Формы организации детской деятельности .

МИНИСТЕРСТВО ТРУДА, ЗАНЯТОСТИ И СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ, НУЖДАЮЩИХСЯ В СОЦИАЛЬНОЙ РЕАБИЛИТАЦИИ,

«ПЛЕСЕЦКИЙ СОЦИАЛЬНО – РЕАБИЛИТАЦИОННЫЙ ЦЕНТР ДЛЯ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА ПО РЕАБИЛИТАЦИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ
«ЦВЕТОВОЙ ИГРОТРЕНИНГ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ЭЛЕМЕНТОВ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ В.В.ВОСКОБОВИЧА

« СКАЗОЧНЫЕ ЛАБИРИНТЫ ИГРЫ»»

Разработчики программы:

Тухбатулина Людмила Владимировна

педагог-психолог отделения профилактики

Год

П.Плесецк

Пояснительная записка

Основа интеллекта закладывается в первые годы жизни ребёнка. В дошкольном детстве происходит становление первых форм абстракции, обобщение простых умозаключений, переход от практического мышления к логическому, развития восприятия, памяти, внимания, воображения. Так же большую роль в будущей жизни ребёнка-дошкольника играют и творческие способности. Дети с высоким уровнем интеллекта и креативности уверены в своих способностях, имеют адекватный уровень самооценки, обладают внутренней свободой и высоким самоконтролем. Проявляя интерес ко всему новому и необычному, они инициативны, успешно приспосабливаются к требованиям социального окружения, сохраняя, тем не менее, личную независимость суждений и действий.

Вячеслав Воскобович – изобретатель, который придумал более 50 пособий для развития умственных и творческих способностей ребенка. Авторская игровая технология интеллектуально-творческого развития детей дошкольного возраста «Сказочные лабиринты игры», представляет собой форму взаимодействия детей и взрослых через реализацию определенного сюжета с использованием развивающих игр Воскобовича.

Технология «Сказочные лабиринты игры» включает различные формы организации детского коллектива: логико-математические игры; интегрированные игровые занятия; совместная игровая деятельность педагогов и детей; совместная деятельность детей и родителей; самостоятельная игровая деятельность; организация различных видов детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно-исследовательской, продуктивной).

Игры или игровые упражнения обеспечивают заинтересованное восприятие детьми изучаемого материала и привлекают их к овладению новым знанием. Игра помогает сконцентрировать внимание детей на учебной задаче, которая воспринимается в этом случае как желанная и лично значимая цель, а не как «обязаловка», навязанная ребёнку взрослым. Игра позволяет сделать более доступными сложные задачи обучения и способствует становлению осознанной познавательной мотивации дошкольников.

Использование развивающих игр в педагогическом процессе позволяет перестроить образовательную деятельность: перейти от привычных занятий с детьми к познавательной игровой деятельности, организованной взрослым, а на более поздних этапах и самостоятельной. Развивающие игры технологии, разработанной В.В.Воскобовичем, важны и интересны для детей, разнообразны по содержанию, очень динамичны. Они включают излюбленные детьми манипуляции с игровым материалом, который способен удовлетворить ребенка в моторной активности, движении, помогает детям в непринужденной обстановке проявлять речевую активность, контролирует правильность выполнения действий. Принципы, заложенные в основу этих игр – интерес – познание – творчество – становятся максимально действенными. Учитывая особенности высшей психической деятельности рассматриваемой категории детей, все вышеперечисленное приобретает наибольшую значимость.

Игровая технология В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры» соответствуют требованиям ФГОС. Она раскрывает каждую из пяти представленных областей развития ребенка. Задачи поставленные ФГОС по каждой области развития, и задачи, решаемые игровой технологией В.Воскобовича во многом совпадают.

Применение игровой технологии В.Воскобовича адаптировано нами с учетом особенностей психического и познавательного развития воспитанников СРЦН. У рассматриваемой категории детей, как правило, не сформирована моторная сфера: общая и ручная моторика, объём движений неполный, движения неточные, недостаточно координированные, затруднена их переключаемость. Воспитанники СРЦН, как правило, имеют сложности в усвоении познавательного материала. В связи с вышесказанным, мы решили адаптировать программу «Сказочные лабиринты игры» и использовать ее элементы в программе «Цветовой игротренинг» для малышей.

С первых дней жизни к ребёнку поступает колоссальная цветовая информация, и при нормальном речевом и умственном развитии дети очень рано начинают обращать внимание на окраску предметов. Но мир цвета открывается ребёнку не сразу, а в определённой последовательности. Цвет — это яркая сторона детства. Дети любят цвет, реагируют на него, увлекаются и играют с ним. Знакомство с цветом помогает им полнее и тоньше воспринимать предметы и явления окружающего мира, развивает наблюдательность, мышление, обогащает речь. Цвет и его сочетания имеют огромную силу эмоционального, эстетического воздействия, раскрывающего детям законы красоты окружающего мира. Ребенок воспринимает цвет непосредственно, искренне, увлеченно, наконец, радуется цвету, яркой окраске предметов. Значение цветового восприятия в жизни дошкольника очень велико, так как оно создаёт фундамент для развития мышления, способствует развитию речи, памяти, внимания, воображения.

Актуальность данной темы вызвана тем, что центральное место познавательному развитию младших дошкольников должно быть уделено через формирование сенсорного восприятия, особенно развитию цветового восприятия и формированию чувства цвета. Если ребёнок в раннем возрасте испытывает цветовую депривацию (недостаток в восприятии окружающих цветов), то в дальнейшем может наблюдаться задержка интеллектуального развития и искажение нормального хода развития нервно-психической деятельности.

Цель:применения данной программы — развитие особенностей цветовосприятия, творческих, познавательных данных детей, интеллектуальных, умственных и математических способностей воспитанников с применением технологии В.В.Воскобовича «Сказочные лабиринты игры». Научить детей различать цвета, подбирать сходные по цвету предметы, называть цвета и их оттенки в природе, окружающей жизни, эмоционально откликаться на цвет, его сочетания.

Задачи:

— развитие и коррекция эмоционально – волевых процессов у детей;

-развитие у ребёнка познавательного интереса, желания и потребности узнать новое;

-развитие наблюдательности, исследовательского подхода к явлениям и объектам окружающей действительности;

-развитие воображения, креативности мышления (умения гибко, оригинально мыслить, видеть обыкновенный объект под новым углом зрения);

— развитие психических процессов (слухового и зрительного внимания; памяти, мышления, воображения);

— развитие сенсорных способностей (цвет, форма, размер);

— обогащение словаря и развитие фразовой речи;

-расширение представления детей о конкретном цвете;

-гармоничное, сбалансированное развитие у детей эмоционально-образного и логического начал;

— гармонизация эмоционального состояния;

Для выполнения поставленных задач следует обеспечить:

— создание эмоциональной атмосферы переживания цветового многообразия окружающей действительности в процессе восприятия;

— включение в процесс художественного развития комплекса творческих заданий по цвету;

— включение в занятия игровых элементов, имеющих яркую цветовую характеристику;

— доверительную диалогическую форму общения на занятиях и в свободной деятельности, нацеленную на формирование чувства цвета у детей;

— использование комплекса наглядных пособий по цвету.

Формы организации детской деятельности .

1.Совместная деятельность педагога и детей.

2.Самостоятельная игровая деятельность.

Реализация данной программы возможна при создании ряда условий:

1.Подготовка педагогов:

-повышение квалификации педагогов через специальную курсовую подготовку для работы по технологии «Сказочные лабиринты игры»,

-владение формами и методами работы с дошкольниками.

2.Организация развивающей предметной среды:

-оснащение комплектами игр и игровых пособий В.В.Воскобовича.

3.Организация педагогического процесса с детьми:

-программа может быть использована в любом дошкольном учреждении, независимо от реализуемой программы;

-программа предназначена для работы с детьми 3-7 лет.

Участники программы

Данная программа предназначена для воспитанников социально – реабилитационных центров в возрасте от 3 до 5 лет из различных регионов России. Участие может принять любой ребенок, специальных знаний не требуется. Программа рассчитана на 8 встреч по 40 минут каждая. Состав группы – до 5 человек.

Планирование занятий

№ п/п Тема занятия Задачи Оборудование Кол-во занятий
1. Жёлтый цвет. — расширение представления детей о жёлтом цвете; — развитие способности чувствовать желтый цвет, определять среди других цветов; называть правильно цвет. — обогащение словаря; развитие фразовой речи. — развитие мелкой моторики рук и двигательной координации. — развитие психических процессов (слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, воображения) — развитие сенсорных способностей (цвет, форма, размер) Сенсорная дорожка; желтые листики;предметы жёлтого цвета; гномик Желе; картинки с изображением солнышек; коврограф «Миниларчик»; свеча;альбомные листы; желтые краски; кисточки.
2. Зелёный цвет. — расширение представления детей о зеленом цвете; — развитие способности чувствовать зеленый цвет, определять среди других цветов, называть правильно цвет; — обогащение словаря; развитие фразовой речи. — развитие мелкой моторики рук и двигательной координации; — развитие психических процессов (слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, воображения) — развитие сенсорных способностей (цвет, форма, размер) — снятие эмоционального и психического напряжения. Сенсорная дорожка; предметы зеленого цвета; зеленые мячики; сенсорная змея; гномик Зеле; корзинка желтая и корзинка зеленая; цветочки желтые и зеленые;коврограф «Миниларчик»; кораблик «Плюх-плюх»
3. Красный цвет — расширение представления детей о красном цвете. — развитие фразовой речи при ответах на вопросы, связной речи. — развитие психических процессов (слухового и зрительного внимания, памяти, мышления, воображения) — развитие сенсорных способностей (цвет, форма, размер) — формирование обонятельных, вкусовых и тактильных образов. — развитие мелкой моторики рук, контрастное напряжение и расслабление кистей. — развитие фантазии и творческого воображения. — снятие эмоционального и психического напряжения. сенсорная дорожка,предметы красного цвета, красные пуговицы, натуральное красное яблоко (2шт), гномик Кохле, коврограф «Миниларчик»; картинки с фруктами, овощами и ягодами красного цвета, картинки с яблоком и садом, карточки для сенсорного упражнения.
4. Синий цвет. -расширение представлений детей о синем цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет и подбирать адекватные прилагательные для его описания. — формирование способности ясно и чётко излагать свои мысли, строить полные предложения. — развитие наблюдательности и зрительной памяти; активизация и обогащение словаря. — совершенствование мелкой моторики рук и координации движений. — расширение представления детей об эмоциях и воспитание добрых чувств. — формирование навыков целенаправленной деятельности. — формирование эстетических чувств: умения видеть прекрасное и ценить красоту. — снижение эмоционально – психического и телесного напряжения. — активизация творческого мышления, воображения, фантазии. сенсорная дорожка (ладошки, следочки); предметы синего цвета, синяя птица, иллюстрации с изображением водоёмов, неба, ягод, цветов синего цвета; гномик Селе; Лопушок; геометрические фигуры, «волшебный мешочек», коврограф «Миниларчик».
5. Голубой цвет. -расширение представления детей о голубом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет и подбирать адекватные прилагательные для его описания. -формирование способности ясно и чётко излагать свои мысли, строить полные предложения. -развитие слухового и зрительного внимания, способности концентрироваться и управлять мысленными образами. -совершенствование мелкой моторики рук и координации движений. -воспитание умения выполнять движения под музыку, чувствовать ритм и темп заданной мелодии. -развитие фантазии и творческого воображения. -успокоение нервной системы, погружение в состояние покоя и расслабления. сенсорная дорожка (ладошки, следочки); предметы голубого цвета: кусочки тканей, ленты, нитки, клубочки и т. д ; гномик Геле; Лопушок; геометрические фигуры, коврограф «Миниларчик»; игровизор.
6. Фиолетовый цвет. -расширение представления детей о фиолетовом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет и подбирать адекватные прилагательные для его описания. · формирование представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины. · развитие конструктивных способностей детей. · тренировка мелкой моторики руки, тактильно – осязательных анализаторов. — совершенствование психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, речи. сенсорная дорожка (ладошки, следочки); предметы фиолетового цвета: кусочки тканей, ленты, нитки, клубочки и т. д ; гномик Фи; геометрические фигуры, коврограф «Миниларчик»; игровизор; Логоформочки.
7. Оранжевый цвет -расширение представления детей об оранжевом цвете, развитие способности тонко чувствовать цвет и подбирать адекватные прилагательные для его описания. · формирование представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины. · развитие конструктивных способностей детей. · тренировка мелкой моторики руки, тактильно – осязательных анализаторов. — совершенствование психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, речи. сенсорная дорожка (ладошки, следочки); предметы оранжевого цвета: кусочки тканей, ленты, нитки, клубочки и т. д ; гномик Охле; геометрические фигуры, коврограф «Миниларчик»; игровизор; Чудо-крестики-1; разноцветные веревочки; Логоформочки. Фонарики.
8. Итоговое занятие «Разноцветный мир» -закрепление знаний детей об изученном материале , развитие способности тонко чувствовать цвета; · закрепление представлений о сенсорных эталонах цвета, формы, величины. · развитие конструктивных способностей детей. · тренировка мелкой моторики руки, тактильно – осязательных анализаторов. — совершенствование психических процессов: внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Предметы изученных цветов; гномики(Кохле, Охле, Геле, Зеле, Селе, Желе, Фи); коврограф «Миниларчик»; игровизор; Чудо-крестики-1; разноцветные веревочки; Логоформочки. Фонарики.

Вахрушев А. А. | Формы организации образовательной деятельности в ООП \


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: