Главные составные части среды программирования

Ниже перечислены основные составные части Delphi:

Дизайнер Форм (FormDesigner)

Окно Редактора Исходного Текста (EditorWindow)

Палитра Компонент (ComponentPalette)

Инспектор Объектов (ObjectInspector)

Обозреватель дерева объектов (ObjectTreeView)

Программисты на Delphi проводят большинство времени переключаясь между Дизайнером Форм и Окном Редактора Исходного Текста (которое для краткости называют Редактор). Прежде чем Вы начнете, убедитесь, что можете распознать эти два важных элемента. Дизайнер Форм показан на рис. 1, окно Редактора — на рис. 2.

Главные составные части среды программирования

Рисунок 1 – Дизайнер форм

Главные составные части среды программирования

Рисунок 2 – Окно редактора

Дизайнер Форм в Delphi столь интуитивно понятен и прост в использовании, что создание визуального интерфейса превращается в детскую игру. Дизайнер Форм первоначально состоит из одного пустого окна, которое Вы заполняете всевозможными объектами, выбранными на Палитре Компонент [1, С. 10].

Несмотря на всю важность Дизайнера Форм, местом, где программисты проводят основное время является Редактор. Логика является движущей силой программы и Редактор — то место, где Вы ее кодируете.

Палитра Компонент (см. рис. 3) позволяет Вам выбрать нужные объекты для размещения их на Дизайнере Форм. Для использования Палитры Компонент просто первый раз щелкните мышкой на один из объектов и потом второй раз — на Дизайнере Форм. Выбранный Вами объект появится на проектируемом окне и им можно манипулировать с помощью мыши.

Палитра Компонент использует постраничную группировку объектов. Внизу Палитры находится набор закладок — Standard, Additional, Win32 и т. д. Если Вы щелкнете мышью на одну из закладок, то Вы можете перейти на следующую страницу Палитры Компонент. Принцип разбиения на страницы широко используется в среде программирования Delphiи его легко можно использовать в своей программе. (На странице Additional есть компоненты для организации страниц с закладками сверху и снизу).

Главные составные части среды программирования

Рисунок 3 – Палитра Компонентов

Предположим, Вы помещаете компонент TEdit на форму; Вы можете двигать его с места на место. Вы также можете использовать границу, прорисованную вокруг объекта для изменения его размеров. Большинством других компонент можно манипулировать тем же образом. Однако, невидимые во время выполнения программы компоненты (типа TMenu или TDataBase) не меняют своей формы [1, С. 20].

Слева от Дизайнера Форм Вы можете видеть Инспектор Объектов (рис. 4). Заметьте, что информация в Инспекторе Объектов меняется в зависимости от объекта, выбранного на форме. Важно понять, что каждый компонент является настоящим объектом и Вы можете менять его вид и поведение с помощью Инспектора Объектов.

Инспектор Объектов состоит из двух страниц, каждую из которых можно использовать для определения поведения данного компонента. Первая страница — это список свойств, вторая — список событий. Если нужно изменить что-нибудь, связанное с определенным компонентом, то Вы обычно делаете это в Инспекторе Объектов. К примеру, Вы можете изменить имя и размер компонента TLabel изменяя свойства Caption, Left, Top, Height, и Width.

Вы можете использовать закладки внизу Инспектора Объектов для переключения между страницами свойств и событий [1, С. 21].

Главные составные части среды программирования

Рисунок 4 – Инспектор Объектов

Страница событий связана с Редактором; если Вы дважды щелкнете мышкой на правую сторону какого-нибудь пункта, то соответствующий данному событию код автоматически запишется в Редактор, сам Редактор немедленно получит фокус, и Вы сразу же имеете возможность добавить код обработчика данного события.

Обозреватель дерева объектов (см. рис. 3). Эта панель появилась в Delphi 7, и, на мой взгляд, она является лучшим новшеством этой версии. С помощью дерева компонентов легко находить компоненты, потому что они расположены в виде дерева. Если у вас какой-то компонент будет полностью перекрывать другой, то вы можете выделить верхний компонент, а потом, в дереве компонентов, легко найти тот, который находится снизу.

Главные составные части среды программирования

Рисунок 5 – Окно Обозревателя дерева объектов.

Дополнительные элементы

В данном разделе внимание фокусируется на двух инструментах, которые можно воспринимать как вспомогательные для среды программирования:

Меню (MenuSystem)

Панель с кнопками для быстрого доступа (SpeedBar)

Меню предоставляет быстрый и гибкий интерфейс к среде Delphi, потому что может управляться по набору горячих клавиш. Это удобно еще и потому, что здесь используются слова или короткие фразы, более точные и понятные, нежели иконки или пиктограммы. Вы можете использовать меню для выполнения широкого круга задач; скорее всего, для наиболее общих задач вроде открытия и закрытия файлов, управления отладчиком или настройкой среды программирования.

SpeedBar находится непосредственно под меню, слева от Палитры Компонент (рис. 6). SpeedBar выполняет много из того, что можно сделать через меню. Если задержать мышь над любой из иконок на SpeedBar, то Вы увидите что появится подсказка, объясняющая назначение данной иконки.

Главные составные части среды программирования

Рисунок 6 – SpeedBar

Стандартные компоненты

Для дальнейшего знакомства со средой программирования Delphi потребуется рассказать о составе первой страницы Палитры Компонент.

На первой странице Палитры Компонент размещены от 14 до 16 объектов (рис. 7), в зависимости от версии, в качестве примера используется Delphi 7. Мало кто обойдется длительное время без кнопок, списков, окон ввода и т. д. Все эти объекты такая же часть Windows, как мышь или окно.

Набор и порядок компонент на каждой странице являются конфигурируемыми. Так, Вы можете добавить к имеющимся компонентам новые, изменить их количество и порядок.

Главные составные части среды программирования

Рисунок 7 – Компоненты, расположенные на первой странице Палитры

Стандартные компоненты Delphi перечислены ниже с некоторыми комментариями по их применению. При изучении данных компонент было бы полезно иметь под рукой компьютер с тем, чтобы посмотреть, как они работают и как ими манипулировать.

Frames — позволяет разместить на форме так называемый фрейм. Фрейм из себя представляет другое окно. Чтобы создать окно-фрейм, следует выбрать пункт меню File -New -Frame, либо выделить значок Frame в окне File -New -Other на вкладке New. До тех пор, пока в приложении не будет ни одного фрейма, использовать данный объект не удастся. Фреймы удобны в том случае, когда какие-либо настройки запрашиваются во время работы программы в виде отдельной формы, а также, например, на одной из вкладок основной формы.

MainMenu- основное меню окна. Связать его с формой можно через свойство Menu формы. При двойном щелчке по значку MenuMenu появляется дизайнер меню, в котором можно добавлять и удалять пункты. В Caption задаётся текст пунта меню. Чтобы создать черту-разделитель, следует в свойство Caption прописать знак минус (-, без кавычек).

Главные составные части среды программирования

Рисунок 8 – MainMenu- основное меню окна

PopupMenu — контекстное меню (вызывается правой кнопкой мыши). Его можно привязать ко многим компонентам (как правило, это делается через свойство PopupMenu у компонента, которому ассоциируется это меню). Одно и то же меню может быть привязано к нескольким компонентам.

Label- текстовая метка (надпись) на форме. Используется для отображения любого текста в окне. Текст задаётся в свойстве Caption. Свойство Font позволяет настроить шрифт текста.

Edit — поле ввода. Используется для ввода любых данных (текста, числа и т. д.), представленных одной строкой. Свойство ReadOnly позволяет запретить редактирование текста в поле. Текст хранится свойством Text. Свойство MaxLength позволяет задать максимальное число символов, которое может быть введено в поле. Значение 0 означает, что ограничение не установлено.

Memo — многострочный Edit. Используется для ввода больших объёмов текста. Свойство ScrollBars позволяет указать полосы прокрутки, которые будут отображаться у поля при недостатке места для всего текста:

•ssNone — без полос прокрутки;

•ssHorizontal — горизонтальная полоса прокрутки;

•ssVertical — вертикальная;

•ssBoth — обе: и горизонтальная, и вертикальная.

Button — кнопка, самая что ни есть обыкновенная. Caption — текст на кнопке.

CheckBox — флажок-переключатель. Состояние хранится в свойстве Style:

•cbUnchecked — не отмечен;

•cbChecked — отмечен;

•cbGrayed — затемнён.

Само состояние следует изменять с помощью свойства Checked. Таких флажков может быть несколько и каждый может быть отмечен независимо от остальных.

RadioButton — радио-переключатель. Аналогичен CheckBox, но при наличии нескольких переключателей может быть выбран только один из них. Свойство Checked позволяет изменить состояние переключателя.

ListBox — список текстовых строк. Используется для выбора одного из вариантов. Строки задаются в свойстве Items. Чтобы изменить исходные значения, следует щёлкнуть по кнопке с тремя точкам (. . . ) в строке свойства Items и в открывшемся редакторе ввести требуемые значения. Свойство MultiSelect позволяет включить/выключить одновременный выбор нескольких строк из списка.

ComboBox — ещё один список для выбора, но выпадающий — на экране видна всего одна строка, а сам список появляется при нажатии на кнопку со стрелкой. Установив свойство Style в csDropDownList можно запретить ввод произвольного значения в ComboBox. Текст выбранной строки доступен в свойстве Text.

ScrollBar — полоса прокрутки. Свойство Kind определяет ориентацию полосы на форме: sbHorizontal — горизонтально, sbVertical — вертикально.

GroupBox — контейнер для компонент. Используется для объединения элементов в отдельные области. При перемещении GroupBox’а все компоненты, расположенные на нём, также перемещаются. Для размещения компонент в этом контейнере следует после выбора их на Палитры компонент щёлкнуть по самому контейнеру (а не по форме, как обычно). У GroupBox можно задать текст заголовка (свойство Caption).

RadioGroup — группа из нескольких RadioButton’ов. Тексты строк задаются в свойстве Items. Номер выбранной строки — свойство ItemIndex (нумерация строк начинается с нуля!).

Panel — практически такой же контейнер, что и GroupBox, однако без заголовка и с возможностью отключения рельефных границ.

ActionList — позволяет управлять действиями (Actions), которые привязываются к пунктам меню, кнопкам и т. д.

Type


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: