Группы семей в зависимости от внутрисемейной обстановки

Оглавление

Введение. 2

1. Особенности отношений между родителями и подростками. 4

§1. Группы семей в зависимости от внутрисемейной обстановки. 4

§2. Особенности общения с подростком. 6

2. Пути оптимизации отношений между родителями и подростками. 8

§1. Роль семьи в развитии моральных качеств подростка. 8

§2. Взаимоотношения в семье. 12

Заключение. 17

Список литературы.. 19

Приложения. 20

Введение

Объектом исследования в данной курсовой работе является психология подростка. Сложность и противоречивость этой отрасли возрастной психологии часто ставит в тупик самых известных ученых, но отнюдь не делает ее менее привлекательной для каждого из них.

Предмет исследования – особенности взаимоотношений между родителями и подростками и пути оптимизации этих отношений, нередко сложных и даже конфликтных для обеих сторон.

Данная тема всегда была весьма актуальна и становится особенно животрепещущей сейчас, в век технологий. В наше время дети-подростки имеют массу возможностей сбежать от окружающей их действительности и замкнуться в коконе своих комплексов и зачастую мнимых недостатков, приписываемых им ими самими, их друзьями, одноклассниками, взрослыми и другими людьми. Этому, к слову, способствует во многом повсеместная возможность выхода в сеть Интернет, так как Интернет дает доступ к великому множеству социальных сетей, различных форумов и онлайн-игр. Определенные плюсы во всем этом, конечно, имеются, но так называемым «трудным подростки» постоянное пребывание в сети скорее может нанести вред, чем пользу.

Помимо этого, подросток может попасть под чужое влияние, оказаться в плохой компании, попытаться самоутвердиться каким-либо противозаконным способом и так далее.

Основные цели этой работы:

– освещение особенностей общения родителей с детьми-подростками, описанных во многих научных и научно-популярных трудах;

– выявление самых эффективных путей оптимизации этих отношений, представляющих собой компромисс в их общении и могущих помочь избежать конфликта.

Задачи, поставленные для достижения цели работы, таковы:

– изучить необходимую для проведения исследования научную литературу;

– выделить на основании изученных источников общие пути оптимизации отношений между родителями и подростками;

– провести психологический эксперимент, чтобы с его помощью определить компромиссные варианты взаимодействия детей-подростков и родителей.

Рабочая гипотеза исследования: подросток ведет себя агрессивно в том случае, если взрослый пытается подавить его мнение своим авторитетом, и готов пойти на компромисс, если взрослый будет считаться с его словами.

Особенности отношений между родителями и подростками

Группы семей в зависимости от внутрисемейной обстановки

Следует заметить, что основа отношений между родителями и подростками закладывается еще в раннем детстве. Учеными доказан тот факт, что дети с самого раннего возраста очень серьезно воспринимают отношение взрослых вообще и родителей в частности к своим словам и поступкам, сначала стараясь так или иначе соответствовать чужим ожиданиям, а потом, с течением времени, напротив – стремясь им противоречить самыми разными способами.

Противоречие вообще – это, пожалуй, одна из самых главных особенностей подросткового возраста, и при общении с подростком всегда необходимо это особо учитывать.

По учебнику Кулагиной И.Ю. и Колюцкого В.Н. «Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека», подростковый возраст, как правило, тесно связан с перестройкой организма ребенка — половым созреванием, и хотя психическое и физиологическое развитие не идут параллельно, границы этого периода достаточно неопределенны.[1] Одни дети вступают в подростковый возраст раньше, другие – позже, пубертатный кризис может возникнуть и в 11, и в 13 лет. В связи с этим практически каждый ученый-психолог приводит свои границы.

По Ш. Бюлер, например, «прелюдия к психической пубертатности» проявляется у детей уже в возрасте 11-12 лет. Однако начинаясь с этого кризиса, весь период обычно протекает весьма трудно и болезненно и для ребенка, и для близких ему взрослых.[6]

В этот период все скрытые противоречия выходят наружу, и ребенок начинает отделяется от взрослого, разрывает ситуацию «Мы», желая стать самостоятельным. И здесь проблема заключается в том, что несмотря на свои стремления он еще не может самостоятельно существовать. В итоге протест подростка выражается в грубости, драчливости, нежелании идти на контакт и зачастую несправедливой критике родителей.

Не каждый взрослый знает, как в такой ситуации следует поступить, чтобы не перейти к открытому противостоянию или неразрешимому конфликту, а ведь такая ситуация может произойти даже в самой внешне благополучной семье.

В связи с этим часто выделяются пять групп семей, где главный критерий – обстановка, царящая внутри семьи между детьми и родителями. Эти группы таковы:

1. Семьи, в которых очень близкие, дружеские отношения между детьми и родителями;

2. Семьи, где царит доброжелательная атмосфера;

3. Семьи, где родители уделяют достаточное внимание учебе детей, их быту, но этим и ограничиваются. Родители пренебрегают увлечениями детей;

4. Семьи, где родители устанавливают за ребенком слежку, ему не доверяют, применяют рукоприкладство;

5. Семьи с критической обстановкой (пьющие родители – один или оба).[2]

Несложно догадаться, что в семьях, принадлежащих к последним трем группам, противостояние между подростками и родителями будет куда более ожесточенным, чем в семьях, где обстановка царит дружеская или даже просто доброжелательная, ведь дружественность и доброжелательность так или иначе предполагают поддержку подростка родителями в столь сложный для него этап взросления.

Однако особенности подросткового возраста – это один вопрос. Важно помнить о том, что отношения подростка с родителями и близкими взрослыми, как уже отмечалось выше, в пубертатный период претерпевают значительные изменения и обрастают новыми особенностями.

3.10 Семья и брак 📚 ЕГЭ по ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ подготовка с НУЛЯ


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: