Фортепианная музыка компазиторов-романтиков

В музыке романтизм стал ярко проявляться с середины 1810-х годов, еще в поздний период жизни и творчества последнего великого композитора-классика Людвига ван Бетховена. И случилось так, что с этим периодом совпал расцвет творчества первого великого композитора-романтика Франца Шуберта.

Это совпадение знаменательно. Оно свидетельствует о тесной преемственной связи между классическим и романтическим музыкальным искусством. Такая связь значительна между музыкой Бетховена и Шуберта. Вместе с тем между великим бетховенским и великим шубертовским наследием существуют важные различия, типичные для соотношения творчества композиторов-классиков и композиторов-романтиков. Главное различие — особый акцент в романтической музыке на воплощении мечтательных лирических и взволнованных лирико-патетических образов и настроений.

Композитор-романтик передает свои чувства, мысли, свои впечатления от окружающего мира, в особенности от природы, с повышенной эмоциональной выразительностью. Он нередко прибегает к острым контрастным сопоставлениям. Главный герой его произведений зачастую, по существу, он сам. А у него, как правило, нелегкая жизненная судьба. Он больше не состоит в услужении у знатных лиц. Но зато был вынужден вести трудную борьбу за существование и в этой борьбе нередко чувствует себя трагически одиноким. Для него характерен разлад с окружающей действительностью — и со стремлением реставрировать феодально-монархические порядки, и с расчетливой, торгашеской обыденностью буржуазного общественного строя, установившегося в большинстве европейских стран. Серой, безликой повседневности композитор-романтик противостоит как ярко своеобразная личность, глубоко и тонко чувствующая, наделенная богатой фантазией.

В своем творчестве композиторы-романтики отразили много такого, что еще не привлекало или мало привлекало внимание их предшественников. Так, вспомним, что в XVIII веке реформаторские оперы Глюка, а также новые жанры сонаты и симфонии родились на широкой интернациональной основе. Но в них различные национальные черты воссоединились в обобщенном виде. А в XIX веке наряду с музыкой Италии, Франции, Австрии, Германии расцвели новые национальные музыкальные культуры — русская, польская, чешская, венгерская, норвежская, а в конце этого столетия и в начале следующего — испанская, финская, английская.

Композиторы-романтики стали проявлять большой интерес именно к национальному своеобразию отечественной музыки, а также музыки других народов. В связи с этим началось внимательное изучение народного музыкального творчества — музыкального фольклора. Одновременно усилился интерес к национальному историческому прошлому, к старинным легендам, сказаниям, преданиям. Они явились важным источником, питавшим богатое воображение композиторов-романтиков, почвой для возникновения увлекательных фантастических образов. Овладевая новыми темами и образами, романтическая музыка усилила взаимодействие с романтической поэзией и романтическим театром. Это определило высокий расцвет в XIX веке романтической оперы — жанра, в котором объединяются различные виды искусства (как принято говорить, происходит их синтез). Одна из самых ярких романтических опер — «Волшебный стрелок» немецкого композитора Карла Марии фон Вебера. Впервые она была поставлена в 1821 году в Берлине.

Авторами многих романтических опер выступили в Италии Винченцо Беллини, Гаэтано Доницетти, Джузеппе Верди, в Германии — Рихард Вагнер, во Франции — Джакомо Мейербер. Небывало расцвел в романтическую эпоху жанр песни для голоса с сопровождением фортепиано (романс) — как содружество музыки с поэзией. При этом песни стали иногда объединяться в циклы — целые серии, имеющие общую тему. Один из жанров романтической песни, который нашел отражение и в инструментальной музыке, — баллада. Это лирико-драматическое повествование с использованием какого-либо сюжета, нередко фантастического. Ярким образцом романтической во-кальной баллады является «Лесной царь» Франца Шуберта на стихи И. В. Гёте. Намного увеличилась в романтической музыке роль программности. Имеется в виду, что стало возникать большое количество инструментальных произведений на определенную тему, изложенную композитором в специальном словесном тексте (программе) или обозначенную в названии сочинения. Главным образом это различные программные фортепианные пьесы и оркестровые произведения, подчас целые программные симфонии.

Родился и совсем новый программный жанр — симфоническая поэма. Она представляет собой крупное одночастное произведение для оркестра. По своей форме симфоническая поэма имеет связи и с сонатной формой, и с сонатным циклом. Но в целом она строится очень свободно, каждый раз по-особому в; зависимости от содержания своей программы. Основоположник этого жанра — венгерский композитор Ференц Лист. Одна из! его тринадцати симфонических поэм называется «Орфей». Вместе с тем в романтической музыке расцвел жанр фортепианной миниатюры. Она широко представлена в творчестве Франца Шуберта, Роберта Шумана, Фридерика Шопена, Феликса Мендельсона, Эдварда Грига. Фортепианная миниатюра по самой своей природе склонна к тому, чтобы чутко передавать разнообразные, тонкие оттенки переживаний и настроений человека. Именно так композиторы-романтики стали часто трактовать жанр прелюдии. Одновременно выдвинулись новые жанр фортепианной миниатюры — «песня без слов», ноктюрн, экспромт, «музыкальный момент». То или иное число миниатюр объединялись в циклы.

Перу Шопена принадлежит замечательный цикл из 24 прелюдий для фортепиано во всех мажорных минорных тональностях. Название «песня без слов» впервые применил Мендельсон к своим 48 пьесам, изданным в восьми тетрадях. Немало места в романтической музыке заняли опоэтизированные пьесы-танцы — такие, как родившиеся в Польше мазурка и полонез, как чешская полька, как преимущественно австро-немецкий по происхождению вальс, получивший широкое повсеместное распространение в Европе. Новое содержание музыки потребовало и новых выразительных средств. Это, прежде всего огромное мелодическое богатство, а также мелодическая насыщенность развитого фактурного изложения, возросшая сложность и красочность гармонического языка. Романтическое музыкальное искусство выдвинуло многих выдающихся композиторов, которые нередко являлись также замечательными исполнителями-концертантами.

Творчество Шопена

Фредерик Шопен родился в 1810 году, является великим польским пианистом и композитором. Одарённость юного Шопена была рано замечена, в шесть лет он уже серьёзно занимается музыкой, сочиняет и играет фортепиано. К тому времени, когда состоялось его первое выступление, он успел сочинить несколько полонезов и один марш, в это время ему было всего восемь лет. Современные музыканты на праздник всегда стараются сыграть несколько вещей Шопена, они яркие и радостные. Шопен за время своего обучения сочиняет множество различных вещей. Наиболее яркими являются вариации на тему Моцарта. На творчество Шопена оказывает большое влияние народная музыка и литература. В 1830 году Шопен впервые даёт выступление в Варшаве, и вскоре уезжает оттуда в Вену. Поражённый польским восстанием и его печальным концом, Шопен пишет этюд, который впоследствии стали называть революционным. В то время Шопен пишет много полонезов, музыку для песен, он старается своей музыкой передать поэтические образы, которые его вдохновляют. Затем Шопен переезжает в Париж. С этого времени вся его жизнь так или иначе связана с Парижем. В Париже Шопен тесно общается с Листом, Берлиозом, Мендельсоном, знакомится с художниками и писателями. Он дружит с Гюго, Бальзаком, Гейне, Делакруа, Жорж Санд. В те годы он даёт много концертов, часто исполняет произведения с другими музыкантами.

В это время происходят изменения в его личной жизни, он расторгает помолвку со своей невестой Марией Водзинской и сближается с Жорж Санд. В это время Шопен создаёт свои самые прекрасные произведения, баллады, полонезы, множество ноктюрнов, прелюдий. Постепенно у него начинает ухудшаться здоровье, он вынужден уехать лечиться и отдыхать на остров Майорка. На Майорке он заканчивает свои 24 прелюдии. Умирает отец Шопена, он тяжело переносит эту утрату. Здоровье композитора начинает стремительно ухудшаться. Наступает разрыв с Жорж Санд, что, конечно, ещё больше ухудшает его состояние. После этого наступает время, когда Шопен не может выступать, он перестаёт сочинять. В 1849 году наступает резкое ухудшение здоровья, и Шопен после мучительной болезни умирает. Его похоронили в Париже. Шопен был влюблён в народную музыку своего народа, и это чувствуется по его произведениям. Шопен оставил нам много произведений танцевальной музыки. Сегодня музыканты на банкет часто начинают торжественный вечер его произведениями.

В польской культуре любовь к танцам можно проследить во всех жанрах, в своих полонезах, мазурках и вальсах Шопен старается передать всё многообразие польской народной музыки. Он стал новатором в сочинении этих танцев в другой окраске, так как они перестали быть в его написании чисто классическими. Раньше полонез был торжественным и церемонным, полонезы Шопена – радостные и лёгкие, мазурки напоминают о народных танцах, вальсы впитали в себя народные танцевальные мелодии, баллады Шопена несхожи сюжетом друг с другом, они контрастны и разнообразны. Достижением Шопена также является созданный им тип мелодии.

Её характерными чертами является выразительность, гибкость, в ней сочетаются песенные и танцевальные мотивы. Всё творчество Шопена гармонично, его произведения невозможно назвать холодными и академическими. Музыка Шопена непосредственна, так как имеет народную основу, она старается передать всю прелесть человеческой души и искренних чувств. Если вы планируете музыкальное сопровождение своего праздника, то сейчас есть огромный выбор различных музыкальных коллективов. Это может быть молодая кавер группа, инструментальный ансамбль, струнный квартет, попросите музыкантов исполнить для вас танцевальные произведения Шопена, и вы почувствуете всю прелесть этой музыки.

МУЗЫКА ЭПОХИ РОМАНТИЗМА


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: