Характеристика возрастных периодов: новорожденности, грудного возраста

Период новорожденности (неонатальный)начинается с момента рождения и продолжается 4 недели. Особенности его течения во многом зависят от степени развития новорожденного. Достаточная зрелость плода, способность после рождения относительно быстро приспособиться к новым условиям жизни, в большой мере обусловлены течением беременности. В период новорожденности происходит приспособление организма ребенка к новой для него внешней среде. С первым вдохом начинают функционировать органы дыхания, перестраивается кровообращение. Начинает работать желудочно-кишечный тракт, ребенок приспосабливается к новым условиям питания. он почти непрерывно спит.

К моменту рождения рост зрелого доношенного ребенка в среднем равен 50–55 см, масса тела – 3–3,5 кг, окружность головы – 35 см, груди – 34 см. Такой ребенок громко кричит, у него отмечаются активные движения, ярко выраженный мышечный тонус, особенно в мышцах-сгибателях, определяются физиологические рефлексы. Колебания роста возможны в пределах 48–57 см, а массы – 2,5–5 кг. В последние десятилетия дети рождаются в основном более крупными в результате наблюдающейся эпохальной акселерации.

При первом осмотре ребенка проводится оценка его адаптации к внеутробным условиям существования. Она проводится по шкале Апгарвтечение первой минуты после рождения и – повторно – через пять минут по пяти основным признакам (цвет кожных покровов, наличие и характер дыхания, частота пульса, выраженность мышечного тонуса, рефлекс чихания на раздражение катетером носовых ходов).

Температура тела новорожденного неустойчива и в первые 2 дня может понизиться на 1–1,5 °С.

В период новорожденности проявляются многие слабые стороны организма ребенка, несовместимость матери и плода по резус-фактору, дефекты развития, некоторые наследственные заболевания.

Недоношенные дети отличаются незрелостью органов и систем организма, у них часто возникают трудности с приспособлением к внеутробному кровообращению, легочному дыханию, самостоятельному пищеварению, с нарушением теплообмена. Труднее приспосабливаются к внеутробным условиям жизни и переношенные новорожденные. У них чаще развивается кислородное голодание до и во время родов, а дети с большой массой тела чаще страдают от родовых травм.

Все новорожденные дети очень чувствительны к различным микробам: стафилококкам, стрептококкам, кишечной палочке, сальмонеллам, которые легко могут вызвать не только местное воспаление, но и заражение крови и различных органов (сепсис). Предупреждение инфицирования новорожденных путем строгого соблюдения гигиенических требований – обязательное условие ухода за ними.

Грудной периодпродолжается до 1 года.

Грудной период подразделяют на этапы:

O первый – до 6 мес. Ребенок к 2 месяцам удерживает голову в вертикальном положении, к 3 – поднимает ее и верхнюю часть туловища лежа на животе и опираясь на предплечья, к 6 месяцам самостоятельно садится и устойчиво сидит.

До 2 мес. жизни психические акты проявляются, преимущественно, в виде моторных реакций на любые раздражители и безусловнорефлекторных элементарных эмоций, в основном отрицательных в ответ на неблагоприятные воздействия (понижение температуры, переполнение кишечника, спазмы голодного желудка).

В 2–3 мес. возникают эмоциональные реакции условнорефлекторного порядка (улыбка, радостное «гуление» при появлении матери, в ответ на ласковые слова).

В 3–4 мес. деятельность ребенка принимает игровой характер, у него возникают положительные эмоции при выполнении целенаправленных движений.

К 6 мес. у ребенка отмечаются психомоторные проявления, соответствующие страху и гневу, наблюдаются и реакции невротического типа на испуг. В этом возрасте ребенок узнает близких ему людей, реагирует на чужих, различает тон, с которым к нему обращаются, радостно реагирует на игрушки.

O второй период (6–12 мес.) бурно развивается моторика ребенка и начинают прослеживаться особенности темперамента, сохраняющиеся в последующие периоды жизни. У него появляется чувство удивления в ответ на что-то новое, необычное, ребенок внимательно изучает лица, речь, жесты, поведение, настроение взрослых, требует к себе повышенного внимания с их стороны, протестует против насильного кормления, умывания и т.д. Все это свидетельствует о начале формирования познавательного отношения к окружающему, о развитии памяти. От 8 до 12 мес. дети совершенствуют речь, используя к году 7–14 слов – обращений, обозначений, требований. Они знают имена близких родственников, усваивают смысл важнейших понятий, формирующих поведение («можно и нельзя»), радуются похвале и огорчаются порицанию, стремятся к речевому общению с взрослыми в виде игр.

К концу первого года при благополучном развитии ребенок хорошо стоит на ножках, самостоятельно ходит, однако движения его еще недостаточно координированы. Как правило, около 6 месяцев появляются первые молочные зубы (к концу года их должно быть 8).

Лекция №5 Периоды детского возраста


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: