Игра «кто спрятался под шляпой»

Играйте с малышом на полу. Возьмите старую шляпу и куклу. Приготовьте для малыша сюрприз. Спрячьте под шляпой куклу, но так, чтобы малыш этого не видел. Задайте ребенку вопрос: «Кто там? Посмотри, кто спрятался под шляпой?» Когда малыш найдет под шляпой куклу, попросите его принести вам игрушку. Вместе с малышом поводите куклу, взяв ее за руки, покормите ее, дайте попить из чашки, убаюкайте и спойте кукле песенку или потанцуйте все вместе.

Игра “Все куколки”

Вам будут нужны различные куклы – мягко-набивные, пластмассовые, резиновые, целлулоидные – большие и маленькие, с волосиками и куклы-голыши. Для игры еще Вам понадобится игрушечный грузовик. Разложите этих кукол на полу вместе с другими игрушками. Приведите грузовик, попросив малыша принести всех куколок, посадить их в машину и покатать. У вашего малыша сформируются первые обобщения в понимаемой речи.

Игра “Вместе с куклой”

Вам понадобятся кукла, тазик с водой, расческа.

Пойте песенку, показывая ребенку действия с куклой: плясать, укачивать, мыть, причесывать и вновь плясать. Побуждайте его подражать вам, выполняя игровые действия по вашему слову.

Вот красивая игрушка – Наша куколка Катюшка, Может хлопать, может петь, — Кто желает посмотреть? Ну, довольно веселиться, Надо Кате спать ложиться, Катя, глазки закрывай, Баю-баю-баю-бай! Катя, мой лицо и шейку, Мылься мылом хорошенько, Воду ты не разливай, Сухо ручки вытирай. Причесалась и умылась, Всем ребяткам поклонилась, Захотелось ей опять Веселиться и плясать. Ну, дружочек, выходи, Вместе с Катей попляши!

Игра “Рученьки-крошки”

Сядьте на пол, посадите перед собой куклу. Напевая песенку, хлопайте ручками куклы в ладоши. Малышу дайте другую куклу, он будет вам подражать в игре.

Ладушки, ладушки, Маленькие ладушки. Рученьки – крошки Хлопают в ладошки.

( Т.Мираджи)

Игра “Мишка с куклой”

Сделайте из стульев ширму, предварительно накрыв их покрывалом. Приготовьте для игры куклу-би-ба-бо и мишку-би-ба-бо. Разыграйте перед малышом сценку, сопровождая ее стихотворением:

Мишка с куклой бойко топают, Бойко топают, посмотри! И в ладоши звонко хлопают, Звонко хлопают: раз, два, три! Мишке весело, Мишке весело, Вертит Мишенька головой. Кукле весело, тоже весело, Ой, как весело, ой, ой, ой!

Передайте одну из игрушек малышу, попросив его вам помочь. Научите вначале малыша выполнять игровые действия с одной из игрушек, не прячась за ширму. А уже потом разыграйте эту сцену за ширмой вместе с ребенком. Самыми благодарными зрителями станут ваш папа, бабушка и дедушка.

После того, как вы убедитесь, что ребенок с вашей помощью освоил (то есть выполняет действие с игрушкой по вашему слову) такие действия с куклой, как: кукла пляшет, кукла хочет спать, есть, пить, танцевать и т.д., можно предложить малышу объединить несколько таких действий в единый сюжет. Например: кукла поела и легла спать, погуляла и пообедала, умылась и причесалась. Начинайте игру сначала с объединения двух действий, потом игру можно усложнить, добавляя в нее новые сюжеты: кукла проснулась, умылась, позавтракала и отправилась на прогулку и т.д.

Не забывайте, что обучение выполнению различных действий с куклой должно начинаться непосредственно с демонстрации нового действия, то есть, например, мама показывает, как кукла пьет из чашки. Далее можно помогать малышу, держать и подносить ко рту куклы чашку, или наклонять куклу к чашке, которую держит в руках ребенок. И только после того, как он научится самостоятельно и так же четко, как и с вашей помощью выполнять простые сюжетные действия с куклой, можно усложнить задачу, используя только словесную инструкцию, то есть просит выполнить действие, не показывая образец выполнения, а, значит, ориентируя ребенка только на понимание речи.

В игре обязательно нужно учитывать интересы ребенка, его жизненный опыт. Именно с помощью куклы и игры с ней можно показать малышу его самого со стороны. Разыграйте с помощью куклы те проблемные ситуации, которые знакомы почти всем родителям, с которыми они сталкиваются довольно часто: кукла не хочет есть, отказывается ложиться спать, разбрасывает, и не собирает свои игрушки и т.д. Будьте уверены, ваш малыш будет воспитывать свою куклу так же, как и вы воспитываете его! А, может быть, и вам будет полезно посмотреть на ситуацию глазами наблюдателя?

После 1 года 6 месяцев у ребенка изменяются и усложняются игровые способы, то есть, то, как малыш будет взаимодействовать с куклой, и игровые средства, то есть, игровой материал. В этом возрасте детям необходимо давать куклы, не только купленные в магазине, но и самодельные, с любовью сделанные вами или старшими детьми. Такие куклы можно изготовить из природного материала (дерево, солома, шишки). Они могут быть сшиты из ткани или связаны из ниток. Таких кукол можно изготавливать самостоятельно, без участия малыша, или же вместе с ним. Представьте, каково будет удивление вашего крохи, когда на его глазах из простой тряпочки, ленточки и трех пуговиц появится, как по волшебству, новая куколка:

«Сестра Лида и я, не спуская восторженных глаз, жадно следили за тем, как созидается кукла… Во мне пробуждалось при этом особенно нежное чувство ожидания чего-то милого. В умелых руках няни сначала появлялось туловище, с руками и даже пальцами, ногами и головой… Голова делалась непременно из старого чулка и мало-помалу оживала…Мы с Лидой раскручивали веревку, няня ее расчесывала… И на голове вырастали длинные чудные волосы… Но милее всего было, когда на меня взглядывали веселые черные глазки из бусинок и улыбался красный рот из шерсти. Мне казалось, что на свет Божий появился человек» (К. Лукашевич. «Мое милое детство», 1914).

Еще раз напомним, что для детей до полутора лет необходимы такие куклы, в которых будут представлены лишь основные детали: глаза, нос, рот, волосы, руки, ноги, простое платье. Хорошо, если куклы сделаны из мягких материалов, с использованием тканей разных цветов и фактуры (шерсть, шелк, лен, ситец, байка). Это могут быть куклы из ткани, мягкой пластмассы, резины, легкие деревянные куклы и т.д. Оптимальный размер куклы, удобный для игры детям данного возраста – от 15 до 30 см. Не покупайте малышам кукол большого размера с жесткими негнущимися руками и ногами, которых трудно завернуть, посадить, поставить. Это может привнести некоторые трудности в игру ребенка, а так же вызвать раздражение или даже негативную реакцию.

Желательно, чтобы в распоряжении ребенка было теперь уже много различных кукол (покупных или самодельных), чтобы он мог дать каждой из них имя, сравнивать их черты характера и поведение, обобщать и совершать с каждой из них аналогичные игровые действия.

После полутора лет уже можно использовать кукол, у которых представлено больше деталей: пальцы на руках и ногах, бант на голове, трусики, туфли, носочки и т.д. На эти детали следует обратить внимание ребенка, обыграть их, показывая или уточняя их значение.

В этом возрасте по мере увеличения игрового материала усложняются и действия с ним, усложняется сама игра. Напомним, что взрослый продолжает выполнять и ведущую роль в игре, показывая и обучая ребенка применению, использованию игрового материала, и роль партнера. Кроме того, ребенок сам начнет вносить в игру элементы нового, начнет гладить кукольное белье или варить игрушечный суп, т.е. – он будет действовать по подражанию, копируя и перенося в свою игру все то, что вы обычно делаете в жизни.

Особенно успешно развиваются игровые действия малыша, когда старшие дети берут его в свою игру. В игре малышка многое открывает для себя. Это и правильное использование предметов быта, и осмысление ряда практических действий (мешать кашу, чтобы не подгорела и т.п.). Это и собственные воспоминания вкусовых ощущений. Но самое главное – ребенок учится действовать в воображаемом плане. Правда, пока еще он сбивается, переходит на реальность: при кормлении мишки или куклы подносит ложку и к собственному рту, при укладывании зайца пытается улечься рядом на кукольной кроватке. Зная это, не спешите обзаводиться кукольной мебелью, она очень быстро поломается. Пусть ваша кроха обходится пока обычной детской мебелью. Его увлечение еще нельзя назвать игрой. Он выполняет действия, которые помнит.

Малышка может забыть первоначальное собственное побуждение: пока наряжала куклу, уже и забыла для чего и, увидев кроватку, уложила ее в праздничном наряде спать. И все же следует отметить, что у ребенка в таких ситуациях развивается речь, мышление, память, воображение. Более того, малыш по собственной инициативе начинает вносить в свои игровые действия элементы новизны. Он начинает выполнять действия, которым вы его не обучали и не показывали их. Их он сам заметил и запомнил в реальной жизни. Помня об этом, чаще наблюдайте с малышом, чем заняты взрослые. Например, хлопочет бабушка на кухне. Объясняйте ребенку ее действия, отмечайте, что и как она делает, уточняйте, для него. Любимец семьи с большим вниманием наблюдает, как кто-то из взрослых проводит уборку в квартире. И вот уже карапуз до слез умиляет домочадцев, старательно трет пол собственным носовым платком, а потом и кухонный стол. Вот и дождались – вырос в доме помощник!

Научив ребенка выполнять первые сюжетные действия с куклой: водить, кормить, ронять, жалеть, лечить, укладывать спать, качать, причесывать и т.д., можно переносить эти действия и на другие игрушки (мишку, собачку, зайчика). Теперь у кукол вашего крохи появятся не только новые друзья, но и гораздо более разнообразным станет сюжет игры.

Игра «Покормим куклу»

Для этой игры понадобится игрушечная посуда (ложка, тарелка, чашка) и кукла. Объясните, что кукла проголодалась и нужно ее накормить. Принесите посуду и вместе с ребенком накройте на стол. Удобнее посадить куклу Лялю за детский столик вашего малыша, а на другой стул сядет ваш малыш. Не спеша, кормите куколку игрушечной ложечкой, одновременно причмокивая за куклу, разговаривайте с нею по поводу еды, поблагодарите за обед от ее имени. Предложите малышу повторить ваши действия, а сами продолжайте озвучивать куклу. А теперь сообщите, что Ляля хочет пить. Подождите немного, вдруг ваш кроха сам потянется за чашкой. В том случае, если ребенок не проявит инициативы, возьмите чашечку и дайте кукле попить. Ребенок с интересом повторит ваши действия.

Позднеесюжет данной игры можно усложнить, начав кормление куклы с приготовления пищи (на кухне, с использованием плиты, кастрюли, фартука и т.д.), и закончив игру уборкой (моем и вытираем посуду после обеда). Так же в игру можно ввести дополнительные предметы: блюдце, чайничек, сахарницу, скатерть, салфетку, вазочку с вареньем. Теперь мы кормим и готовим для нескольких кукол или других сюжетных игрушек (празднуем День Рождения или к кукле пришли гости). Обсудите, что вы будите готовить, кто из гостей, что любит, как вы их рассадите и т.д.

СПРЯТАЛСЯ ПОД ВОДОЙ?


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: