Физкультурные минутки и физкультурные паузы

На протяжении учебного дня постепенно нарастает утомление учащихся и снижается их работоспособность. Дети становятся неспокойными и излишне подвижными. При дальнейшем нарастании утомления школьники становятся вялыми, малоактивными, объяснения учителя слушают невнимательно, часто отвлекаются, задания выполняют поверхностно, допускают ошибки. Во время уроков мышцы головы, спины и ног, удерживающие тело в прямом положении, находятся в статическом напряжении. Мышцы рук испытывают динамическое напряжение во время письменных работ и также устают.

Введение на уроках пауз активного отдыха способствует восстановлению учащихся и препятствует развитию утомления. Эффективным отдыхом является проведение физкультурных минут на общеобразовательных уроках. Кратковременные физические упражнения способствуют снижению утомления и повышению умственной работоспособности. Исследования показывают, что для младших школьников наиболее целесообразно проводить физкультурные минутки между 15-й и 20-й минутами урока, а с учащимися 5-9 классов — между 20-й и 25-й минутами.

Комплексы упражнений, подобранные для этой цели, должны включать в себя двигательные действия, отличающиеся от движений, выполняемых на уроке. Они должны усилить двигательную активность организма и вовлечь в работу группы мышц, несущих статическую нагрузку

На уроках для учащихся начальных классов целесообразно проводить упражнения для рук и пальцев, так как от долгого держания ручки или карандаша наступает утомление и нарушается навык правильного письма. При выполнении письменных работ учащиеся длительное время находятся в согнутом положении, поэтому в физкультурные минутки надо включать упражнения на интенсивное потягивание, выпрямление и выгибание позвоночника, на «развертывание» грудной клетки и т. п. Эти упражнения являются профилактическими от возможных искривлений позвоночника, а упражнения для ног снимают застойные явления, вызываемые продолжительным сидением. Физкультурные минутки на письменных занятиях проводят стоя за столами или около них. Амплитуда движений должна быть небольшой, чтобы не мешать своим товарищам слева и справа.

На устных уроках физкультурные минутки школьники проводят сидя за столом, поскольку учащиеся на этих занятиях находятся в более свободных позах и имеют возможность чаще менять положение тела.

Физкультминутку целесообразно строить таким образом: первое упражнение — потягивание и выпрямление, затем следуют два интенсивных и динамичных упражнения и в заключение — спокойное и простое упражнение.

Физкультурную минутку необходимо проводить ежедневно. Время ее проведения зависит от характера и степени трудности того или иного урока, состояния учащихся и других причин. 2-3-х-минутные упражнения уместны не только на третьем-четвертом уроках, как это обычно рекомендуется, но иногда на втором и даже первом уроке.

В начале учебного года, когда школьники еще не освоились с учебными нагрузками и режимом, в 1 классе целесообразно проводить физкультминутки в течение одного — двух месяцев на каждом уроке, во 2 классе — в течение месяца на двух уроках, а в 3-4 классах в течение одной — двух недель на двух уроках. Затем физкультминутки в 1 классе проводят на двух уроках, а во 2-4 классах на одном уроке. Однако по усмотрению учителя количество физкультурных минут может быть увеличено, например, в понедельник и субботу, когда у детей наблюдается наиболее низкая работоспособность.

К концу учебного года учащиеся всех классов чувствуют значительную усталость. Поэтому в апреле — мае физкультурные минутки целесообразно повторять так же часто, как и в начале учебного года.

Упражнения в 1-4-х классах проводит учитель, а в 5-9-х классах — физкультурный организатор класса либо наиболее подготовленный ученик, которые хорошо знают комплекс и умеют его показывать.

Перед началом физкультурной минутки помещение проветривается, а учащиеся заканчивают работу. Учитель или физорг показывает упражнение, сопровождая объяснением, а ученики выполняют его всем классом. Упражнение выполняется 3-4 раза в 1-2-х классах и 5-6 раз в 3-4-х классах. Таким же образом выполняется второе и последующие упражнения.

Учитель должен следить за правильностью выполнения упражнений и при необходимости вносить коррективы. Важно разъяснить школьникам, как надо дышать во время выполнения упражнений. Для большего эффекта рекомендуется время от времени менять содержание физкультурной минутки, заменяя постепенно отдельные упражнения и исходные положения. Полностью упражнения комплекса заменяются новыми обычно через каждые 2-3 недели.

Если физкультминутка длится 1-3 мин, то физкультурная пауза проводится продолжительностью 5-10 мин на сдвоенных уроках. Содержание такой паузы определяется исходя из функционального состояния учащихся, а также особенностей учебной или производственной деятельности (темп работы, физическая нагрузка, характер поз и рабочих операций и т. п.). Во время работы, связанной с выполнением мелких операций, характеризуемых монотонностью, статическим и психическим напряжением (кулинария, шитье и т. д.), рекомендуется выполнять упражнения, вовлекающие в динамическую работу крупные группы мышц, а также упражнения общего воздействия, на расслабление, координацию, внимание и потягивание.

Во время работы, характеризующейся высокой двигательной активностью, разнообразием выполняемых действий и длительными статическими усилиями (токарные, слесарные, плотницкие работы), в комплексы включаются динамические упражнения, первая половина которых выполняется активно, а вторая пассивно и заканчивается расслаблением мышц.

Комплексы физкультурных пауз должны соответствовать следующим требованиям:

• режим выполнения упражнений не должен повторять режим трудовых действий;

• упражнения должны быть подобраны так, чтобы основная нагрузка ложилась на мышцы, не участвующие в трудовой деятельности;

чем больше физическая нагрузка в процессе труда, тем больший удельный вес в комплексе должны занимать упражнения на расслабление;

• при незначительном утомлении учащихся в комплекс включаются преимущественно динамические упражнения с элементами расслабления, при выраженном утомлении — упражнения на расслабление работающих мышц;

• темп выполнения упражнений должен соответствовать привычному для учащихся.

Примерное содержание комплекса физкультурной паузы:

1. Ходьба на месте с движениями рук.

2. Упражнения в потягивании.

3. Подскоки или бег на месте.

4. Наклоны или повороты туловища.

5. Приседания, выпады вперед-назад, в стороны.

6. Разноименные движения руками вверх, в стороны, по кругу.

7. Упражнения на расслабление мышц рук и туловища.

8. Ходьба на месте в сочетании с выполнением заданий на внимание.

Физкультурные паузы и физкультурные минутки оказывают на учащихся более благоприятное воздействие, если проводятся под музыку.

Комплексы физкультурных минуток и физкультурных пауз см. в приложениях № 4 и № 5.

Физкультурная пауза


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: