ПОЛОЖЕНИЕ О КУРСОВОЙ РАБОТЕ ПО ПСИХОЛОГИИ
ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Подготовка курсовых работ направлена на развитие и закрепление у студентов навыков глубокого, творческого и всестороннего анализа научной, методической, мемуарной и другой литературы по проблематике определенной научной дисциплины; а также на выработку навыков и умений грамотно и убедительно излагать материал, четко формулировать теоретические обобщения, выводы и практические рекомендации.
Цель курсовой работы — научить студентов самостоятельно применять полученные знания для комплексного решения конкретных практических задач, привить навыки самостоятельного проведения научных исследований, производства расчетов.
Курсовая работа по психологии развития и возрастной психологии является самостоятельной научной работой студента, она должна отразить приобретенные им практические навыки и результаты исследования по различным разделам психологии в рамках выбранной темы. При написании курсовой работы студент должен продемонстрировать умение работать с литературой, анализировать различные источники, делать обоснованные выводы.
Работа над избранной темой требует от студента знаний основ методологии исследования, творческого мышления, логики аргументации и изложения личной позиции к данной проблеме, прилежания и профессионализма.
Процесс написания курсовой работы включает ряд взаимосвязанных этапов:
а) выбор темы и изучение литературы;
б) разработка рабочего плана;
в) сбор, анализ и обобщение материалов по избранной теме;
г) формирование основных методологических положений, практических выводов и рекомендаций;
д) оформление курсовой работы;
е) представление работы.
РАЗРАБОТКА РАБОЧЕГО ПЛАНА
Разработка темы курсовой работы начинается с планирования. Студенту предлагается разработать рабочий план, который позволит четко организовать работу по избранной теме исследования. После выбора темы и ее согласования с руководителем-консультантом, студент в течение 2-х недель должен составить примерный рабочий план-график выполнения курсовой работы.
СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ
Исходя из объема курсовой работы, она должна включать следующие основные структурные компоненты:
— введение (1-2 страницы);
— основная часть, распределенная на главы и параграфы (2-3 главы, в каждой по 2-3 вопроса; 15-20 страниц);
— заключение курсовой работы (2-3 страницы);
— библиографического списка использованной литературы (1-2 страницы);
— приложения (до 10 страниц).
Во введениитребуется:
— обосновать актуальность темы работы, ее новизну: показать необходимость теоретического анализа и переосмысления выбранной темы, представив степень ее разработанности в отечественной и зарубежной психологической науке; указать на прикладные аспекты исследования и практическую значимость темы;
— сформулировать объект, предмет, цели и задачи исследования (раскрыть состояние дел в избранной для исследования сфере; изложить свою точку зрения на рассматриваемую проблему психологии в современных условиях; исследовать конкретную сферу применения рассматриваемой проблемы; изложить оригинальную (свою) точку зрения автора по исследуемой проблеме и т.д.);
— дать краткий обзор литературы по выбранной теме (опубликованные законодательные и нормативные документы, опубликованные научные труды, авторские работы; неопубликованные источники, архивные документы, использованные в работе);
-определить практическую значимость работы.
В основной части:
— необходимо разбить материал на главы (две или три, причем первая глава — историко-теоретическая, небольшая по объему; вторая — основная, отвечающая на главные вопросы темы; третья глава должна отражать связь двух первых с практикой);
— главы следует разбить на параграфы (очень дробное деление нежелательно);
— сформулировать краткие выводы по главам и параграфам (в случае необходимости);
— определить места в тексте, где выражается отношение автора к исследуемой проблеме, его позиция, мнение, взгляды.
В заключительной части:
— следует дать обобщение основных положений и выводов, сделанных в работе; привести авторские предложения, например по совершенствованию того или иного подхода, существующей практики, улучшению положения дел в исследуемой проблеме, устранению существующих помех, определению путей их устранения и т.д.;
— изложить перспективы дальнейших исследований в данной сфере.
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА ПО СБОРУ, АНАЛИЗУ
И ОБОБЩЕНИЮ МАТЕРИАЛОВ ИССЛЕДОВАНИЯ
Это один из самых сложных и трудоемких этапов деятельности студента, так как предстоит ознакомиться с нормативным материалом, множеством литературных источников, с различными подходами и взглядами авторов, с многообразием путей решения исследуемых вопросов по выбранной проблеме. Трудность изучения материалов связана с тем, что придется сталкиваться с огромным количеством источниковой базы по теме курсовой работы.
Систематизация изучения источников позволяет с большей степенью эффективности организовать их анализ и обобщение. Итогом этой работы должна стать логически выстроенная система знаний сущности исследуемой проблемы педагогической или возрастной психологии и формулирование основных теоретических и практических положений. Основные задачи студента на этом этапе таковы:
— написание чернового варианта работы;
— формулирование выводов по главам, параграфам;
— определение личностного отношения автора к исследуемой проблеме;
— оформление научного аппарата работы;
— определение содержания приложений, их оформление.