Ход подготовки к практическому занятию

Проблема генезиса, классификации и трансформации жанров фольклора (на примере сказки и былички).

1. Каково происхождение мифологического рассказа (былички) как факта устной прозы?

2. Как в поэтике былички прослеживается ее первоначальная установка на достоверность?

3. Определите отличие былички от бывальщины. Почему в бывальщине проявляются более сильные тенденции к трансформации в сказку, чем в быличке?

4. Почему Баба Яга, Кащей Бессмертный, Змей являются героями сказки, а леший, домовой, русалка – былички?

5. Как В.Я.Пропп объясняет генезис сказки?

6. Почему установка на достоверность или установка на художественный вымысел является ключом к определению жанра былички и сказки? Какой из этих жанров устной народной прозы вы считаете более архаическим и почему?

7. Можно ли считать процесс перехода былички в бывальщину, а бывальщины в сказку необратимым?

ЛИТЕРАТУРА

Народная проза / сост., вступ. ст., подгот. текстов и ком. С.Н.Азбелев. М.: Советская Россия, 1992 (серия «Библиотека русского фольклора»; т. 12).

Померанцева Э.В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М.: Наука, 1975. С. 3-27 (или Померанцева Э.В. Русская устная проза. М.: Просвещение, 1985. С. 173-256).

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Наука, 1986. С. 52-111, 352-362.

Кащей Бессмертный // Мифологический словарь / под ред. Е.М.Мелетинского. М.: Советская энциклопедия, 1991.

ХОД ПОДГОТОВКИ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ

Целью практического занятия является знакомство с архаическим жанром мифологического рассказа (быличкой), который прокладывает своеобразный мост между мифом и мифологическим мышлением (в наиболее древнем варианте – низшей демонологией) и фольклорным жанром сказки. Кроме того, быличка (хоть и непродуктивна) до сих пор продолжает бытовать в различных местностях и даже активизироваться в своем бытовании в различные периоды истории, а также быличка является фольклорным резервом для художественной литературы. Проблема, поднимаемая в данной теме, связана со сложным процессом возникновения и последующей эволюции жанров фольклора в зависимости от исторической эволюции общественного и личностного сознания.

1. Первым и важнейшим этапом является знакомство студентов с предметом исследования, т.е. с текстами быличек и бывальщин, т.к. они заранее должны знать, о чем, о каком жанре фольклора идет речь в научной литературе для конспектирования, тем более, что в отличие от предшествующих тем, этот жанр совсем не знаком студентам. Дополнительным обстоятельством является то, что некоторые студенты сами могут стать на этом занятии информантами, т.к. от старших слышали подобные рассказы. Этот студенческий материал тоже может стать материалам для анализа фольклорного жанра.

2. Далее необходимо прочитать главу из книги Э.В.Померанцевой и понять, в какой среде и в связи с чем появляется жанр, какова его структура, обусловленная с установкой на достоверность и глубинной связью с мифологическим мировоззрением, и каков процесс трансформации жанра (быличка – бывальщина – сказка), связанный с изменением человеческого сознания. Рассказ о жанре былички и бывальщины, основанный на работе Э.В.Померанцевой, необходимо подкреплять примерами из сборников фольклорных текстов несказочной прозы.

3. Для прояснения вопросов, связанных с трансформацией одного жанра в другой, также необходимо обратиться не только к материалу теоретической статьи, но и к примерам. Вслед за теоретическими выкладками можно привести примеры разных быличек, в разной степени сохранившихся, и провести своего рода сравнительных анализ элементов текста, выявляя, чем же более поздний, переходный жанр бывальщины отличается от классической архаичной былички и как в ряде бывальщин появляются фантастические или, наоборот, реалистические объяснения сверхъестественным явлениям и существам, т.е. осуществляется переход в сказку или анекдот.

4. Ряд обозначенных в задании к практическому занятию персонажей имеет свой древний генезис. Познакомившись с необходимым материалом, раскрывающим этот генезис, нужно сравнить сказочные персонажи с персонажами былички, как в синхронном, так и в диахронном аспекте и выяснить что в них общего, а что различного. Все это позволит ответить на вопрос об эволюции персонажей в различных жанрах и даст дополнительный, по сравнению с предыдущим занятием, материал о происхождении сказки.

5. Ответы на два последующих вопроса очевидны из всего сказанного выше и дают возможность студентам сделать самостоятельные выводы, подвести итоги.

Практическое занятие № 4 (4 часа).

Первое занятие по вождению. Часть 1-ая, введение


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: