Цель дисциплины – освоение студентами теории и практики экспертирования и оценки литературных произведений детско-юношеской литературы, приемов и методов структурирования литературного потока для детей, подростков и юношества и его адекватной оценки.
Во время сессии студентам читаются обзорные лекции по наиболее актуальным и сложным темам, проводятся практические занятия. Студенты выполняют контрольную работу, цель которой – усвоение основных теоретических и практических положений дисциплины. Перед выполнением контрольной работы студент должен ознакомиться с программой дисциплины, изучить список рекомендуемой литературы.
Для практического освоения основ экспертирования современного литературного потока для детей и юношества студенты выполняют работу. Контрольная работа выполняется в виде экспертной оценки или рецензии. Результаты представляются в печатной форме.
Контрольная работа состоит из двух основных заданий:
№ 1. Экспертирование стихотворного текста
№ 2 Рецензирование современного прозаического текста
Работа, выполненная небрежно, не в полном объеме может быть возвращена преподавателем для исправления без предварительного ознакомления с ее содержанием. Работа может быть зачтена при наличии отдельных ошибок, которые во время сессии можно исправить или дать ответ на нерешенный вопрос. Без наличия контрольной работы, проверенной и зачтенной педагогом, студент до зачета не допускается.
Задание № 1.
Экспертирование стихотворного текста ОК-2), (ПК-4), (ПК-13), (ПК-14), (ПК-22), (ПК-25)
Цель работы – усвоить основные подходы к литературному тексту, помочь студентам овладеть разнообразными методами и способами анализа текста – в зависимости от литературного рода произведения (лирика, эпос, драма), укрепить терминологическую базу, подготовить к восприятию и качественной оценке любого нового явления литературы.
Предлагаемый в качестве задания по курсу анализ конкретного произведения призван выявить степень овладения его навыками.
Задание и методика выполнения: студентам следует осуществить экспертизу малоизученного стихотворного текста (по выбору) М. Яснова, Р. Сефа, М. Бородицкой, Л. Яковлева, А. Усачева, О. Григорьева, Г. Кружкова, Е. Григорьевой, Т. Собакина, П. Синявского, И. Шевчука, М. Шварца, В. Лунина, В. Левина, Р. Мухи и др. – с опорой на теоретические и методические источники, список которых прилагается.
План экспертирования/анализа лирического произведения:
1. История создания произведения (если она известна и важна для понимания творческого замысла автора).
2. Тема произведения, его проблематика.
3. Идея произведения (его смысл, главная мысль).
4. Ведущее настроение, пронизывающее стихотворение. Аргументируйте вашу позицию с помощью цитат.
5. Общая интонация стихотворения. Как она определяется лексикой произведения?
6. Система образов произведения. Характеристика опорных образов. Объясните смысл и значение образов. Образ лирического героя. Его соотношение с автором.
7. Особенности композиции произведения. Специфика сюжета, его движение, развитие.
8. Лексика, ее характер и роль в раскрытии образов, в передаче мысли, создании настроения.
9. Система изобразительно-выразительных средств стихотворения (тропы, гипербола, олицетворение, метафора, синекдоха, литота, метонимия). Их особенности.
10. Поэтический синтаксис – пропуски, единоначатия, риторические фигуры и фигуры умолчания.
11.Размер стихотворения. Своеобразие ритма. Особенности рифмы, способов рифмовки, их функции, связь с другими компонентами текста.
12. Фольклорные мотивы (если они прослеживаются).
13. Мотивы и аргументы рекомендации для чтения текста детьми.
Задание № 2.
Рецензирование современного прозаического текста (ОК-2), (ПК-4), (ПК-13), (ПК-14), (ПК-22), (ПК-25)
Цель задания – отработка навыков экспертирования (рецензирования) произведений текущего литературного процесса.
Задание и методика выполнения: рецензирование и оценка недавно опубликованного и не подвергшегося профессиональной критике прозаического текста в жанре рассказа, новеллы, небольшой повести (произведения А. Биргера, В. Воскобойникова, К. Драгунской, О. Колпаковой, Т. Крюковой, А. Кутерницкого, Л. Матвеевой, С. Махотина, Б. Минаева, М. Москвиной, В. Роньшина, П. Санаева, С. Седова и др. – по выбору студента) – с точки зрения его содержательных и художественных достоинств, вклада в современный литературный процесс.
Основные составляющие рецензии:
1. Автор. Название. Место издания. Год издания.
2. Оценка актуальности проблематики.
3. Новизна жанра.
4. Своеобразие конфликта, сюжета, композиции.
5. Особенности раскрытия образа повествователя (лирического героя).
6. Тип героя, мастерство автора в создании образа главного героя.
7. Оригинальность художественного языка. Роль слова в произведении: детали, повтор, образный строй речи.
8. Адресат произведения; адекватность авторского художественного замысла читателю.
9. Выводы. Оценка литературных достоинств и недостатков текста.