Формы организации эстетического воспитания

Эстетическое воспитание

Эстетическое воспитание – это целенаправленный, организованный процесс формирования у детей развитого эстетического сознания, художественно-эстетического вкуса, способности воспринимать и ценить прекрасное, возвышенное, трагическое, комическое в общественной жизни, природе, искусстве, жить и творить по законам красоты.

Задачи эстетического воспитания дошкольников, исходя из его цели, можно представить двумя группами.

Первая группа задач направлена на формирование эстетического отношения детей к окружающему. Предусматривается следующее:

  • развивать умения видеть и чувствовать красоту в природе,
  • поступках, искусстве, понимать прекрасное;
  • воспитывать художественный вкус, потребность в познании прекрасного.

Вторая группа задач направлена на формирование художественных умений в области разных искусств:

Для реализации задач эстетического воспитания детей дошкольного возраста необходимы определенные условия. Прежде всего, это среда, в которой ребенок живет и развивается. Она оказывает на ребенка воздействие, которое по своей силе и значимости вряд ли может сравниться с другими. Если обстановка эстетична, красива (совсем необязательно — богата), если ребенок видит красивые отношения между людьми, слышит красивую речь и т. п., есть основания надеяться, что он с малых лет будет принимать эстетическое окружение как норму, а все, что отличается от этой нормы, будет вызывать у него неприятие. Эстетика быта включает в себя множество деталей. Это эстетика обстановки: вещей, которые окружают ребенка и которыми он пользуется, игрушек, одежды малыша и окружающих его людей, дизайн помещений и т.д. Красивые вещи «радуют глаз», вызывают положительные эмоции, желание их сохранять.

Методы эстетического воспитания

Ведущими методами для решения этих задач являются

  • показ
  • наблюдение
  • объяснение
  • анализ
  • пример взрослого

Показ как метод воспитания используется при первичном знакомстве с предметом эстетической действительности. Воспитателю важно определить объект показа и создать условия для того, чтобы внимание детей было сосредоточено на том, что им показывают, предлагают послушать.

При использовании этих методов очень важно, чтобы воспитатель умел показывать детям свои чувства, свое отношение, владел способами выражения чувств. Выразительность интонации при чтении стихотворения, искренний восторг по поводу красивой вещи, неподдельное огорчение при встрече с небрежностью в одежде, неряшливостью, яркое и эмоциональное проявление взрослым своих чувств служит активным методом воздействия на ребенка, так как опирается на особенность детства — подражательность. Бесстрастный, неэмоциональный воспитатель не сможет пробудить в ребенке чувства, отношения. Важная профессиональная черта воспитателя детей дошкольного возраста, да и педагога вообще, — артистичность.

Вторая группа задач связана с формированием навыков художественной деятельности. Для решения этих задач в качестве ведущих требуются практические методы:

  • показ
  • упражнение
  • объяснение
  • метод поисковых ситуаций

Подробно эти методы рассматриваются в методиках изобразительной деятельности и музыкального воспитания.

Но творческие задания и всякое проявление творчества обязательно должны сочетаться с обучением навыкам художественной выразительности. Если ребенок не владеет навыками рисования, он не сможет создать что-то творческое при всей условности понимания данного термина применительно к дошкольникам. Потому и нужны методы прямого обучения:

  • показ
  • упражнение
  • обследование предметов
  • описание

В этих случаях обучение становится одним из факторов, стимулирующих творчество, а творческие задания придают обучению развивающий характер.

Формы организации эстетического воспитания

Эстетическое воспитание детей в дошкольном учреждении осуществляется в разных формах в зависимости от принципа руководства их деятельностью, способа объединения дошкольников, вида деятельности. Воспитатель управляет процессом развития детей.

Дети и сами любят художественную деятельность, и часто по собственной инициативе занимаются ею. Нельзя сказать, что самостоятельная художественная деятельность полностью осуществляется без руководства взрослого. Просто характер этого руководства опосредованный, косвенный. Воспитатель заботится о накоплении ребенком опыта, впечатлений, которые потом отразятся в самостоятельном рисовании, лепке, рассказах, музыкальной деятельности; обучает изобразительным способам и приемам.

Самостоятельная художественная деятельность потому и самостоятельная, что возникает по инициативе детей для удовлетворения их индивидуальных потребностей:

  • сделать подарок маме,
  • «написать письмо» бабушке,
  • смастерить игрушку для игры и др.

Очень часто такая деятельность носит синтетический характер, т.е. дети соединяют разное содержание, разные материалы, разные способы работы.

Задача педагога — не нарушая замысла ребенка, помочь ему, если возникнет такая необходимость. Но главное — создать условия для самостоятельной деятельности:

  • дети должны знать, где взять необходимые материалы,
  • где именно можно, не мешая другим, рисовать, строить, музицировать и т.п.

Воспитатель развивает самостоятельность детей, используя подсказку, привлечение внимания к предмету, объекту, вопросы, предложения, оценку результатов и уровня самостоятельности, выдумки, фантазии.

Самостоятельная деятельность может носить индивидуальный характер, а иногда дети объединяются по два, три человека и, обсудив свой замысел, вместе готовят концерт, мастерят элементы костюмов, рисуют декорации, изготавливают атрибуты для игры, организуют театрализованную игру и т. д.

Признаками самостоятельной деятельности являются внимание ребенка к средствам выразительности в музыке, движениях, рисунке, речи и умение переносить усвоенное в собственную новую деятельность, применять для решения новых задач.

Самостоятельная художественная деятельность тесно связана с той работой, которую целенаправленно и в разных формах проводит воспитатель. Это могут быть организованные занятияпо

  • развитию речи,
  • изобразительной деятельности,
  • музыке.

Они входят в обязательную «сетку» недельных занятий, проводятся систематически по заранее разработанному содержанию и в порядке нарастания сложности.

Воспитатель организует экскурсии

  • в природу,
  • к памятникам,
  • в музей (эта форма работы с детьми может осуществляться и родителями),
  • на празднично украшенную улицу и т. д.

Задача педагога — продумать содержание экскурсии с учетом законов детского восприятия, воспитательных задач. Следует заранее определить и изучить

  • место проведения экскурсии
  • способ размещения детей вокруг объекта наблюдения

— поскольку очень важно не только сообщить дошкольникам новые знания, но и вызвать у них эстетические чувства.

Одна из форм детской деятельности, способствующих эстетическому воспитанию, — театрализованные игрыиигры-драматизации. Эти игры проходят под руководством воспитателя.

Значительное место в педагогическом процессе дошкольного учреждения и в жизни детей занимают праздникииразвлечения.

Полезны для эстетического развития развлечения, сочетающие разные виды искусств. Подбирается разнообразный материал — и литературный, и музыкальный, и изобразительный на одну тему, например «Поет зима — аукает…». Дети читают стихи, поют песни, водят хороводы и т.д.

Такие вечера развлечений доставляют дошкольникам радость, приобщают к национальной культуре, воспитывают эстетические чувства.

Итак, эстетическое воспитание детей дошкольного возраста может быть организовано в разных формах, и, как было отмечено выше, эти формы имеют свою классификацию. Обобщим их в единой таблице.

По принципу управления деятельностью детей Под прямым руководством взрослого Под косвенным руководством взрослого
По способу объединения детей Совместная деятельность детей и взрослого:

  • — фронтальная,
  • — подгруппами,
  • — с одним ребенком
  • Индивидуальная
  • подгруппами
По видам деятельности
  • Занятия,
  • экскурсии,
  • праздники,
  • развлечения,
  • игры,
  • труд
  • Театрализ. игры
  • повторение занятий
  • праздников

Виды деятельности и формы организации художественно-эстетического развития дошкольников


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: