Его образование и учителя.

Он поступил в школу (аль-куттаб), когда ему исполнилось пять лет, а в девятилетнем возрасте он уже знал наизусть Коран. В детстве и отрочестве он также выучил множество научных текстов и прошел обучение у многих выдающихся ученых, среди них аль-Булькъини, ибн Мулякъкъин, аль-Хафиз аль-Иракъи и другие.

Его путешествия с целью получения знаний.

Он посетил множество стран, преследуя при этом единственную цель – получение знаний и выяснение интересующих его религиозных вопросов. Среди городов, в которых он жил: две святыни Ислама – Досточтимая Мекка и Медина, — Дамаск, Бейтуль-Макъдис (Иерусалим), а также Сана и другие города Йемена.

Его работа.

Аль-Хафиз несколько раз в течение своей жизни выполнял обязанности судьи, в общей же сложности его работа на этой должности составила двадцать один год. Последний раз он проводил судебные разбирательства 8 раби’уль-аууаля 852 года. Кроме того, он занимался чтением проповедей в Каирских мечетях “аль-Азхар” и “’Амру ибн аль-‘Ас” и выполнял функции муфтия (человека, уполномоченного издавать фетвы) в Управлении юстиции.

Его книги.

К наиболее известным его трудам относятся:

1. “Фатхуль-Бари” (“Раскрытие Творцом”). Этот труд по праву считается исследователями самой полезной из книг, комментирующих “ас-Сахих” аль-Бухари. Некоторые из ученых говорили даже: “Поистине, написание толкования к “ас-Сахиху” аль-Бухари является долгом общины пророка Мухаммада, и никто не смог выполнить сей долг в нужной степени, кроме аль-Хафиза ибн Хаджара, написавшего “Фатхуль-Бари”. Когда одного из ученых, а именно аш-Шаукани попросили написать книгу с толкованием “ас-Сахиха” аль-Бухари, он сказал: “После аль-Фатха необходимость в хиджре отпала” [После взятия Мекки мусульманами (это событие получило в Исламе название аль-Фатх) Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал мекканцам, что теперь, после аль-Фатха, необходимость в том, чтобы делать хиджру, то есть переселяться в Медину, отпала. Аш-Шаукани, отвечая людям, предложившим ему написать комментарии к “ас-Сахиху” аль-Бухари, повторил слова Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, имея в виду то, что после появления книги “аль-Фатх” исчезла необходимость в написании комментариев к “ас-Сахиху” аль-Бухари.].

2. “Тахзибут-Тахзиб”. В этой книге автором собраны биографии людей, передававших хадисы, и рассказывается о степени, занимаемой каждым из них.

3. “Аль-Исаба фи Тамйизис-Сахаба” (“Правдивое слово о тех, кто принадлежал к сподвижникам”). Эта книга посвящена описанию жизненного пути сподвижников Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует.

4. “Булюгъуль-Марам мин Адиллятиль-Ахкам” (“Достижение желаемого из доводов на законоположения”). Об этой книге говорилось выше.

Введение в Фикъх.

В арабском языке слово “фикъх” означает “познание, постижение смысла слов”. Это слово встречается во многих аятах Корана. Например, в таких словах Аллаха Всевышнего, как: «Но вы не постигаете (ля тафкъахун*) прославления их»(17:44), или в таких словах из Корана: «Не постигаем (ля нафкьаху[Тот же корень “ф-къ-х”]) мы многого из того, что ты говоришь» (то есть, не понимаем) (11:91).

*[Глагол настояще-будущего времени “тафкъахун” (понимаете) происходит от трехбуквенного корня “ф-къ-х”, от которого происходит также существительное “фикъх”].

Существует несколько категорий познания (постижения):

1)Глубокая убежденность (аль-йакьин): это познание чего-либо известного в том виде, в каком это известное существует на самом деле, с полным и окончательным постижением его смысла и с опорой на доказательства.

2)Предположение (аз-занн): это выбор в пользу того из двух существующих мнений, которое является более достоверным, как например убежденность человека в том, что дело обстоит именно так, как сообщил ему надежный и добросовестный человек, хотя есть вероятность, что на самом деле это не так.

3)Сомнение(аш-шакк): это наличие двух паритетных мнений, ни одному из которых невозможно отдать предпочтение перед вторым, как например сомнения человека, видящего тучи и не знающего, пойдет из них дождь или нет.

4)Иллюзия(аль-уахм): это выбор в пользу того из двух существующих мнений, которое является более слабым.

Что такое фикъх с точки зрения Шариата?

В широком смысле, фикъх — это изучение (познание) законоположений (аль-ахкам [Ахкам – форма множественного числа слова хукм (законоположение)]), установленных Аллахом для людей в области их мировоззрения (акъида) и практических действий.

Однако с точки зрения терминологии мусульманских правоведов, Фикъх -это наука, занимающаяся изучением законоположений Аллаха в области практических действий людей, которое осуществляется путем приведения конкретных доводов и их детального рассмотрения.

Давайте дадим объяснение терминам, встречающимся в данном определении фикъха:

Изучение,или же познание (по-арабски ма’рифатун), — понятие, включающее в себя как знание (аль -’ильм), так и предположение, мнение (аз-занн).

Законоположения Аллаха (аль-ахкамуЛлахи аш-шар’ия). В связи с законоположениями рассматривают четыре аспекта:

1. Аль-Хаким (законодатель) – это тот, от кого исходят законы. Им может являться только Всевышний и Всемогущий Аллах. Среди ученых науки “Усулюль-Фикъх” нет абсолютно никаких разногласий в том, что истинный законодатель – это Всевышний и Всемогущий Аллах, да возвысится и восславится имя Его. Рабы обязаны следовать Его велениям так, как это было им разъяснено Божьим Избранником Мухаммадом, да благословит его Аллах и приветствует, после начала получения им откровений от Господа. Эти законы никак не зависят от человеческого разума. Некоторые заблудшие группы, например, такие как му’тазилиты, считали источником для выведения законоположений человеческий разум, логику, а на доводы из Книги Аллаха и Сунны Его Посланника они опирались только для того, чтобы подкрепить свои логические умозаключения, сделав, таким образом, основные источники исламских законов второстепенными. Мы не в состоянии постигать законоположения Аллаха иначе как посредством Писаний Аллаха и Его Посланников.

[Разум, согласно Книге Аллаха, Сунне Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует, и высказываниям сподвижников Пророка, их последователей и других религиозных наставников мусульманской уммы, да будет над всеми ними довольство Всевышнего Аллаха, – это то, что имеется у разумных созданий, иначе говоря, присущее им качество, которое не может существовать самостоятельно, как некая независимая сущность. Разум представляет собой свойственную людям природную способность, врожденное чувство, позволяющее им узнавать и распознавать, отличать полезное от вредного. Имам Ахмад, да смилуется над ним Аллах, сказал: “Разум есть врожденное чувство. Его наличие является условием для возможности познавать науки, правильно и полноценно действовать, то есть при помощи разума дела и знания человека приобретают полноценность. Однако человеческий разум не является независимым и самодостаточным, ибо нуждается в руководящих доводах, благодаря которым обретет пользу. Безусловно, таким руководством для разума является Книга Аллаха и Сунна Его Посланника, да благословит его Аллах и приветствует. Однако, воспользоваться этим руководящим доводом он сможет не иначе как с помощью Аллаха, да восславится и возвысится имя Его”].

Божественное законоположение познается через Благородный Коран, о чем прямо говорится в приказе, который дается Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, Аллахом в Его Книге: “И суди между ними по тому, что низвел Аллах, и не следуй за их страстями” (5:49). А также через Сунну Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, которая является разъяснением божественных откровений и низведена Аллахом Всевышним на сердце Его Пророка, да благословит его Аллах и приветствует. Законоположения познаются нами также третьим путем, коим является единогласное мнение религиозных знатоков уммы (иджма’), ведь поистине единодушие уммы в отношении какого-либо религиозного законоположения является разъяснением закона Аллаха, а значит, в конечном итоге является волеизъявлением самого Аллаха, то есть принимается Исламом в качестве истинного законодателя.

Название “хаким” используется также по отношению к тому, кто постиг религиозные законоположения, может толковать их и раскрывать их смысл.

2. Аль-Махкум фихи –это действие, которого касается законоположение. Например, Аллах Всевышний сказал: “И не убивайте душу, которую запретил Аллах, иначе как по праву” (17:33), убийство человека в данном случае – действие, к которому имеет отношение законоположение, то есть аль-махкум фихи.

3. Аль-Махкум ‘алейхи – это человек, на которого возложено исполнение данного законоположения (мукалляф). Мукалляфом человек считается при наличии двух условий: достижение им половой зрелости (аль-булюгъ)* и наличие у него разума (‘акъль), позволяющего ему понимать религиозный закон непосредственно из шариатского текста или путем обучения и обращения с вопросами к знающим.

*[С точки зрения большинства ученых, о наступлении зрелости можно судить по началу ночных семяизвержений (поллюций) у юношей и месячных кровотечений у девушек. Если же таковые по тем или иным причинам отсутствуют, то человек считается зрелым по достижению им пятнадцати лунных лет, а по мнению имама Абу Ханифы — восемнадцати].

4. Аль-Хукм – само законоположение Аллаха.

Законоположения Аллаха могут быть двух видов:

Догматы вероучения (аль-ахкамуЛлахи аш-шар’ия аль-и’тикъадия) — это волеизъявления Аллаха, касающиеся мировоззрения, убеждений Его рабов. Изучением этих законоположений занимается наука об исламском вероучении (’ильмуль-и’тикъад).

Практические (аль-ахкамуЛлахи аш-шар’ия аль-фар’ия (‘амалия)) — это волеизъявления Аллаха, касающиеся действий Его рабов. Изучением второго вида законоположений (практических) и занимается наука “фикъх”.

Наука фикъх делит практические законоположения Аллаха на две группы:

1. Законоположения “ат-таклифия” — это законоположения, содержащие указание на совершение того или иного действия. Эти законоположения могут являться требованием (талаб) или же предоставлением свободы выбора (тахйир).

Требование (талаб) — это когда Высший Законодатель требует от нас выполнения чего-либо или отказа от совершения чего-либо. Требования выполнить что-либо и требования отказаться от совершения чего-либо могут носить как строго обязательный, так и настоятельно рекомендательный (побуждающий) характер. Например, Аллах требует от нас выполнения пяти ежедневных намазов, делая это строго обязательным, а также требует от нас совершения двух дополнительных рака’атов молитвы перед утренним намазом, не вменяя это в строгую обязанность, но в то же время, настаивая и побуждая к этому.

Примеры требования отказаться от совершения чего-либо: Аллах требует от нас отказа от употребления в пищу падали (строго обязательное требование) и требует от нас отказа от любых посторонних мыслей и движений в намазе (не строгое обязывание, но весьма настойчивая рекомендация).

Предоставление свободного выбора (тахйир) — это когда мы вольны выбирать между совершением или не совершением того или иного действия (например, мы можем есть какую-нибудь дозволенную шариатом еду, а можем оставить ее и не есть).

2. Законоположения “аль-уад’ия” — это волеизъявления Аллаха, устанавливающие зависимость выполнения какого-либо законоположения от определенных обстоятельств; Законоположения аль-уад’ия не несут в себе самостоятельного действия и существуют лишь в связи с законоположениями “ат-таклифия”, очерчивая условия, от которых зависит исполнение последних. Таким образом, законоположения “ат-таклифия” могут быть названы основными, а законоположения “аль-уад’ия” — обстоятельственными.

Результаты ЕГЭ шокировали учителей


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: