами. В то время, когда ребенок играет один, в ящике должны находиться

только игрушки, подходящие для самостоятельного времяпровождения. Хорошо, если большинство игрушек соответствуют двум категориям одновременно. Ниже приводится примерный набор игрушек, оптимальный для детей, самостоятельная игра которых носит манипулятивный характер:

1. Предметы для самостоятельной игры (своим строением они должны подсказывать ребенку, что с ними нужно делать):

а) пирамидка;

б) деревянный или резиновый паззл-вкладыш с предметами или формами;

в) конструктор типа Лего с небольшим (не более 30) количеством крупных деталей;

г) коробка форм;

д) маленький фотоальбом с фотографиями членов семьи и знакомых ребенку людей;

е) книга с яркими картинками и жесткими картонными страницами (если нравится ребенку);

ж) игрушечный транспорт (машина, автобус и т.п.) небольших размеров, который можно катать.

2. Предметы для совместной игры:

а) игрушечная посуда и мебель;

б) кукла (желательно среднего или большого размера);

в) 1-2 игрушечных животных, если ребенок их любит;

г) пластилин;

д) бумага, краски, карандаши, фломастеры.

Как легко заметить, предметы из первой группы могут и должны использоваться и при совместной игре в то время, как предметами второй группы не все дети могут играть самостоятельно в силу различных причин (например, если ребенок отрывает куклам руки и ноги или когда он берет пластилин в рот). Игрушки для самостоятельной игры должны отвечать требованиям безопасности и хотя бы минимальной социальной адекватности их использования (например, если единственное, что ребенок может делать самостоятельно — это стучать по предметам, и Вам в некоторых ситуациях приходится мириться с этим, то пусть он лучше стучит по детскому барабану или молотком по дощечке).

Не следует хранить все имеющиеся в доме игрушки в таком ящике; каждый день Вы можете класть в ящик по 3-5 игрушек и менять их через день. Это приучит к гибкости и разнообразию. Таким образом, наличие передвижного игрового уголка позволит Вам организовать как совместную, так и самостоятельную игровую деятельность ребенка, показать ему отличие игры от учебных занятий и работы по дому.

2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВРЕМЕНИ

Как отмечалось выше, для аутичных детей характерны трудности в восприятии, следовании и понимании временной последовательности событий. Мы предлагаем несколько дидактических пособий, использование которых может уменьшить данные проблемы.

А. Календарь (рисунок 3)

Специально созданный настенный календарь поможет ребенку усвоить такие понятия как вчера, сегодня, завтра, день недели, число, месяц. За основу следует взять разграфленную страницу календаря на месяц. Мы полагаем, что лучше нарисовать такой календарь на большом прямоугольном листе бумаги (50-70 см. в ширину и 40-50 см. в высоту). В верхней части листа должно быть крупно написано название месяца (даже если ребенок не умеет читать, он может запомнить название месяца в письменном виде). Затем по горизонтали над семью вертикальными графами следует написать названия всех дней недели. В верхней части каждого квадрата нужно сделать по два тонких надреза слева и справа для табличек со словами вчера, сегодня, завтра. Под этими табличками должно быть некрупно написано число так, чтобы ниже могла уместиться картинка с изображением какого-либо события, символизирующего каждый день.

Рассмотрим использование календаря на следующем примере. Предположим, сегодня 6 января, суббота. Вы продумываете важные события в жизни ребенка для вчерашнего, сегодняшнего и завтрашнего дня. Например, вчера, 5 января, Вы смотрели мультфильм перед сном; сегодня, 6 января, в субботу, Вы будете делать уборку в квартире; а завтра, в воскресенье 7 января, Вы собираетесь кататься на санках с горки. Теперь Вы должны нарисовать маленькие картинки, которые могли бы символизировать данные события. Главное требование, предъявляемое к этим картинкам — простота, яркость и понятность для ребенка. Затем Вы берете 3 узких полоски из картона и вставляете их в прорези в верхней части трех квадратов с числами 5, 6 и 7. Над числом 5 написано вчера, над числом 6 — сегодня, над числом 7 -завтра. Под числами вы приклеиваете картинки с событиями. Теперь календарь готов к использованию.

Для начала Вы можете с утра подвести ребенка к календарю и показать его рукой графу с сегодняшним днем, назвать событие, которое должно произойти сегодня (Например: Смотри, сегодня мы будем смотреть мультфильм). Затем Вы переводите руку ребенка на картинку слева, говоря: Смотри, а вчера мы ходили в магазин. То же самое Вы делаете с карточкой для события завтра.

