Ибн таймия о разделение религии на основ и подробности

Ибн Таймии показывающий, что валя — бара входит в основы религии, где нет оправдания для незнания:
«Те вопросы, которые заслужили называться основами религии, являются самыми важными, и особенно объяснены шариатом. Основы религии это такие основы как таухид, атрибуты Аллаха, предопределение, пророчество, загробная жизнь и т.д. в эти основы верить, и на практике выполнять их условия и требования обязательно. Наша цель объяснить, что существуют такие вопросы в религии, которые заслужили быть основами религии, так как они выражают суть основы религии. Что касается того, что некоторые люди (калямисты) засунули в основы религии такие вопросы, которые основами религии не являются, то они ошибаются. Например они включили в основы религии доказательства (калямисты делают такфир тех, кто хоть и знает основы религии, но не может доказать это умственными доказательствами), включающие в себя такие термины не встречающиеся в шариате, как джаухар, арад, джисм и.т.д. Термины в основах религии должны опираться только на шариат. Они выбирают себе какие-то выдуманные термины, а потом непрестанно спорят между собой (и делают такфир друг друга). Если же использовать шариатские термины, то никакой путаницы не возникнет.
Основы религии обязан знать каждый, подробности же только в целом всему обществу.
Знать очень тонкие вопросы, в которых есть разногласия и их сложно понять необязательно. (Маджмууль-фатава, том 3, трактат «правило ахлю-сунны», глава «О споре в вопросе об основах религии»)
Ибн Таймие был задан следующий вопрос: «Перечислите вещи, в которые должен верить каждый. Какие вещи обязаны знать все? Также перечислите вещи, знание которых желательно (необязательно). Как повысить уверенность сердца в вере? Что означает знать Аллаха?
Ответ:
Что касается вопроса: «Перечислите вещи, в которые должен верить каждый. Какие вещи обязаны знать все?», то в религиозные знания разделяются на иджмаль — знание в общих чертах и тафсиль — знание в подробном виде. В общих чертах (иджмаль) обязан знать каждый, например вера в Аллаха и посланника, вера в ангелов, в книги, в институт пророчества, в Судный День и.т.п. Также каждый обязан признавать все приказы посланника Аллаха, с,а,с, в общем (которые знает и которые не знает) и следовать им.
Теперь перейдем к знанию в подробностях (тафсиль). В этой области должно признаваться то, что дошло до него с доказательствами. Если человеку эти приказы не дошли, и у него не было возможности их узнать, то на нем нет ответственности в том, что он их не знает, и не признает. Ибо все эти подробности он уже ранее признал в общих чертах (признав Аллаха за установителя законов, он признал все приказы, которые знает, и не знает). Даже если человек ошибется в подробностях, и опираясь на правдоподобное умозаключение (тавиль), начнет утверждать прямо противоположное истине, то его эта ошибка прощается. Но конечно если человек имеет возможность узнать — если он живет в местности, где знания распространенны, то у него нет оправдания и в подробностях. Но если эти знания (распространенные в местности) добыты не из шариата, а путем умозаключений, то нет ответственности в том, что он не примет их.
Калямисты же утверждают, что знания добытые умом, тоже обязательны и кто не примет их, станет кафиром. Но салафы придерживается другого мнения и считает, что такфир возможен только в вопросах доказательств, которые имеются в шариате. Кроме этого из подробностей человек обязан знать вопросы, касающиеся его положения. Например, если человек будет давать закят, он должен знать вопросы, связанные с закятом. Если будет совершать хадж, то должен изучить, как совершается хадж. Также следует заметить, что даже если и не каждый из людей должен знать подробности, то общество муслимом в целом должно их знать. Если некоторые люди в обществе знают их, то с других людей ответственность спадает (фард кифая).
Относительно уверенности сердца Ибн Таймия сказал: «Конечно же, Аллах со всеми доказательствами сообщил темы основ религии (усул Ад-Дин), такие как таухид, пророчество, загробная жизнь. Аллах, перечисляя даже подробности религии связывает их с основами как, например в следующих аятах:
Он – Тот, Кто изгнал неверующих людей Писания из их жилищ при первом сборе. Вы не думали, что они уйдут. Они же думали, что их крепости защитят их от Аллаха. Но Аллах настиг их оттуда, откуда они не предполагали, и бросил в их сердца страх. Они разрушают свои дома собственными руками и руками верующих. Прислушайтесь же к назиданию, о обладающие зрением! (Собрание, 2)
Знамением для вас стали две армии при Бадре: одна армия сражалась на пути Аллаха, другая же состояла из неверующих. Своими глазами они увидели, что неверующие вдвое превышают их числом. Аллах оказывает поддержку тому, кому пожелает. Воистину, в этом есть назидание для обладающих зрением. (Али Имран, 13).
Теперь перейдем к знанию Аллаха. Под знанием Аллаха подразумевается две вещи:
1) Знать самого Аллаха (его свойства, Божественность, Господство)
2) Знать приказания Аллаха (положения шариата)
Основу религии, составляют два фундамента — два свидетельства:
1 — Ля иляха илля Аллах. 2 — Мухаммадан Расулу Ллах.
Подробности религии же присутствуют как в основах как их следствиях. Поэтому подробности зависят от основ. Если основ нет, то подробности пользы не дают. Объясним подробнее. Нет пользы от поклонения если человек не подчиняется Аллаху. Смотрите аяты: «Те, которые повинуются Аллаху и Посланнику, окажутся вместе с пророками, правдивыми мужами, павшими мучениками и праведниками, которых облагодетельствовал Аллах. Как же прекрасны эти спутники! (Женщины, 69)
О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правдивое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела, и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, тот уже достиг великого успеха. (Сонмы, 70-71)
Те, которые повинуются Аллаху и Его Посланнику, боятся Аллаха, и исповедуют богобоязненность, обрели успех. (Свет, 52)
Таковы ограничения Аллаха. Того, кто повинуется Аллаху и Его Посланнику, Он введет в Райские сады, в которых текут реки. Они пребудут там вечно. Это и есть великий успех. А того, кто ослушается Аллаха, и Его Посланника и преступает Его ограничения, Он ввергнет в Огонь, в котором он пребудет вечно. Ему уготованы унизительные мучения. (Женщины, 13-14)
Также нет пользы от деяний, если у человека не присутствует любовь к Аллаху и посланнику:
Скажи: «Если ваши отцы, ваши сыновья, ваши братья, ваши супруги, ваши семьи, приобретенное вами имущество, торговля, застоя в которой вы опасаетесь, и жилища, которые вы облюбовали, милее вам, чем Аллах, Его Посланник и борьба на Его пути, то ждите, пока Аллах не придет со Своим велением. Аллах не наставляет на прямой путь нечестивых людей». (Покаяние, 24)
Они клянутся Аллахом, чтобы угодить вам. Но для них было бы лучше, если только они являются верующими, угождать Аллаху и Его Посланнику. (Покаяние, 62)
Также нет пользы от деяний, если человек не принимает Аллаха за установителя законов, за Судью: «Когда верующих зовут к Аллаху и Его Посланнику, чтобы он рассудил их, они говорят: «Слушаем, и повинуемся!» Именно они являются преуспевшими. (Свет, 51)
Когда им говорят: «Придите к тому, что ниспослал Аллах, и к Посланнику», – они отвечают: «Нам достаточно того, на чем мы застали наших отцов». Неужели они поступят так, даже если их отцы ничего не знали, и не следовали прямым путем? (Трапеза, 104)
О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по исходу!» (Женщины, 59)
Также из основ религии это уважать посланника Аллаха, с,а,с, возвышать его религию, не признавать других религий, считать Мухаммада, с,а,с, за последнего посланника. Также из основ религии подчиняться посланнику, любить того, кого он любит, быть против тех, против кого был он. Быть довольным и гневаться на тех, кем был доволен или соответственно гневался он. Проявлять валя его друзьям и враждебность (бара) его врагам (кафирам). Помогать тем, кому он помогал. Также из основ религии это давать людям, или вещам такую оценку, какую дал посланник Аллаха, с,а,с — (халялю — разрешенность, хараму – запрещенность. Кафиру – кафирство. Муслиму — муслимство). Приближать тех, кого приблизил посланник и удалять тех, кого он удалил от себя. Усреднять тех, кого он усреднил. Любить то, что он любил, считать за плохое то, что он считал за плохое (например, кафиров), считать за нейтральное (и не хорошее и не плохое) то, что он считал за нейтральное. Далее, приказывать приказы Аллаха и Его посланника. Запрещать харамы, прощать то, что прощено Аллахом, возвышать то, что возвысил Он. ( Маджмууль-фатава, том 3, основы веры и ответы на некоторые вопросы).

Мудрость Ибн Таймии!


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: