Фактор интерпретации и вербальной обратной связи

Интерпретация и вербальная связь являются третьим основным фактором психотерапевтического воздействия в арт – терапии. Роль этого фактора может быть различна в зависимости от индивидуальных особенностей клиента, в том числе его способности к вербализации своих чувств и мыслей , а также от тех подходов и моделей работы, которых придерживается специалист. Столь же различными могут быть и конкретные формы вербального обсуждения изобразительной деятельности и продукции клиента и других аспектов арт-терапевтического процесса. Основная задача интерпретации заключается в том., чтобы помочь клиенту в осознании содержаний своего внутреннего мира и их связи с системой его отношений.

3.Арт-терапевтический процесс в индивидуальной работе.

В современной арт-терапевтической литературе понятие арт-терапевтического процесса обозначает разнообразные изменения в поведении, состоянии и отношениях клиента и психотерапевта в ходе их совместной работы, приводящие в конечном счете к достижению определенных психотерапевтических результатов. Предполагается, что, как и любая психотерапевтическая работа, арт-терапевтический процесс также имеет начало, середину, совпадающую с моментом наиболее значимых для успеха психотерапии изменений, и завершение (терминацию).

Имея много общего с любым процессом психотерапии, арт-терапевтический процесс обладает своими особенностями. Они в значительной степени связаны с тем, что отношения клиента и психотерапевта опосредуются изобразительной деятельностью клиента и отражают процесс художественной экспрессии.

В свою очередь, отношения клиента и психотерапевта и их изменения в арт-терапевтическом процессе отражаются на художественной экспрессии клиента.

Новые подходы к исследованию арт-терапевтического процесса, таким образом, могли бы предполагать:

— во-первых, наблюдение за самыми различными проявлениями в поведении и состоянии его участников;

— во-вторых, осторожность в использовании тех или иных теоретических моделей, необходимую для того, чтобы сохранить высокую степень открытости исследователя к изучению новых явлений и того, что он не может объяснить в рамках существующей теории.

На основании наблюдений за реальным арт-терапевтическим процессом можно говорить о его следующих основных этапах:

1) подготовительном этапе;

2) этапе формирования отношений и начало изобразительной деятельности клиента;

3) этапе укрепления и развития психотерапевтических отношений и наиболее продуктивной изобразительной деятельности клиента;

4) завершающий этап (терминации).

Подготовительный этап

Подготовительный этап арт-терапевтического процесса включает:

первую встречу с клиентом, получение от него первичных данных и определение показаний для арт-терапии;

— разъяснение клиенту содержания и особенностей арт-терапевтической работы, основных правил его поведения и тех возможностей для художественной экспрессии, которые имеются в его распоряжении;

— заключение психотерапевтического контакта, регламентирующего общие цели и условия арт-терапевтической работы, количество, частоту и продолжительность сессий и другие моменты;

— создание “безопасного пространства”.

Несмотря на то что арт-терапия может использоваться максимально широким кругом клиентов, перед началом работы необходимо определить, насколько целесообразным может быть его использование с тем или иным клиентом. Показания для применения арт-терапии определяются характером проблем или заболевания клиента, степенью имеющихся у него психических или физических ограничений, возрастом, его коммуникативными возможностями, уровнем мотивации к арт-терапевтической работе, ожиданиями от нее и рядом других факторов. Следует учесть, что некоторые категории клиентов, обычно не подлежащих вербальной психотерапии (например, олигофрены, лица с тяжелыми психическими заболеваниями или речевыми нарушениями, лица преклонного возраста с нарушениями памяти и внимания), при определенных условиях могут дополнительно успешно заниматься с арт-терапевтом индивидуально или в группе. Это с тем, что, сниженные способности к вербальной коммуникации, они нередко могут выражать свои переживания в изобразительной форме.

Тем не менее принято считать, что в качестве самостоятельного лечебно-коррекционного метода арт-терапия подходит прежде всего клиентам с негрубой психической патологией в форме неврозов или личностных расстройств.

Особую ценность арт-терапия может иметь для работы с теми детьми и взрослыми, у которых имеются затруднения в выражении и вербализации своих чувств и мыслей, например в силу речевых нарушений, аутизма или малоконтактности, а также сложности самих переживаний и наличия значительных внутренних барьеров для их выражения (например, у лиц с посттравматическим стрессовым расстройством, наркотической или алкогольной зависимостью и т. д.).

Многое может проясниться в ходе первой встречи с клиентом, когда психотерапевт выясняет его основные жалобы или проблемы, собирает сведения об истории его жизни, оценивает его биопсихосоциальный статус, время появления у клиента тех или иных нарушений и их изменение с течением времени, а также определяет ожидания клиента относительно арт-терапевтической работы. Кроме того, в ходе первой встречи с клиентом психотерапевт также объясняет ему основные правила и условия проведения арт-терапии, а также содержание и общие задачи работы.

Принципиально важным моментом подготовительного этапа арт-терапевтического процесса является получение от клиента добровольного согласия на проведение арт-терапии, что, конечно же, невозможно без его информированности о характере, задачах и содержании арт-терапевтической работы. Поэтому психотерапевт должен предоставить клиенту эту информацию.

В ходе первой встречи с клиентом психотерапевт обычно объясняет, в чем будет заключатся их совместная работа; что клиент может, а чего не может делать (например, портить инвентарь арт-терапевтического кабинета). Как правило, психотерапевт подчеркивает, что эта работа не предполагает наличия каких-либо художественных способностей или навыков изобразительной деятельности и не ставит своей целью создание “высокохудожественных произведений”. Он дает клиенту понять, что акцент будет сделан на свободном выражении клиентом своих чувств и мыслей с помощью имеющихся в его распоряжении изобразительных материалов.

К подготовительному этапу арт-терапевтического процесса относится также создание “безопасного” пространства, что является важным условием установление психотерапевтических отношений и перехода клиента к изобразительной деятельности. Безопасное психотерапевтическое пространство является условием достижения клиентом и психотерапевтом состояние внутренней защищенности, взаимного доверия и открытости.

Арт-терапевтический кабинет обладает уникальной атмосферой, обусловленной тем, что клиенту здесь предоставлены такие условия и средства для выражения чувств и мыслей и действуют такие правила, которые отсутствуют за его пределами. Немаловажное значение имеет и позиция самого психотерапевта, и, хотя, стиль его работы и используемые им методы могут быть различны, эта позиция, как правило, отличается недирективностью и мягкостью.

Таким образом, основными задачами психотерапевта на подготовительном этапе арт-терапевтического процесса являются следующие.

1. Создание атмосферы высокой терпимости, защищенности и безопасности, необходимой для установления психотерапевтических отношений и перехода клиента к изобразительной деятельности, что достигается за счет заключения психотерапевтического контракта, эмпатических качеств психотерапевта, обозначения пространственно-временных границ арт-терапевтической работы и соответствующего оборудования кабинета.

2. Структурирование и организация поведения клиента и его отношения с психотерапевтом посредством разъяснения клиенту правил поведения в арт-терапевтическом кабинете, основных задач и содержания работы, определение взаимных обязательств сторон и знакомства клиента с оборудованием арт-терапевтического кабинета.

Первый вебинар с подстрочным текстом от 07.09.2018 о стратегии развития онлайн-обучения


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: