Галина дербина. загадки библейского послания марка шагала

«Я родился между небом и землей,

мир для меня большая пустыня,

где моя душа бродит, как факел».

М. Шагал

Человек-факел, освещающий духовным светом то, что трудно увидеть глазу, но о чем тоскует всякая душа, стремящаяся к Богу — таким является для меня образ Марка Захаровича Шагала. «Библейское Послание Марка Шагала» насчитывает 17 холстов и тематически разделено на две части. Первая часть «Послания», объединенная общей сине-изумрудной гаммой, в основном связана с пятью книгами Святого Писания, называемыми «Пятикнижие Моисея». Вторая часть, решенная художником в ярко-красных тонах, вдохновлена одной из самых загадочных книг Библии — «Песнь Песней Соломона». Целью моего выступления является попытка расшифровать первую часть «Послания», полотна которого лишь на первый взгляд являются иллюстрациями избранных библейских сюжетов. Все они объединены не только общими мотивами, параллелями, но темой, идеей и сверхзадачей. Это своего рода живописный эпос, полотна которого правильнее, как того и желал Марк Захарович, воспринимать в совокупности.

Как известно, первая часть «Послания» состоит из 12 картин. Думается, что такое количество полотен выбрано автором не случайно и имеет особый смысл, близкий к библейскому пониманию данного числа. В Библии цифра 12 заключает в себе символ законченности. Так, в году 12 месяцев, а день состоит из 12 часов; так же, как и 12 праотцев или 12 племен (колен) Израиля несут в себе символическую цельность. Но поскольку этот цикл картин озаглавлен как «Послание», то в данном случае уместнее вспомнить 12 учеников Иисуса Христа, ставших впоследствии апостолами. «Аpostolos» в переводе с греческого означает «посланник». И так же, как Иисусовы посланники своим двенадцатиголосным ансамблем свидетельствуют о Христе, так и 12 полотен «Послания», несут общую благую весть, но при этом каждое отдельное полотно заключает в себе особый смысл , являясь неотъемлемой частью целого.

1.

Открывает экспозицию «Библейского Послания» большое многофигурное полотно «Сотворение человека». Отмечу, что картина является программной для всей первой части «Послания». Рассказ о ней хочется начать словами из «Бытия» — первой книги Святого Писания: «И сотворил Бог человека по образу» Своему (Быт 1:26). В Библии много и довольно подробно описано, как Бог общался с людьми. Творец являлся пророкам или иным избранным людям, но при этом Он всегда оставался невидимым. Поэтому они не могли представить себе облик Создателя, равно как и осмыслить всю Его бесконечную глубину.

На этом основании в древней иудейской и ранней христианской традициях изображение Бога отсутствовало. Отсюда в данной картине Шагала мы не видим Творца, но созерцаем Его деяние: создание первого человека. И хотя художник следует традиции, тем не менее, именно в этом полотне он касается темы сходства Творца с Его творением, то есть с человеком. Он решает ее до гениальности просто и вместе с тем глубоко сакрально.

Как вы помните, процесс божественного творения человека состоял из нескольких этапов. Вначале Творец «из праха земного» создал тело человека, потом оживил его, а позже назвал Адамом, что в переводе с еврейского означает прах земной (Быт. 2:7). Замечу, что художник довольно точно придерживается текста Святого Писания и изображает своего человека как бы на пороге жизни — сознание Адама отсутствует, мышцы расслаблены, тело бездыханно, а в лице ни кровинки. Перед нами лишь начальная часть божественного промысла. Творец создал пока только тело, но тело это еще не весь человек, у него нет главного — того самого божественного начала, которое роднит людей с Создателем. В каждом человеке живет божественный образ, это — душа, которая, как и Бог, невидима и бессмертна. В этом заключается наше сходство и общность с Творцом. Шагал изображает тот самый момент, когда Создатель, по слову Святого Писания, вот-вот «вдунет в лице его дыхание жизни» (Быт.2:7).

Как же, по мнению Шагала, это могло произойти? Ответ на этот вопрос находится внизу картины, слева, где художник поместил голубя. Голубь — известный библейский символ, означающий нисхождение божественного начала на человека. Именно голубь символизирует третью часть триединства Бога — Духа Святого. Как вы помните, Святой Дух — главное действующее лицо в непорочном зачатии Девы Марии. Поэтому в каноническом сюжете «Благовещение» рядом с Девой Марией и Ангелом, принесшем ей благую весть о том, что у нее будет особое дитя, иконописцы рисуют голубя. И, конечно же, присутствие голубя в данном полотне не случайно, оно придает всей композиции картины «Создание человека» смысловую законченность. Еще секунда и свершиться непостижимая тайна мироздания — человек получит величайшую божественную награду — Душу. Но это мгновение еще не наступило, и пока шагаловский Адам безвольно покоится на руках крылатого ангела.

Слово «ангел» происходит от латинского «angelus», а оно, в свою очередь, — от греческого «angelos» и переводится как «вестник». Ангел-вестник обозначает сверхчеловеческое существо, своего рода посредника между человеком и Богом. Таким посредником и является этот крылатый шагаловский герой. Он поддерживает человека, как бы «помогая» ему родиться. Ангелы часто встречаются в картинах Шагала. Отвлекаясь от темы, напомню, что Марк Захарович с детства видел вещие сны и видения. В книге «Моя жизнь» он не раз рассказывал об этом. Вот, к примеру, как художник описал одно из своих видений: «Темно. Вдруг разверзается потолок, гром, свет — и стремительное крылатое существо врывается в комнату в клубах облаков. Тугой трепет крыльев. Ангел! — думаю я. И не могу открыть глаза — слишком яркий свет хлынул сверху. Крылатый гость облетел все углы, снова поднялся и вылетел в щель на потолке, унося с собой блеск и синеву. И снова темнота. Я просыпаюсь. Это видение изображено на моей картине Явление».

Из духовной литературы известно, что Бог — высшее существо, обладающее целым рядом черт, но только некоторые божественные свойства, как, например, святость могут иметь отношение к высоко духовным людям: пророкам, патриархам и святым. Сквозь пелену грешного мира Шагал своим внутренним взором увидел некоторых великих людей ветхозаветных времен, сделавших особенной историю избранного Богом народа. Художник обдумал их судьбы и сделал героями первой части своего «Послания» и, в частности, в картине «Сотворение человека» он расположил их в верхней правой стороне холста, композиционно объединив в круг.

Традиционно круг являлся символом объединения, таковое значение он несет и в композиции полотна «Сотворение человека». Все герои круга показаны художником в момент высочайшего духовного напряжения. К примеру, великий царь Давид, расположенный в правой стороне круга, читает созданный им псалом. Его прекрасное лицо наклонено к книге, а левая рука лежит на сердце, как бы указывая на то, что все его лучезарные сочинения шли из глубины души. Весь его образ является олицетворением духовности и доброты. Обратите внимание, что двумя почти перпендикулярными линиями Шагал соединяет своего Давида с центральной композицией — ангелом и человеком на его руках. Эта смысловая вертикаль дает возможность сделать вывод об их некой общности. Невольно приходит на ум известный псалом Давида «Господь — Пастырь мой».

Чуть ниже Давида — Иаков, опираясь на лестницу, которая, как считают богословы, является аллегорией «дороги с земли на небо», высоко поднял свечу. Ею он как бы освещает неизведанный путь, предназначенный его народу. Внизу, в кобальтовом пятне, автор помещает великого праотца Ноя с многочисленной семьей, животными и птицами. Правее Ноя, в позе роденовского «Мыслителя» застыл Авраам, а за ним, стоит Сарра. Словом, здесь, в круге, все те, кто является героями отдельных полотен «Послания». Включен в круг и Адам, которого несет на своих крыльях ангел. Круг, объединяющий всех героев полотна — это своего рода «содержание» первой части «Послания», исключая Давида и Христа. Однако последнее замечание только на первый взгляд является исключением. На самом деле Христос является очень важной фигурой не только данного полотна, но «Послания» в целом.

Образ Иисуса Христа, изображенный Шагалом в самый сложный и решающий судьбу человечества момент — распятие на кресте — есть ключевая фигура круга. Традиционный иудейский молитвенный шарф (талес), изображенный Шагалом в виде набедренной повязки Иисуса, подчеркивает Его принадлежность к избранному народу. Возникает справедливый вопрос: «Почему в сюжет «Сотворения человека» Шагал включил героев, которые на целые века и даже тысячелетия отстоят от момента появления Адама и почему из великого множества людей он выбрал, к примеру, Ноя, Авраама, Иакова, Давида и в особенности Христа?»

«Иисуса Христа не должно быть рядом с Адамом по определению», — так высказался в Интернете один зарубежный почитатель творчества Шагала. Иные участники дискуссии по Интернету о «Библейском Послании Шагала» относят такое расширение сюжета «Сотворения человека» к безудержной фантазии художника, оправдывая свое мнение тем, что фантазию такого мистического живописца, каким является Шагал, очень трудно уловить, понять, а тем более объяснить. А между тем, это не таинственный каприз подсознания гения, а четко сформулированная позиция верующего человека, обладающего удивительно метафоричным живописным языком и опирающегося не только на иудейскую традицию. А посему ответ на эту «загадку» нужно искать не в Танахе (Ветхом Завете), а в Новом Завете, то есть в книгах,повествующих о времени и жизни Иисуса Христа.

Известно, что Новый Завет открывают четыре книги Евангелистов, которые описывают жизнь Иисуса, дополняя и углубляя один другого, рассматривая историю как бы с четырех сторон света. Так, в третьей главе Евангелия от Луки (Лук. 3.23-38) записано родословное дерево Христа. В числе Его родственников или предков имена Давида, Иакова, Ноя и Авраама. Вот и ответ на эту загадку. Шагал поместил на полотне «Сотворение человека» только тех героев Библии, кто имеет родственную связь с Иисусом Христом! Однако родословие Христа состоит из более семидесяти имен. Почему же Шагал выбирает из них лишь эти конкретные имена? Что между ними общего, и каков смысл данного отбора?

Христиане считают Иисуса Христа Мессией. Видимо, Шагал разделяет это мнение и поэтому собирает в круг только тех родичей Христа, которым были свойственны мессианские обетования.Думаю, что именно это хочет подчеркнуть Шагал своим отбором героев. Древние иудеи считали, что будущий Мессия обязательно должен быть из рода Давида. Напомню, что современники-христиане называли Иисуса «Сын Давидов». Обращает на себя внимание, что композиционно Давид находится на горизонтали Христа. Таким образом, становится понятным общий смысл композиции, заключенный художником в круг. Шагаловский Иисус-Мессия олицетворяет собой дорогу в небесное царство, и чтобы мысль эта была понятнее зрителю, художник помещает рядом с Христом лестницу (аллегорию небесного пути), такую же, как у Иакова.

Рядом с Иаковом один из загадочных героев круга — козлик с большими добрыми глазами и телом человека. Козы в Библии считаются чистыми животными (Втор. 14.4.), и, в частности, их, наряду с агнцами библейские люди приносили в жертву (Лев. 1.10; 3.12). Уже не раз было замечено, что художник очень тепло относился к животному миру, особенно к тем его представителям, которых, в соответствии с иудейской традицией, человек приносил в жертву для искупления собственных грехов. Искусствоведы справедливо считают, что это является характерной особенностью творчества Марка Шагала. Так, тельцы, овны, козы, заключающие в себе жертвенный образ, присутствуют в иллюстрациях Библии 1932 г. К примеру, в картине « Жертвоприношение Ноя», художник изображает на жертвеннике овна и козла.

В Святом Писании встречается животное-символ — «козел грехов» или «козел отпущения». В древности, в день искупления (очищения) иудеи выгоняли «козла грехов» к демону пустыни — Азазелу — после того, как на него символическим образом переносились все их грехи (Лев. 16:15-22). В произведениях Шагала, столь склонного к созданию символических образов, все проникнуто высочайшим смыслом, наполнено глубоким содержанием и, думается, этот человекоподобный козлик имеет прямую связь с библейским «козлом грехов». Ведь не спроста же мастер наградил это животное, так похожее на человека, руками, в которых оно держит свиток. Бедный козлик прогнулся под его тяжестью, а между тем, свиток совсем небольшого размера. Вероятно, в нем записаны людские грехи, а это «вещь» неизмеримо тяжелая. Возможно, по мысли мастера, это странное мифическое существо является «всемирным козлом грехов», своего рода прообразом или предтечей человека, взявшего на себя все грехи мира, то есть Христа.

Обращает на себя внимание тот факт, что ноги Христа опираются на красно-коричневую птицу, напоминающую петуха. Петушок — излюбленный персонаж шагаловских полотен и в его творчестве встречается не реже, чем козлик, телец или агнец. Сделав петушка подножием Иисуса, Шагал хотел подчеркнуть определенную мысль, вероятно, связанную с символикой, которую заключает в себе эта птица. Христиане издавна связывали образ петуха с началом чего-то нового, а еще он был символом очистительного огня. В иудейской традиции петух является главным действующим лицом религиозного ритуала искупления, проводившегося в канун Судного дня. В этой связи вспоминается гуашь 1912 г. «Канун Судного дня». В ней отражено глубокое религиозное чувство художника.

Судный день — это один из 12 иудейских праздников, день покаяния и молитвы. Это самый важный праздник в году для верующего иудея. Это день искупления грехов, которые человек совершил против Бога. На петуха, которого именовали «мужчина», символическим образом перекладывали человеческие грехи и приносили его в жертву. В день, предшествующий Дню Искупления, белого цыпленка поднимали над головой и, совершая вращательные движения рукой, в которой держали петушка, произносили: «Это — замена мне, это — вместо меня, это — выкуп мой. Пусть уделом этого петуха станет смерть, а моим уделом — благополучная жизнь и мир». Исходя из этого получается, что и петушок, расположенный в ногах Иисуса, может нести некий жертвенный мотив и заключать в себе образ, близкий по смыслу шагаловскому «всемирному козлу отпущения».

Интересно отметить, что цвет петушка совпадает с цветом свитка, который держит человекоподобный козлик. В этом читается не только их общность как существ, берущих людские грехи на себя, но и символическая связь с Христом, пришедшем в мир, чтобы выполнить миссию — искупить грехи всего рода человеческого, начиная от Адама — героя центральной части полотна. Кстати сказать, список человеческих предков Иисуса в Его родословии начинается от первого человека, то есть свой род Христос ведет от Адама. А еще здесь уместно будет вспомнить, что апостол Павел называет Христа «последним Адамом». В Первом послании к Коринфянам (15:45) он пишет: «Первый человек Адам стал душою живущею; а последний Адам есть дух животворящий. Первый человек — из земли, перстный; второй человек — Господь с неба». В Послании к Римлянам Павел писал, что Адам, из книги «Бытие», нарушивший запрет Бога, указывает на будущего Адама, как на свою противоположность, т.е. на Христа, который послушно выполнил волю Бога (Рим. 5:14).

Из вышеизложенного получается, что идея первой картины «Послания» намного шире и глубже, чем простая констатация факта сотворения человека. По мысли Мастера, его Иисус Христос — это агнец, которого Бог принес в жертву ради спасения всего человечества, начиная от первого грешника. Христос, «смертью смерть поправ», выполнил свою миссию — искупил грехи всего рода человеческого, и именно поэтому христиане всего мира величают Его Спаситель. Шагал начинает свое «Библейское послание» с радостной вести о надежде на воскресение каждого человека, надежде, которую принес в мир Мессия-Христос.

Уже не раз отмечалось, что нередко в своих произведениях Шагал изображает время как поток, преходящий в вечность, где прошлое и настоящее взаимосвязаны и устремлены в будущее. Заключая своих героев — Адама, Ноя, Авраама, Исаака, Давида и Христа — в круг, художник соединяет всех в единое целое, и получается своего рода многоликий портрет, представляющий квинтэссенцию человеческого духа, причем, явленную нам вне времени. Это своего рода портрет «мировой души». В какой-то степени она напоминает чеховскую «мировую душу» из «Чайки»: «Люди, львы, орлы и куропатки. Общая мировая душа — это я. Во мне душа и Александра Великого, и Цезаря, и Шекспира, и Наполеона, и последней пиявки».

Потрет мировой души Шагал не закончил, он находится в бесконечном процессе создания. Разбросанные по полотну люди, птицы и звери вовлечены лазурным шагаловским потоком в общее движение, где круг переходит в другой круг, а затем в спираль, которая символизирует бесконечный поток жизни.

Историческую спираль жизни раскручивает ярко-красное шагаловское светило. Ясное солнце не редкий гость на полотнах художника. Тонкий ценитель и почитатель Библии Шагал знал, что, согласно пророку Иеремии, солнце, целые тысячи лет совершающее свое дневное и годичное течение, служит залогом и образом неизменяемости Божественных советов и определений (Иер. ХХХI 35,36). Возможно, в данном произведении оно является своего рода печатью, скрепляющей правдивость позиции художника, или эмблемой, подтверждающей незыблемость происходящего.

Солнечная спираль расцвечена художником в цвета радуги. Сделано это, конечно же, не для яркости полотна, а для уточнения смысла изображаемого. В библейской символике радуга обозначает божественное знамение (Быт. 9, 14-15). Одним из основных цветов спектра является красный. Он имеет множество оттенков, которые несут каждый свою образность, но в христианском и, в частности, православном определен как животворящий. Так, у Шагала пурпурное солнце находится в середине спирали. Оно испускает свои животворящие лучи и тем самым как бы двигает Историю человеческой жизни на земле.

Солнце соединено алым лучом с краснокрылым ангелом. Этот ангел не включен художником в движение спирали и находится в левой верхней части полотна. Она отделена от всей лазурно-голубой композиции золотистым фоном. Вероятно, на желто-золотистом фоне художник изобразил другую часть мира. Это не земля и не рай, это то место, откуда прилетают на землю ангелы. В этот небесный, а, возможно, даже более высокий мир Шагал поселил фигуры, среди которых находится ангел с красными волосами, держащий кривой рог. Слово «рог» употребляется в Ветхом Завете как эмблема могущества, чести и славы. Ангел трубит в рог, и под этот звук солнце, испуская радужные лучи, раскручивает спираль человеческой жизни на земле, где среди множества людей доминирует Мессия — Иисус Христос.

Над трубящим ангелом Шагал поместил маленького человека, перевернутого вниз головой. В нем уже произошли изменения, и все перевернулось с ног на голову. С помощью этого излюбленного художником приема, проникнутого чисто шагаловской магией, он нарисовал образ космического переворота, последовавшего после явления в мир Христа.

Здесь стоит остановиться и вспомнить древний иудейский праздник Рош hа-Шана. Он называется в Торе «днем трубных звуков», потому что трубление в шофар — кривой бараний рог, примерно такой же, как у шагаловского ангела — особая традиция данного праздника. Момент звучания рога является центральным в службе, посвященной Рош hа-Шана. Звук шофара призывает: «Очнитесь те, кто дремлет, кто тратит отпущенные годы бессмысленно. Обозрите души свои и добрым сделайте дела ваши».

Полагаю, что шагаловский ангел трубит именно в шофар и не только потому, что рог ангела по форме похож на шофар, а потому, что праздник Рош hа-Шана отмечается в честь сотворения мира. Создание человека — это часть божественного плана сотворения мира, то есть этот праздник имеет прямое отношение к теме обсуждаемой нами картины.

В христианском понимании сущности Бога есть понятие Троица (лат. «Trinitas»): Бог-Отец, Бог-Сын, Бог-Дух Святой. В связи с этим обратим внимание на верхнюю левую часть картины, решенную в желто-золотистом колорите. В центре мы видим Моисея — великого вождя израильского народа. Он получает от Бога скрижали божественного закона. Образ всевышнего Отца решен Шагалом в древней иудейской традиции: Яхве спрятан за облако, видны только дающие руки. Образ Бога как дающая или указывающая рука есть не только в иудейской традиции. Так, известная русская поговорка гласит: «Под Боговой рукой ходят все земли и народы». Поэтому мы смело можем определить «Облако с руками» как аллегорию Бога-Отца.

Древние христиане вместо известного нам образа Иисуса Христа традиционно употребляли Его символические изображения: крест, агнец, пастырь с овцами, рыбы и др. Рыбы обозначали Христа и Его Церковь. По правую сторону от Моисея одна большая сине-белая рыба, которую мы можем истолковать как символ Христа. Это справедливо уже потому, что у рыбы мы замечаем два плавника, напоминающие кисти рук, то есть одинаковую деталь в сравнении с аллегорией Бога-Отца. Укрепляет в этой мысли и общее цветовое решение. Иными словами, эту аллегорию можно ассоциировать с Богом-Сыном.

Рядом с изображением Бога-Отца Шагал расположил летящего белого голубя, который является символом «Святого Духа», поэтому художник нарисовал вокруг него нимб. Таким образом, получается, что если эти рассуждения верны, то в золотистой части холста Шагал символически изобразил Троицу. Как известно, учение о Троице составляет основную и отличительную черту христианской веры. Разумеется, эта свободная интерпретация очень далека от канонического изображения, но по своему теологическому содержанию она является уникальным образцом «наивного» религиозного искусства. Эта дивная «Троица» подкупает своей чистосердечностью и искренностью. «Троица» Шагала , изображенная так оригинально, является очень важным аспектом в понимании смысла не только данного полотна, но «Библейского Послания Марка Шагала» в целом.

Когда я пыталась понять смысл символов картины «Сотворения человека» и по ним разгадать идею художника, я обращалась к христианской и иудейской традициям, находя то в одной, то в другой ответы на свои вопросы. Думается, что Шагал не разделял религии, не предпочитал одну традицию другой, а, воспринимая их духовное многообразие вкупе, выплескивал свои иудо-христанские воззрения произвольно и легко, как краски на холст. Он не заботился о том, как оценят его полотна, не выбирал зрителя, а, подчиняясь только своей интуиции и вдохновению, рисовал с открытым всему миру сердцем. Он неоднократно подчеркивал, что его «Библейское Послание» было обращено ко всем людям, ибо его герой — «человек, который не изменяется в веках, который видит Бога, говорит с Ним и черпает оттуда свое достоинство и величие». Не случайно, когда встал вопрос о музее для его «Библейского Послания», художник хотел построить особое здание. Оно не должно было быть ни музеем, ни синагогой или церковью, но местом, где человек любой религиозной принадлежности, не отвлекаясь на исполнение культовых обрядностей, мог бы предаться созерцанию картин и размышлению о Боге и Его промыслах о человеке.

Если мы внимательнее присмотримся к правой нижней части картины «Сотворение человека», то в голубой дымке увидим обнявшуюся пару. Она очень похожа на героев двух последующих полотен — Адама и Еву.

Марк Шагал и Белла Розенфельд. История любви.


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: