Еще о физическом развитии… и здоровых зубах

Как же малыша научить двигаться? Это традиционный вопрос. И не только вопрос.

Это наипервейшая задача, которую должны решать папа и мама. У нас почему-то в

основном все сводится к следующему: напоить, накормить, перепеленать, уложить

спать по часам и т.д. А про физическое развитие забывают! Забывают не только

папы-мамы, но и врачи. Если вдуматься в своеобразную формулу древних греков

если хочешь быть здоровым — бегай, хочешь быть умным — бегай, хочешь быть

красивым — бегай, значит, следует с первых дней включать в работу все

отпущенные малышу природой рефлексы. Вот они-то (а я уже основные описал

ранее) и составят двигательный багаж ребенка, дадут ему возможность расти и

физически, и духовно полноценно.

Я все время возвращаюсь к теме питания… и проблеме здоровых зубов.

Мы познакомились с эстонцем Ээро Раннаком, преподавателем Тартуского

университета. Приехал он к нам. Одним словом, европеец — с иголочки одет, при

галстуке. Лена, моя жена, в ужасе: У меня на ужин картошка в мундире да

селедка. Как я его буду кормить?.. А он сел за стол и говорит: Это самая

хорошая, здоровая пища… Оказывается, в Швейцарии была деревушка, (*)

заброшенная ко в горах, практически никакого технического прогресса. Жители

ее питались только тем, что сами производили. И у всех были здоровые зубы.

После второй мировой войны туда проложили шоссе, построили всевозможные

магазины. А в них, конечно же, белая мука, кондитерские изделия и прочие

продукты пищевой промышленности. А через полтора года туда поехал работать

первый дантист.

(*) Это я его рассказ привожу.

Мы все с испорченными зубами, считает Ээро, потому что потребляем очень много

продуктов, прошедших сугубо ромышленную обработку (она лишила их многих

ценных качеств). И я с ним полностью согласен. И называю продукты

рафинированными. Мы едим, на мой взгляд, нездоровый хлеб. Во все времена

люди брали зерно, обрабатывали его на мельнице и пекли лепешки, полноценный

хлеб. Все шло в дело: и оболочка, и зародыш. В общем все, что сейчас

называется отрубями. А сегодня принцип иной: чем лучше отсеем, тем лучше

мука. Да, она действительно белее, вкуснее, но неполноценна. Дома у нас на

столе только черный хлеб. Я же — приверженец докторского хлеба. Правда,

мечтаю, что когда-нибудь будет у нас в продаже хлеб из муки цельного помола.

Очень часто привозят к чаю в дом, чтобы доставить ребятишкам удовольствие,

торты, печенье, конфеты, шоколад. Я же считаю, что намного полезнее фрукты,

орехи, сухофрукты. А орехи с изюмом — это ж исключительно вкусно, ничуть по

вкусу не хуже шоколада, да и здоровее во сто крат…

Ну и, конечно, самый рафинированный продукт — саар. Он вкусный, калорийный,

сладкий. Знаете, почему? Его же не надо переваривать: он усваивается

организмом сразу. На нем вся кондитерская пртмышленность строится. Все, что

она производит, нездорово. Кондитерские изделия — враг #1 для детских зубов.

А мы относились к этому несерьезно.

Так вот, Ээро Раннак говорил нам с Леной, что чистка зубов — это

косметическая мера, и для их здоровья ничего не дает. Им прежде всего нужна

работа, а у нас почему-то пищевая промышленность все продукты для детей

выпускает в перетертом виде. Как только появляется первый зуб — ему сразу

надо давать работу, я уже говорил об этом чуть раньше.

Раннак советует, во-первых, употреблять как можно меньше рафинированных

продуктов, во-вторых, как ни странно, вводить в детское меню рыбные консервы:

оказывается, мелкие рыбные косточки (обработанные) очень нужны для зубов,

в-третьих, добавки костной муки в каши, пюре, супы и т.п. Мы как только стали

добавлять по пол-ложечки этой муки в кашу, знаете, совсем перестали ходить к

зубным врачам.

Ну а теперь вернемся к вопросу о гигиенических навыках. Я вам уже говорил о

том, что цивилизованные дети предпочитают мокрые пеленки и штанишки, а

нецивилизованные почему-то всегда чистенькие и сухие. У цивилизованных есть

еще один минус. Я о нем вспоминаю, когда вижу очередь за туалетной бумагой. А

дело вот в чем. Если мама ребенка не перекармливает, то у него стул

колбаской и туалетная бумага не нужна. А если он запоносил, тут могут быть

только две причины: или перекормлен, или у него расстройство желудка. Обычно

же для маленького ребенка туалетная бумага не нужна — это должно быть нормой.

Да, при перекармливании у малышей всегда белый язык. Это значит, что с

желудочком неважно и надо денек-другой подержать ребенка на водичке — пока не

сойдет белый налет на язычке. День-два малыш легко голодает.

ВОПРОСЫ, ВОПРОСЫ, ВОПРОСЫ…

Когда же малыш должен взять в руку ложку? В полгода, в год?.. У нас в семье

дети делали это позже. Хочу обратить ваше внимание вот на что: если вы

вовремя не проследите за тем, когда малыш потянется к ложке, то он может

впоследствии держать ее неправильно или вообще больше не взять. Если же

ребенок совершил такую попытку — ложка его заинтересовала, научите его есть

по всем правилам. Для этого вложите ложку ему в ручку и держите с ней в своей

руке, как бы подстраховывая и одновременно вырабатывая необходимый навык.

