Греческая лирика 8 в. до н.э. ямбы архилоха. лирика сапфо и алкея. трансформация в поэзии любовной темы. поэзия анакреонта и её мотивы.

Термин «лирика» создался во времена александрийских филологов, заменив термин «мелика» (от слова «мелодия») и подразумевает песнь, исполняющуюся под лиру. Однако, этот термин употребляется в более широком значении, обозначая и жанры, исполнявшиеся под другие музыкальные инструменты. В греческой культуре жанры были тесно связаны с определенным стихотворным размером и определенным музыкальным инстументом. Греческая лирика возникла из обрядной песни и долгое время соблюдала в жанрах определенный ритм песни и характер исполнения. Классификация: элегия (побуждающее стихотворение траурного характера), ямб, мелика. Две категории: монодическая лирика (один певец) и хоровая лирика. Каждый жанр имел свою тематику и развивался самостоятельно, редко пересекаясь с другими.

Ямб – сатирический жанр. Во время земледельческих праздников плодородия, на которых были характерны разгул, перебранки и сквернословия, раздавались насмешливые и обличительные песни, направленные против отдельных лиц или целых групп. Именно эти песни назывались ямбами и они служили фольклорным средством общественного порицания. Издевка и насмешливость сохранились в литературном ямбическом жанре, но он вышел далеко за фольклорные рамки, превратившись в орудие выражения личных чувств и настроений автора, средство личной полемики по общественным и частным вопросам.

Крупнейшим мастером ямба и ярчайшим представителем древнеинойиской лирики был поэт Архилох, который вел жизнь наемного война. Основное содержание его поэзии – личные переживания. Из его наследия не сохранилось ни одного цельного стихотворения, но тем не менее личность автора очень ярко выступает в коротких отрывках, дошедших до нашего времени. Согласно указаниям античных ученых, именно он является основоположником литературного ямба, сохранив в нем язвительность и откровенность фолклорной обличительной песни. Архилох беспощаден к своим противникам, личным и политическим. Известны его ямбы, которые он адресовал паросцу Ликамбу, согласившегося, но затем отказавшего Антиною в женитьбе на одной из своих дочерей (на Необуле). Не щадит во многих своих стихотворениях Архилох и самого себя, откровенно рассказывая о своем происхождении (он был незаконнорожденным) и бедности. Поэт принебрежительно относился к общественному мнению. Несмотря на некоторую грубость своих ямбов, Архилох не был чужд дидактики. В его лирике можно обнаружить конфликт общества и личности.

Виднейшими представителями античной лирики были лесбосцы Алкей и Сапфо (6 век). В то время на Лесбосе аристократия вела ожесточенную борьбу с городским демосом (свободными гражданами) и его вождями. Власть постоянно переходила от одной группировки к другой. Алкей принадлежал к аристократии и вел в борьбе деятельное участие и провел долгое время в изгнании. В его стихах очень часты мотивы Гражданской войны. Он воспевает оружие, приготовленное заговорщиками, собирающимися захватить власть, призывает к борьбе с тиранами. Смерть одного из вождей демоса, Мирсила, он воспел в победной песне.

Уверенности в завтрашнем дне у Алкея нет. Он изображает свой полис в виде корабля, который носится по морю под «свалку ветров». В традиционной для мужского содружества застольной песне поэт раскрывал свои чувства и мысли перед кругом друзей. Заканчивались они призывом «будем пить». «Где вино, там и истина» — провозглашает Алкей.

Так же Алкей воспевал и любовь, что можно понять из его характеристики в стихотворении римского поэта Горация. Однако эта сторона его творчества мало представлена в сохранившихся до нашего времени фрагментах. Алкей писал стихи, посвященные лесбосской поэтессе Сапфо. Ну а когда Алкей составляет гимны богам или стихотворения на мифологические темы, он не выходит за пределы традиционной трактовки мифа.

Поэтэсса Сапфо стояла во главе женского содружества, состоящего, по видимому, из молодых девушек. Коллектив этот был посвящен женским божествам. Круг интересов содружества определял и тематику поэзии Сапфо: женские культы с их праздненствами, свадьбы, общение между подругами, их взаимные влечения, соперничество, ревность, разлука. Политическая жизнь Лесбоса находит в ее лирике лишь случайные отклики. Как и Алкей, Сапфо близка к фолклорной песне и вкладвает личное содержание в традиционные формы. Знаменито ее стихотворение посвященное Афродите, которое изображает томление не нашедшей еще ответа любви, но при этом составлено в традиционной форме гимна с призывами, эпитетами божества и ссылкой на обретенную помощь.

Изображение переживаний у Сапфо в лишь незначительной мере содержит моменты психологического анализа: она рисует внешние проявления чувств и обстановку, в которой они развертываются. Этим фоном часто служит природа. Дидактический элемент присутствует, как у многих древнегреческих поэтов, и в лирике Сапфо. Она размышляет о красоте и любви, иллюстрируя свои мысли мифологическими примерами и личными переживаниями. Помимо любовной лирики, Сапфо известна эпиталамиями , свадебными песнями, охватывавшими моменты обряда. По стилю они сильно напоминают народные песни и богато насыщены сравнениями фолклорного типа. Как и Алкей, она оставила за собой собственную строфу (сапфическую).

Совсем иной является поэзия Анакреонта, уроженца Теоса, принадлежащего к группе поэтов, придававшего блеск дворам различных тиранов, не имея глубокой связи с социальной жизнью полисов, временными гостями которых они являлись. В его лирике очень мало следов того, что она была когда-либо не настроена на веселый лад. Изредка появляются воинственные мотивы и мотивы социальной сатиры. Его темы по существу – исключительно вино и любовь. Поэт, доживший до глубокой старости, любил изображать себя в виде седовласого, но жизнерадостного старика, охотника до вина и любовных приключений, иронизирующего над своими любовными неудачами. Его стихотворения не велики по размеру, не изображают сложных переживаний, но фиксируют отдельные моменты в простых, но оригинальных образах, часто с неожиданной концовкой. (Например, Эрот ударил его, словно большим молотом, а затем выкупал в ледяном потоке.) Так же часто у него встречаются застольные темы (с помощью вина Анакренот хочет вступить в кулачный бой с Аполлоном в одном из стихотворений). Поэзия Анатрекота жива, ясна и проста. Даже гимны богам у него превращаются в легкие и изящные стихотворения. В отличие от лирики Сапфо, в лирике Анатрекота любви придан более игровой характер. Его назвают «древним классическим певцом любви» и его творчество повлекло за собой множество подражателей.

Известные люди Сафо Док фильм


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: