126). Мухаммад ибн Уаси’ сказал: «Праведный заработок – чистота тел, да смилуется Аллах над тем, кто ел дозволенную пищу и кормил ею других».
127). Зияд ан-Намири сказал: «До нас дошло, что человека позовут в Судный день, и вот он встанет среди рядов людей, а от него ввысь будет исходит такой свет, что люди спросят: «От кого так исходит ввысь свет?» Тогда воззовёт глашатай: «Этот человек голодал и испытывал жажду ради Аллаха при жизни».
128). Абдулла ибн Аяш сообщает со слов некоторых его людей, что в первых свитках было написано: «Блажены те, кто голодал для дня великого насыщения, блажены те, кто жаждал ради дня великого утоления жажды».
Достоинство голода и жажды
129). Мухаммад ибн Шабур (один из муджтахидов) сказал: «До нас дошло, что голодные и жаждущие будут женихами райских женщин после пророков».
130). Абу Абдулла ас-Сури сообщает, что слышал со слов своего отца: «Какой бы раб не насытился, его обязательно покинет часть его разума, которая никогда не вернётся к нему».
131). Абдулла ибн Марзук говорил: «Небрежным к своим грехам будет тот, кто ест жир с сахаром».
Голодание – качество богобоязненных людей
132). Иса ибн Задан сказал: «Как-то, когда мы были в келье, Зияд аль-Кайси сказал:
Голодай, ибо голод – результат боязни Аллаха
Настанет день, когда голодавший долго насытится
Я послушал внимательно и понял смысл этих строф, а затем сказал: «Да будешь ты за отца моего, ты не увидишь, что твой наставник ест днём».
Затем он сказал: «Это я и хотел тебе сказать. Зачем мюридам отвлекаться на еду днём. Нет клянусь Аллахом, мы будем суфиями и аскетами, до тех пор, пока наши животы не впадут, и мы встретим Аллаха в таком состоянии!»
133). Абдуль-Азиз ибн Салман сообщает, что как-то слышал, что Иса ибн Задан говорил печальным голосом:
Питайся, как и веди себя праведники
Мало еды и много деяний Аллаху
Утоли жажду сердца глотком
И спеши, ведь это уже близко
Иса всегда довольствовался малым.
134). Аматулла бинт Абу Наср сообщает, что как-то Салама аль-Асвари сказал подростку, который засиделся у него:
Тебе следует голодать постоянно
Ведь длительное голодание обрадует в день Суда
После чего подросток вскрикнул и упал без чувств.
Большое количество еды умертвляет сердца
135). Абдулла ибн Сакин аль-Фариси рассказывает, что у него был товарищ из числа набожных людей, который как-то сказал: «Однажды я увечил количество еды на ужин, и мне стало тяжело совершать молитву, а во сне я увидел плакальщиц, которые оплакивали меня. Я спросил у них: «Почему вы оплакиваете меня, ведь я же жив?» они ответили: «Нет, ты уже среди мёртвых. Разве ты не знал, что большое количество еды ослабляет тела и умертвляет бдящие сердца, и человек впадает в дремоту». Я спросил: «А если выход из этого положения, или средство?» они ответили: «Воздерживайся от еды, которую ты желаешь, это оздоровит твоё тело и увеличит твой аппетит перед едой». Он сказал: «Клянусь Аллахом, после этого я не наедался досыта, и я не нашёл столько добра ни в чём, как в воздержанности».
136). Абдулла ибн Марзук говорил: «Нет наилучшего стердства против надменности, чем голод». Абу Абдур-Рахман аль-Амри аз-Захид спросил: «А как долго он должен продолжаться?» тот ответил: «Его продолжительность такова, что ты не должен никогда наедаться досыта». Абу Абдур-Рахман спросил: «А как на это способен тот, кто живёт на этом свете?» Тот ответил: «Нет ничего легче для приверженцев дружбы с Аллахом, тех, кого Он наставил на путь поклонения. Они просто не наедаются досыта, это и есть продолжительное голодание».
137). Ади ибн Саид сообщает, что Ибрахим аль-Мальхами оставался без еды шесть дней. Когда его голод усилился (а он тогда находился на берегу моря), он стал ходить по берегу ночью и говорить следующие слова:
Иной раз сердце занято мыслями о еде,
Оставив идею о том, что голодание – это лучшее средство.
Так он ходил по берегу до утра, ничего не поев. Он находился без еды семь дней подряд».
138). Ибрахим ибн Абдулла аль-Харави сообщает со слов, Кутна ибн Абдуллы, что тот видел, как ибн аз-Зубайр постится без разговения от пятницы до пятницы. В ночь после пятницы он просил, чтобы ему принесли чашу, которую он называл аль-умри, он просил также чашу с маслом и молоком. В чашу клали немного алоэ, а затем он выпивал это. Затем он говорил: «Молоко утоляет мой голод, масло – мою жажду, а алоэ раскрывает мой кишечник».
139). Анас ибн Малик сообщает, что посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «В Судный день откроются рты постящихся. Из них будет исходить запах мускуса, а для них накроют скатерть под Престолом. Они будут кушать в то время, когда (все остальные) люди будут в затруднении».