Пусть вам не покажется парадоксальным такой пример. В спецшколах для

слепоглухонемых детей учат есть так же: учитель берет руку ребенка с

вложенной в нее ложкой в свою и отрабатывает все движения до автоматизма. То

есть повторяет их до тех пор, пока не ощутит, что ребенок сам потянул ложку

ко рту, — вот он, навык!

Вам же прежде всего нужно запастись терпением: малыш с самого начала должен

брать ложку только правильно. При этом ему должно быть удобно. И если все

пойдет как по маслу, месяцев в 13-14 ребенок будет уверенно держать ложку

сам.

А теперь перейдем к сути интеллектуальных вопросов. Однажды мне задали вот

такой вопрос: Можно ли учить читать ребенка, если ему еще нет годика? Я

знал одну маму, которая прикрепила к колясочке вначале букву А, затем

другие гласные, и постоянно произносила их вслух. Целую неделю играла с

малышкой в буквы. Потом игру забыли на год, а когда девочке исполнилось

полтора годика, она стала активно интересоваться всякими знаками, цифрами,

буквами… и начала читать в два года два месяца. У нас в семье такого не

было. Кто ж знал, что игра может вызвать у ребенка в шесть месяцев интерес, а

потом дать такой результат?

Еще слышал, что один папа дома ко всем предметам приделывал таблички: стоит

стул, а на нем бирочка со словом стул, на столе — стол и т.д. Вот мы

сейчас ждем еще одного внука или внучку, так вот я попробую такие таблички

развешать. Посмотрим, что выйдет…

Обучение малышей иностранным языкам. По этой теме вопросы задаются постоянно.

Скольким сразу? Лучше раньше — с года-двух или позже? Я знаю, что в Швейцарии

в деревнях, где живут немцы, итальянцы и французы, дети говорят на трех

языках. В школе ООН преподавание ведется на французском языке, хотя дети

живут в США, где официальный язык английский, а с папой и мамой они

разговаривают на родном языке. Например, по-русски. И из 560 учеников этой

школы нет знающих менее трех языков, потому что каждый ребенок знает столько

языков, сколько требует от него жизнь и языковая среда.

Вы, наверное, слышали о всевозможных способах изучения иностранных языков,

знаете о методе полного погружения? Сколько нужно времени, чтобы изучить

иностранный язык? Оказывается, что в Америке уже сейчас функционирует такой

институт: приходит туда, допустим, американка и говорит: Я через три недели

еду в Советский Союз. Мне надо выучить русский. Ей отвечают: Вполне

реально. На следующий день ее встречает в вестибюле русский эмигрант и

говорит только по-русски: Мы с вами начинаем изучать русский язык. Это книга

— повторите… И ни слова на ее родном языке. Затем часа через три он

передает ее другому преподавателю, и тот говорит исключительно по-русски:

Давайте пообедаем, ведет ее в столовую. Выбирает русские блюда. После обеда

идут в парк, а там новый педагог… Это своеобразные уроки каждый день с утра

до вечера. И так неделю. На восьмой-девятый день на вопрос: Ну как ваши

успехи? отвечает по-русски: Ничего, я уже разговариваю. Может быть, такой

опыт пригодится вам в обучении ваших малышей языкам?..

…Теперь хочу вернуться опять к теме физического развития детей.

У нас с Леной Алексеевной возникало много проблем с медиками и бабушками по

поводу физического развития наших ребят. Нельзя все время держать ребенка

голым. У него произойдут необратимые физиологические изменения; Вообще все,

что вы делаете с детьми, — опасно. А чем кончится, они не могли ответить и

не знали. Были и комиссии. Одна, помню, приехала в 1965 г., старшему было уже

пять лет, говорят: Все дети у вас отстают по росту и массе тела, и развитие

у них ниже среднего. Почему-то у них физическое развитие — это только рост и

масса тела? Видимо, они у вас так и останутся карликами — не хватит энергии

на рост, — вот такое дали заключение. Я стал такие прогнозы записывать.

Например, предсказывает бабушка Евдокия Александровна: Будет ревматизм, а

вот профессор Коларова-Бирюкова: Нельзя детей подвешивать! (я тогда сделал

Оле турничок — 80 см от пола, сделал лесенку с шагом 250 мм, повесил

колечки). Будет воспаление суставных сумок, которое трудно лечить, а также

тендовагиниты… — я и это записал. Девочкам нельзя спрыгивать! Нельзя

носить тяжести! Девочки у вас пропадут, — жди болезней гинекологических.

Исписал я таких предсказаний три тетрадки. А дети выросли, старшие обзавелись

собственными семьями, а мы внуками, ждем десятого.

Остались ли они маленькими? Старший карлик ростом 178 см, младший — 182

см… При массе тела 60 кг он поднимает, отрывает от пола 180 кг. Нет, сто

двадцать наша 12-летняя Любочка отрывала. А Антон отрывает 220 кг. Столько же

отрывает и Иван. А за тяжести ругали нас нещадно. У нас были такие мешочки

(от 1 до 20 кг) — Лена сама сшила, мы наполняли их галькой, и ребята их вовсю

таскали. Хочу дать пояснения относительно того, стоит ли девочкам поднимать

тяжести. Мы с женой их не заставляли: они сами поднимали столько, сколько

могли, — на пределе, предписанном им Природой. И выросли абсолютно здоровыми.

Вот у Оленьки две дочки растут. Для первого раза у нее очень хорошо прошли

роды — за 3,5-4 часа, а у первородящих обычно, бывает, почти сутки тянутся. В

общем, теперь, когда многие опасения медиков не оправдались, видим, мы были

во многом правы.

Причина кариеса и дегенерации костей, седина, кривые зубы


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: