Формулирование проблемы исходного текста

Написание сочинения-рассуждения (часть С) – непростое задание для школьников, т. к. за ограниченное время им нужно проанализировать исходный текст и создать собственное развернутое высказывание, опираясь на авторскую позицию и свое видение проблемы.

Конечно, на уроках литературы школьники анализируют художественные тексты, но прежде чем предложить ученикам самостоятельно проанализировать эпизод художественного произведения, учитель знакомит их с мировоззрением автора, его этическими взглядами, особенностями стиля. На экзамене же ситуация другая: выпускнику могут предложить для анализа текст не знакомого ему автора, и учащийся должен быть готов к этой работе.

Для успешной подготовки учащихся к написанию части С целесообразно полностью разобрать на уроках несколько таких сложных текстов.

В качестве примера проанализируем миниатюру Ю. Бондарева Красавица (этот текст был предложен на ЕГЭ выпускникам 2009 г.), это поможет подготовить учащихся к написанию сочинения-рассуждения.

Я видел это на пригородной танцплощадке. Веселый, горбоносый, гибкий, с фиолетовым отливом черных глаз, он пригласил ее танцевать с таким зверски жадным видом, что она испугалась даже, глянув на него жалким, растерянным взглядом некрасивой девушки, которая не ожидала к себе внимания.

Что вы, что вы!

Разрешите? – повторил он настойчиво и показал крупные белые зубы деланной улыбкой. – Мне будет оч-чень приятно.

Она оглянулась по сторонам, будто в поисках помощи, быстро вытерла платочком пальцы, сказала с запинкой:

Наверно, у вас ничего не получится. Я плохо…

– Ничего. Прошу. Как-нибудь.

Он танцевал бесстрастно, щегольски и, полный холодного высокомерия, не глядел на нее, она же топталась неумело, мотая юбкой, нацелив напряженные глаза ему в галстук, и вдруг толчком вскинула голову – вокруг перестали танцевать, выходили из круга, послышался свист; за ними наблюдали, видимо, его приятели и делали замечания с едкой насмешливостью, передразнивая ее движения, трясясь и корчась от смеха.

Ее партнер каменно изображал городского кавалера, а она все поняла, всю непростительную низость красавца-партнера, но не оттолкнула его, не выбежала из круга, только сняла руку с его плеча и, ало краснея, простучала пальцем ему в грудь, как обычно стучат в дверь. Он, удивленный, склонился к ней, поднял брови, она снизу вверх медленно посмотрела в его зрачки с непроницаемо-презрительным выражением опытной красивой женщины, уверенной в своей неотразимости, и ничего не сказала. Нельзя позабыть, как он переменился в лице, потом он отпустил ее и в замешательстве как-то чересчур вызывающе повел к колонне, где стояли ее подруги.

У нее были толстые губы, серые и очень большие, словно погруженные в тень диковатые глаза. Она была бы некрасивой, если бы не темные длинные ресницы, почти желтые ржаные волосы и тот взгляд, снизу вверх, преобразивший ее в красавицу и навсегда оставшийся в моей памяти.

Формулирование проблемы исходного текста

Первый этап работы над сочинением – формулирование проблемы исходного текста.

Следует напомнить учащимся, что проблема – это сложный вопрос, задача, требующие разрешения, исследования. Проблема может быть сформулирована как вопросительным предложением (например, Как влияют перемены погоды на здоровье человека?), так и повествовательным (например, Автор обозначает проблему влияния перемен погоды на здоровье человека). На наш взгляд, целесообразнее ориентировать учащихся на формулирование проблемы в виде вопроса, поскольку так будет легче впоследствии обозначить авторскую позицию, ведь ответ на проблемный вопрос и есть авторская позиция, идея текста.

Зачастую на экзамене учащиеся получают тексты, в которых можно увидеть две и более проблемы (но выбрать и прокомментировать предлагается только одну). Поэтому необходимо объяснить выпускникам, что в сочи нении нужно рассматривать ту проблему, которую легче прокомментировать и по которой у них найдутся более убедительные аргументы.

Попытаемся выделить основные проблемы в тексте Ю. Бондарева. Обратим внимание на заглавие миниатюры: оно говорит о том, что автора волнует проблема красоты.

Как мы понимаем слово красивый? Обратимся к толковому словарю и увидим, что первое значение слова таково: красивый – доставляющий наслаждение взору, приятный внешним видом, гармоничностью, стройностью, прекрасный. Рассмотрим второе значение этого слова: красивый – полный внутреннего содержания, высоконравственный.

Предлагаем учащимся ответить на вопрос: на какое значение слова красивый опирается автор, давая название рассказу, и школьники приходят к выводу: он опирается на второе значение. Теперь можно перейти к формулировке проблемы. Приведем варианты:

ПРОБЛЕМА в сочинении ЕГЭ — 2019 [IrishU]


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: