Генетическая психофизиология

Основные понятия по теме: генетическая психофизиология, вегетативные реакции, исследования Ф. Фогеля, уровни анализа генетической информации ЦНС: клеточный (нейронный), морфофункциональный, системный, энвиром, аддитивные генетические эффекты, эффекты систематической и случайной среды.

Вопросы для обсуждения:

1. Вегетативная Н. С. Кожногальваническая реакция и генотип-средовые факторы её межиндивидуальной изменчивости.

2. Гентические исследования сердечно-сосудистой системы.

3. Уровни анализа генетической информации ЦНС.

4. Психофизиологические признаки, характеризующие состояния покоя (исследования Т. Фогеля).

5. Психофизиологические признаки, характеризующие ответы на внешние воздействия (Генетические и средовые детерминанты разных параметров В. П.).

Практическая часть:

1. Выполните измерение и описание изменчивости количественных признаков некоторых физических характеристик человека. Для работы в аудитории вам необходимо выполнить задание 3 самостоятельной работы (см. стр. 32). Этапы работы:

1) сбор данных.

Составьте протокол (см. Приложение В, таблица расчетов коэффициента корреляции между «родственниками»…), в котором объедините данные всех респондентов, которые были обследованы членами вашей группы. Протокол заполняется всеми студентами одновременно под диктовку. Каждая студент громко сообщает свои данные в следующем порядке: сначала сообщаются данные о парах мать-дочь при этом указываются: фамилия и имя «родителя», рост сидя, рост стоя, фамилия и имя «ребенка», рост сидя, рост стоя.

На следующем этапе студенты озвучивают данные полученные при исследовании пар отец-сын. Таким образом, данные в протоколе оказываются разделенными на две части: мужчины и женщины.

Вместе со студентами протокол заполняется преподавателем.

1) изучение распределения признака в популяции.

Постройте график распределения признака (рост стоя) в популяции. Для того чтобы получить максимально полную информацию на одном графике покажите распределение признака у мужчин и женщин, обозначив их разными цветами (см. рисунок 1).

Такие графики обычно представляют собой гистограммы распределений с определенным шагом разбиения. Например, при измерении роста, можно выбрать шаг разбиения равным 3 см (см. Приложение В). Это означает, что все измерения роста, выполненные с точностью до 1 см, должны быть сведены в несколько более крупных классов. Например, начиная от 150 см, все люди с ростом 150-151-152 см попадут в первый класс, с ростом 153-154-155 – во второй класс и т. д. При таком разбиении в каждом из выделенных классов окажется определенное количество людей. Этот результат графически может быть представлен в виде столбчатой диаграммы, где по горизонтальной оси располагают классы, а по вертикальной – число людей, попавших в каждый класс (см. рисунок 1).

Генетическая психофизиология Рисунок 1 – Распределение роста в мужской и женской популяции

Выберите шаг разбиения и подсчитайте количество людей с показателями роста, удовлетворяющими определенному классу (см. Приложение В). Постройте графики. Сравните гистограммы и опишите их. Что они напоминают, чем отличаются, близки ли к нормальному распределению? Если отличны, то почему. Оформите результаты.

2) оценка степени сходства и различия между признаками.

Следующая часть работы м. б. осуществлена в подгруппах. Выполнив, свою часть работы студенты представляют полученные результаты на общее обсуждение.

Задание 1.Оцените степень сходства и различия между родственниками по количественным признакам (рост сидя и рост стоя) при помощи корреляционного анализа (см. Приложение В). Для получения более глубоких результатов (и увеличения количества заданий) можно рекомендовать осуществить оценку сходства и различия в женской и мужской группе отдельно (и по каждому изучаемому параметру).

Подсчитайте коэффициенты корреляции между родителями и детьми. Воспользуйтесь формулой Пирсона для подсчета корреляции и таблицей, для расчета корреляций представленной в Приложении В.

Генетическая психофизиология

где: и – значения признака у «родителя» и «ребенка»;

– среднее значение для «родителей»;

– среднее значение для «детей»;

i = 1, 2, 3…;

N – последовательные пары «родитель-ребенок».

Заполните таблицы от руки, подсчитайте необходимые промежуточные суммы и, подставив их в формулу, вычислите коэффициент корреляции между родителями и детьми. Запишите значение. Объясните полученные результаты.

Задание 2.Оцените степень сходства и различия между признаками (фенотипическая корреляция).

Для расчетов коэффициента корреляции между количественными признаками (фенотипическая корреляция) самостоятельно составьте таблицу аналогичную той, которая была использована для определения степень сходства и различия между родственниками в предыдущем задании.

Подсчитайте коэффициент корреляции Пирсона между двумя признаками (значениями роста), воспользовавшись приведенной выше формулой (где N – число испытуемых; – среднее по всем значениям xi; – среднее по всем значениям yi; xi – i-тое измерение первого признака (рост сидя); yi – i-тое измерение второго признака (рост стоя)).

Заполните таблицы от руки, подсчитайте необходимые промежуточные суммы и, подставив их в формулу, вычислите коэффициент корреляции между ростом стоя и ростом сидя. Запишите значение. Объясните полученные результаты.

Задания для самостоятельной работы:

1. С помощью психологической литературы дайте определение основным понятиям по изучаемой теме. Проведите самозачет и определите качество усвоения основных понятий по теме.

2. Составьте тест для проверки знаний студентов по теме семинарского занятия.

Требования: Задания теста должны иметь различный характер (продолжить предложение; выбрать правильный ответ, установить соответствие и т. д.).

Вопросы должны быть ориентированы на выявление теоретических знаний, а не формальных характеристик. Тест составляется на листе А-4 и содержит 20 вопросов, ключ и координаты автора (ФИО; группа).

3. Измерение физических признаков («рост стоя» и «рост сидя»).

Проведите измерение «роста стоя» и «роста сидя» либо каких-нибудь других физических признаков, например: роста и окружности груди; массы тела и окружности талии (исследуемый параметр должен быть един для всех студентов группы!) у реальных родственников (среди членов вашей семьи и семей ваших знакомых). Степень родства респондентов должна быть одинакова в нашем случае это родитель и его взрослые дети (ребенок).

Поскольку многие признаки значительно зависят от пола (например, рост), пары должны быть составлены с учетом пола (дочь и мать, отец и сын). Каждому студенту необходимо: 1) подготовить протоколы необходимые для работы в аудитории (см. Приложение В); 2) провести измерения не менее чем у шести пар родственников, по три каждого пола полученные данные внесите в протокол представленный ниже.

протокол Измерения количественных

признаков у родственников

i Ф. И. О. N (пары) 1-й признак (хi) рост сидя (в см.) (от 7 ш. позвонка до стула) 2-й признак (yi) рост стоя (в см.)
Р
О
Р
О
Р
О
Р
О
Р
О
Р
О

Что бы измерить рост воспользуйтесь сантиметровой лентой. Для измерения роста попросите испытуемого встать прямо у стены (стена д. б. без плинтуса) и отметьте с помощью книги в твердом переплете положение макушки головы. Затем измерьте расстояние между нижней поверхностью книги и полом. Рост сидя измеряется в положении сидя на стуле прямо, от седьмого шейного позвонка до поверхности стула. Запишите результаты измерений в протокол.

Темы для рефератов:

1. Наследственные и средовые причины правшества-левшества у человека.

2. Асимметрия и наследственность.

3. Психогенетические исследования сенсорного восприятия.

4. Вкусовая чувствительность и ее наследование.

5. Наследственность и среда в слуховой и зрительной чувствительности.

6. Психогенетические исследования движений.

Основы психофизиологии. Биологические основы памяти


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: