Гвозди, монеты и саркофаги

Умные люди говорят, что с тех пор как появился рынок искусства, его постоянно заполняют подделки. История фальшивок такая же долгая и красочная, как и история подлинных шедевров. Почему так бывает? В Средние века в храмах были собраны десятки голов Иоанна Крестителя и сотни гвоздей, якобы оставшихся от Распятия. В эпоху Возрождения виртуозы лихо научились подделывать древнеримские статуи и монеты, а в XIX веке Европу наводнили статуэтки и саркофаги из Египта.

— Сегодня подделывают две категории произведений, — рассказывает «АН» антиквар Н. — Это те, что редко встречаются (картины Ван Гога и Клода Моне), и те, что особенно ценятся (русские пейзажи опять же — Ивана Шишкина и драгоценности Карла Фаберже). […]

Как надуть Лувр

Шепсель Гохман, свободный человек с замашками Оси Бендера, стал знаменит в начале ХХ века. Именно ему пришла в голову мысль — создать древнюю тиару (тройную корону) скифского царя Сайтафарна из подручных материалов, а потом искусно ее состарить. Этот труд он доверил ничего не подозревающему одесскому ювелиру Израилю Рухомовскому.

Тиара удалась на славу. Гохман не стал радовать музеи Одессы-мамы, он решил осчастливить Лувр. И выдал вещицу с Малой Арнаутской «за древнейшее сокровище из земли Ольвии». В Лувре скифскую тиару приняли с благодарностью. Она была выставлена на всеобщее обозрение. Но многие ученые сразу высказали сомнение в ее подлинности. Дирекция Лувра не стала прислушиваться к их мнению, и семь лет вся культурная Европа каталась в Лувр, чтобы посмотреть на «корону Гохмана». Точку в этой истории поставил ювелир Рухомовский. Он дал признательное интервью журналистам, а вскоре сам объявился в Париже. Администрация Лувра допросила его с большим пристрастием.

Скандал был грандиозный. Тиару из Лувра вынесли, но «подвиг» Гохмана стал притчей во языцех. […]

Итальянка на улице Радио

А теперь прогуляемся на улицу Радио во Всероссийский художественный научно-реставрационный центр (ВХНРЦ) имени академика Грабаря. И посмотрим, как работают наши мастера.

— Этот центр — единственное в Москве государственное учреждение, — рассказывает «АН» составитель каталогов подделок Владимир Рощин, — которое оказывает экспертные услуги музеям России и частным коллекционерам. Но в центре творится что-то странное. Очень напряженная обстановка в отделе научной экспертизы. Этот отдел возглавляет Анна Киселева. За три последних года из отдела ушла добрая половина ведущих экспертов. Об этом министру Авдееву уже сообщала бывший научный эксперт ВХНРЦ им. Грабаря Татьяна Горячева (копия этого письма есть в редакции).

Выяснилось, что Анна Киселева в одном лице имеет статус эксперта по западной живописи, должность начальника отдела научной экспертизы и пост председателя экспертного совета.

— Это почти то же самое, если бы в одном лице объединились адвокат, прокурор и судья, — считает В. Рощин.

Сегодня в Минкульте накопилось немало заявлений от клиентов центра им. Грабаря о вымогательстве со стороны А. Киселевой. В распоряжении редакции есть заявление на имя министра Авдеева (от 02.07.2010 г.) о вымогательстве 20 тыс. долларов. Эту сумму г-жа Киселева выставила клиенту, который попросил сделать экспертизу картины русского художника И. Шультце.

И есть еще одно заявление от 25 апреля с.г. о фальшивом заключении Киселевой на подлинную картину Карла Брюллова «Итальянка» (картину признали подлинной в Государственном Русском музее, в Эрмитаже и в Государственном музейном фонде). Какую цель преследовала эксперт Киселева, вынося заведомо ложный «приговор» картине?

— На антикварном рынке уже неоднократно всплывали экспертные заключения на фальшивые работы, подписанные Анной Киселевой, — свидетельствует Владимир Рощин. — Удивляет еще и то, что жалобы на действия Киселевой министру Авдееву идут и идут, а меры-то никакие не принимаются. И некоторым антикварам и экспертам работать с Киселевой попросту не хочется.

Так почему же в середине июля загорелись мастерские в центре Грабаря? Кто прятал концы в огонь и в воду? […]

Фабричные яйца Фаберже

А теперь поинтересуемся у уважаемого антиквара Н., откуда у нас в стране так много яиц Фаберже? Помнится, при жизни Фаберже создал 50 императорских пасхальных яиц. Большинство из них находится в музеях. О судьбе восьми яиц ничего не известно.

— Этим и воспользовались пройдохи, которые сумели заработать на «пропавших» яйцах Фаберже огромные деньги, — рассказывает антиквар Н. — Их было трое: Наум Николаевский, Эдуард Зингер и Василий Коноваленко. И подошли они к вопросу производства яиц под Фаберже со всей основательностью. Нашли потомков мастеров, которые работали под Фаберже, и выкупили эскизы. Настоящие клейма нашли в Риге. А сами яйца клепали на Кировском заводе. И наклепали…

Сегодня эти яйца под Фаберже всплывают то там, то сям. Даже музеям Кремля досталось пасхальное яйцо от Зингера и Николаевского. Его не так давно конфисковали у африканских дипломатов. В музее определили, что это подделка, но оставили в коллекции. На память.

А сколько еще фабричных «яиц Фаберже» катается по миру? […]

ГВОЗДИ СКВОЗЬ МОНЕТУ! Фокусы с монетами


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: