Вопросы к интегрированному экзамену по педагогике и
Методике преподавания русского языка в начальных классах
для студентов 3-1 группы
1.Покажите на конкретном примере процесс формирования лингвистического понятия. Какие умения являются показателями его усвоения? Аргументируйте выбор системы методов, приемов и средств обучения.
2.Проанализируйте задания к упражнениям в учебнике « Русский язык» в соответствии с классификациями Т.Г.Рамзаевой и М.Т.Баранова с точки зрения общих и методических требований, предъявляемых к учебнику.
3.Почему необходимо учитывать все факторы усвоения орфографии при выполнении каждого упражнения? Приведите пример такой работы на уроке русского языка.Аргументируйте эффективность выбранных Вами средств обучения.
4.Как Вы понимаете утверждение: «Грамматика- фундамент орфографии»? Приведите пример аналитико-синтетической работы в процессе решения орфографической задачи. Какие приемы обучения будут эффективны для данного вида работы?
5.Проанализируйте формулировки орфографических правил в учебнике «Русский язык» в соответствии с классификациями Д.Н.Богоявленского и М.Р.Львова.Покажите реализацию функций, которые должен выполнять учебник.
6.Представьте алгоритм действий учителя при подготовке к уроку русского языка, целью которого является закрепление знаний учащихся. Аргументируйте выбор системы методов, приемов и средств обучения.
7.Представьте алгоритм действий учителя при подготовке к уроку русского языка, целью которого является обобщение и систематизация знаний учащихся по теме (разделу). Аргументируйте выбор системы методов, приемов и средств обучения.
8.Проанализируйте методику проведения изложений различных видов. Предложите приемы активизации познавательной деятельности учащихся.
По каким показателям учитель может определить, что учащиеся готовы к написанию изложения?
9. Предложите критерии оценки разных видов изложений ученика 2-4 классов. Проанализируйте реализацию функций оценки.
10.Предложите критерии оценки разных видов сочинений ученика 2-4 класса. Проанализируйте реализацию функций оценки.
11. Представьте алгоритм подготовки учителя и учащихся к написанию сочинения по личным наблюдениям. Аргументируйте выбор системы методов, приемов и средств обучения.
12.Дайте определение понятию «речевая ситуация». Сформулируйте цель ее создания на уроке развития речи. Предложите примеры речевых ситуаций на уроках обучения разным видам сочинений.Проанализируйте реализацию принципа воспитывающего обучения на данном этапе урока.
13.Сформулируйте правила проектирования контрольного урока русского языка в начальных классах. Покажите реализацию функций процесса обучения.
14.Сформулируйте правила проектирования урока работы над ошибками после проведения контрольного диктанта.
Аргументируйте выбор системы методов, приемов и средств обучения.
Дополнительные вопросы в режиме «блиц».
1. Какие качества чтения должен формировать и проверять учитель?
2. Какой способ чтения является правильным, но непродуктивым?
3. Какой способ чтения является неправильным?
4. На каких этапах урока литературного чтения проводится словарно-лексическая работа?
5. С какой целью ставится учебная задача анализа произведения?
6. Назовите этап урока литературного чтения, целью которого является раскрытие идеи художественного произведения через углубленное восприятие прочитанного.
7. Перечислите периоды обучения грамоте.
8. Назовите метод обучения грамоте, положенный в основу «Русской Азбуки».
9. Какие приемы выделения нового звука на уроке обучения грамоте Вы знаете?
10. Дайте определение смысловому и структурному анализу текста в основной период обучения грамоте.
11. Перечислите приемы, которые лежат в основе технологии обучения первоначальному письму.
12. Назовите 8 основных элементов письменных букв.
13. Перечислите основные направления в работе по развитию связной речи.
14. Тексты каких типов речи учатся создавать ученики начальной школы?
15. Какие виды сочинений по источникам представлены в программе начальной школы?
16. Какая работа с планом возможна на уроках обучения подробному изложению?
17. Перечислите виды изложений в начальной школе.
18. Какие два предмета «обслуживает» экскурсия?
19. Что такое орфография?
20. Назовите виды орфографических правил.
21. Перечислите языковые понятия, которые изучаются в начальных классах.
22. Почему дети допускают орфографические ошибки?
23. Какие требования предъявляются к современному уроку русского языка?
24. Какие виды диктантов Вы знаете?
25. Что такое центон?
26. От чего зависит выбор методики проведения словарно-орфографической работы на уроке русского языка?
27. Чем отличается осложненное оформление детской книги от типового?
28. Перечислите этапы внеклассного чтения.
29. Что такое стилистический эксперимент?
30. Какие требования предъявляются к выразительному чтению?
Критерии оценки ответа
Фамилия, имя | Теория (полнота ответа) | Практика (полнота ответа) | Логика изложения | Соответ-ствие научному стилю речи | Ответы на вопросы | Итог |