Каждый следующий день Вы добавляете по одной карточке для завтра. После нескольких дней или недель подобного пассивного обучения желательно посмотреть, насколько ребенок понимает данную информацию. Прямое назначение такого календаря — организация времени, но, вместе с тем, он может стать хорошим средством ненавязчивого, близкого по содержанию к реальной жизни обучения, будет способствовать развитию речи, элементарных математических навыков, пониманию окружающей ситуации. Если ребенок не говорит, Вы можете попросить его: Покажи, что мы делали вчера. В тех случаях, когда он может говорить, Вам следует постараться получить от него хотя бы простейший ответ на вопрос о том, что Вы собираетесь делать сегодня или завтра. Когда ребенок не отвечает правильно, лучше всего использовать календарь так же, как и в случае с неговорящим ребенком.

От конкретных ситуаций, непосредственно связанных с жизнью ребенка и отраженных в календаре, Вы можете перейти к обучению более отвлеченным понятиям, таким, как названия дней недели, месяцев и т.п.; эти временные понятия усваивается длительно, чаще после многократных повторений. Поэтому не бойтесь надоесть ребенку ежедневным напоминанием о том, какой сегодня день недели и месяц — это со временем принесет свои результаты. Этому будет способствовать систематичное, аккуратное использование данного календаря.

Б. Распорядок дня (рисунки 4 — а, б, в)

О важности распорядка дня рассказывалось в 1-й главе. Здесь мы лишь кратко обозначим варианты технического решения данной идеи.

а) Предметное расписание на день. Вам понадобится узкая открытая тумбочка типа этажерки (можно без задней стенки). Ее высота должна быть такова, чтобы ребенок мог дотянуться до верхней полки, а ширина может быть равна 10-30 см. По всей высоте этой этажерки Вы располагаете полочки (по числу важнейших этапов дня). На верхней полке Вы кладете предмет, символизирующий первое событие дня — например, полотенце; затем -следующее по порядку (например, игрушечная кроватка может означать, что нужно убрать кровать) и т.д.

Все предметы, используемые в данном расписании, можно разделить на две группы — это либо предметы, используемые в деятельности (например, расческа), либо предметы-символы (мяч как символ прогулки). Внизу, под расписанием-стеллажом Вы ставите коробку, в которую ребенок должен положить предмет, обозначающий уже выполненную по распорядку деятельность (причесался — положил расческу в коробку).

б) Обозначение событий дня в виде последовательности фотографий или картинок — Вам понадобятся фотографии и картинки, изображающие различные события повседневной жизни ребенка; узкий длинный лист гладкого картона с закрепленными на нем жесткими конвертами; большие скрепки (или зажимы). К той части конверта, которая обращена вовне, скрепкой крепится картинка. И в этом, как и в предыдущем, случае как только задание выполнено, скрепка и фотография (или картинка) убираются в конверт.

в) Обозначение событий дня в виде надписей — можно использовать тот же вариант решения, что и в пункте б, заменив фотографии (картинки) карточками с надписями. Мы также предлагаем вариант деревянного расписания, которое является более долговечным, но трудным для изготовления. На доске располагаются короткие (1-2 см) деревянные штыри. Карточки с надписями могут быть деревянными или картонными и должны иметь вверху круглые прорези по диаметру штырей. Это позволяет легко снимать и одевать нужные карточки. Внизу должна находиться коробка для уже использованных карточек.

3. ПЛАНИРОВАНИЕ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ ДЕЙСТВИЙ

Как отмечалось выше, на начальных этапах обучения аутичных детей бытовым навыкам необходимо придерживаться четкой последовательности действий, составляющих навык. Учитывая индивидуальные особенности ребенка и характер навыка, можно составлять схему последовательности действий. Реализация подобных схем при обучении предполагает сочетание продуманной пространственной организации навыка со временной. Рассмотрим пример такой схемы и пространственных условий ее применения для навыка одевания (рисунки 5а и б) и для обучения навыку приготовления бутербродов (рисунки 6а и б).

По нашим наблюдениям, для обучения навыку одевания удобнее использовать вертикально организованную схему. Для этого удобно использовать досточку, кусок фанеры или картона и даже просто участок стены. Главное требование к изготовлению такой схемы — то, что все карточки с изображением или названием предметов одежды должны крепиться в порядке сверху-вниз так, чтобы ребенок мог самостоятельно их снимать. Удобно прикрепить верхний край схемы на стену или на створку шкафа в том месте, где ребенок обычно одевается. Карточки с рисунками, фотографиями или словами должны быть наклеены на картон и защищены прозрачной пленкой. Мы предлагаем следующие 3 варианта крепления карточек:

а) в основной картонной поверхности делаются горизонтальные прорези — одна для каждой карточки; карточки вставляются в эти прорези при помощи узкую полоски картона, прочно приклеенной к каждой карточке;

б) основой схемы служит фланелевая ткань, наклеенная на доску или картон; на обороте каждой карточки прикрепляется фрагмент бархатной бумаги;

в) основа схемы — доска или картон с полосой липучки; на обороте каждой карточки — тоже кусочек липучки, поэтому закрепить ее на поверхности легко.

Под каждой схемой должна находиться коробка для отработанных карточек. Необходимо напомнить, что предлагаемый ребенку в ходе обучения порядок одевания должен быть всегда одним и тем же. На схеме (рисунок 5а) представлен возможный перечень предметов, на рисунке 5б — пространственное расположение предметов, используемых для одевания.

На рисунке 6а изображена схема, позволяющая ребенку научиться самостоятельно делать бутерброды. На твердой поверхности крепится лист бумаги со схемой. Рядом должен находиться простой карандаш, который служит для того, чтобы ребенок отмечал пройденный этап схемы галочкой. На рисунке 6б показано, как на кухне размещены предметы, необходимые для реализации данного навыка.

Применение календаря, схем и т.д. в такой форме визуализирует инструкцию, то есть использует в качестве опоры зрительное восприятие, что, по мнению специалистов, облегчает обучение различным (в том числе и бытовым) навыкам.

В этой главе не ставилось цели осветить обучение всем возможным видам бытовой деятельности, но изложенные принципы, если их применять творчески, помогут Вам правильно построить обучение вне зависимости от конкретного содержания навыка, найти новые, подходящие именно для Вашего ребенка приёмы и способы работы.

Дидактический материал по обучению социально-бытовым навыкам

Дидактический материал по обучению социально-бытовым навыкам

Дидактический материал по обучению социально-бытовым навыкам

Дидактический материал по обучению социально-бытовым навыкам

Дидактический материал по обучению социально-бытовым навыкам

Дидактический материал по обучению социально-бытовым навыкам

Дидактический материал по обучению социально-бытовым навыкам

Дидактический материал по обучению социально-бытовым навыкам

Дидактический материал по обучению социально-бытовым навыкам

Дидактический материал по обучению социально-бытовым навыкам

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ПО КОРРЕКЦИИ И ОБУЧЕНИЮ ЛЮДЕЙ С РАННИМ ДЕТСКИМ АУТИЗМОМ

1. Веденина М.Ю. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. Сообщение 1 // Дефектология. — 1997. — № 2. — С.31-40.

2. Веденина М.Ю., Окунева О.Н. Использование поведенческой терапии аутичных детей для формирования навыков бытовой адаптации. Сообщение 2 // Дефектология. — 1997. — №3. — С. 15-20.

3. Каган В.Е. Аутизм у детей. — Л.: Медицина, 1981. — 190 с.

4. Лебединская К.С., Никольская О.С. и др. Дети с нарушениями общения. — М.: Просвещение, 1989

5. Лебединская К.С., Никольская О.С. Дефектологические проблемы раннего детского аутизма. Основные представления о синдроме раннего детского аутизма. // Дефектология. — 1987. — № 6 — С. 10-16; 1988.-№2.-С. 10-15.

6. Лебединский В.В., Никольская О.С. и др. Эмоциональные нарушения в детском возрасте и их коррекция — М.: МГУ, 1990

7. Морозов С.А., Морозова Т.И. Мир за стеклянной стеной.// Материнство. — 1997. — № № 1 — 6, 9.

8. Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок. Пути помощи. — М., «ТЕРЕВИНФ», 1997

9. Парк К. Социальное развитие аутиста: глазами родителя // Московский психотерапевтический журнал. — 1994. — № 3. -С. 65-95.

10. Aarons M., Gittens Т. The handbook of autism. — LNY, 1994

11. Gillberg C, Peeters T. Autism. Medical and educational aspects. -AntwerpenGoteborg, 1995

26 УМНЫХ ЛАЙФХАКОВ НА ВСЕ СЛУЧАИ ЖИЗНИ


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: