Конспект урока литературное чтение
обучающейся 3 «К» курса ГБПОУ РО КонстПК,
Специальность 050715 «Коррекционная педагогика в начальных классах»
Шумской Юлии Сергеевны
Дата:13.01.15
Тема:«Е. Пермяк «Про нос и язык», Г. Остер «Меня нет дома»
Место проведения:1 «А» классе МБОУ СОШ №1
Цели урока: познакомить с текстами Е. Пермяка и Е. Остера, прочитать и проанализировать тексты.
Задачи урока:
1. Расширять круг чтения детей.
2. Продолжить обучение восприятию и анализу литературного произведения.
3. Воспитывать интерес к русской литературе и процессу чтения, осмысливанию текстов.
4. Тренировать умение выразительно и технически правильно читать художественные тексты.
5. Развивать речь, внимание, воображение; обогащать словарный запас.
Оборудование:учебник, презентационный материал.
I. Организационный момент.
— Здравствуйте, ребята. Сегодня урок литературного чтения проведу у вас я. Меня зовут Юлия Сергеевна.
— Ребята, посмотрите на солнышко. Давайте и мы улыбнёмся друг другу. Чтобы было нам на уроке приятно и тепло, обменяемся сердечными лучами: я – вам свой, а вы – мне свои!
Сообщение темы и цели урока.
— Сегодня мы познакомимся с новыми рассказами писателей Е. Пермяка «Про нос и язык» и Г. Остера «Меня нет дома»
II. Работа по теме урока.
Организация восприятия.
— Урок начнем со стихотворения. Прочитайте стихотворение на слайде:
Точка, точка, запятая –
Вышла рожица кривая.
Ручки, ножки, огуречик, —
Получился человечек!
(Ю. Ким)
— Посмотрите: у человека два глаза, два уха, две руки, две ноги, а нос – один, язык – один. Кто-нибудь задавал этот вопрос? (да) И героиня рассказа Е. Пермяка заинтересовалась этим вопросом.
— Рассказ Е. Пермяка называется «Про нос и язык».
— Поднимите руки те, кто знает книги Евгения Андреевича Пермяка?
— Посмотрите на его фото. Евгений Пермяк — детский писатель.
— Перед тем как мы начнем читать рассказ, давайте разберем новое для нас слово. Как вы понимаете слово «курносый» ? (маленький, аккуратный носик)
— А теперь откройте «Букварь» на странице 9. Читать будет Бакуленко Даша.
Первичное чтение рассказа Е. Пермяка «Про нос и язык».
У Кати было два глаза, два уха, две руки, две ноги, а язык один и нос тоже один.
— Скажи, бабушка, — просит Катя, — почему это у меня всего по два, а язык один и нос один?
— А потому, милая внучка, — отвечает бабушка, — чтобы ты больше видела, больше слышала, больше делала, больше ходила и меньше болтала и нос свой курносый куда не надо не совала.
Вот, оказывается, почему языков и носов бывает только по одному.
Ясно?
Беседа по прочитанному тексту.
— Кто главный герой рассказа (девочка Катя).
— О чем спросила Катя бабушку? (почему у человека всего один нос и один язык)
— Что ответила бабушка Кате про глаза, уши, руки, ноги? (они нужны чтобы больше видеть, слышать, делать и ходить)
— А что ответила про нос и язык? (нос один, и язык один, потому что нужно меньше болтать и меньше совать свой нос куда не надо)
— Почему надо больше видеть и слышать? (чтобы больше знать)
— Почему надо больше делать и ходить? (чтобы помогать друг другу)
— Как вы думаете, серьёзно ли бабушка отвечала внучке или шутила? (шутила)
— Справедлив ли бабушкин шутливый ответ? (да)
— Подумайте, какую оценку содержат выражения «совать нос», «болтать языком» — положительную или отрицательную? (отрицательную).
— Что обозначают эти выражения? «Совать нос» и «болтать языком» («совать нос» – проявлять ненужное любопытство, даже назойливость, «болтать языком» — разговаривать много и попусту).
— Все эти качества неприятны. Вот на это и намекала бабушка.
— Чему же учит нас рассказ Е. Пермяка. Какой вывод вы можете сделать для себя? (рассказ учит тому, что нужно быть любознательным, но в меру)
— В русском языке много пословиц и поговорок о языке и носу. Прочитаем несколько таких пословиц. Посмотрите на первый слайд.
Не спеши языком, торопись делом.
— Как вы понимаете эту пословицу?( сначала сделай, а потом хвалиться будешь. )
Больше знай, да меньше болтай.
— А как вы понимаете вторую пословицу? (знания дороже болтовни)
— И какой смысл последней пословицы?
Мало правды в том, из которого сыплется много слов.
(ценен тот, кто больше знает и говорит по делу, чем тот, кто тратит время на пустую болтовню)
— Какая из пословиц подходит к содержанию рассказа Е. Пермяка? (все)
— Какая из пословиц нравится вам? Почему? (потому что они несут полезные советы)
Выразительное чтение по ролям.
— Прочитаем рассказ по ролям. Читаем выразительно, стараемся передать характер бабушки и Кати.
Автором будет Алина Сорокина. За Катю читает Ивойлова Даша. А за бабушку Посохова Полина.
— Молодцы ребята. А теперь давайте немного передохнем. Посмотрите на доску.
II. Физминутка для глаз.
-А это герои другого произведения (на слайде драка собаки и кошки).
— Вспомните пословицы или поговорки, в которых есть одновременно кошки и собаки. (Живут, как кошка с собакой).
— Как вы понимаете эту поговорку – «Живут, как кошка с собакой» ? О ком эта поговорка? (о враждующих людях)
— Есть стихотворение нашего поэта Бориса Заходера «Вопросительная песенка». Послушайте, может, его герои живут по-другому? (чтение учителя)
Если
Встречается
Кошка с Собакой,
Дело –
Обычно! –
Кончается дракой.
Тем же –
Как правило! –
Дело кончается,
Если Собака
С Кошкой встречается!…
Ах, почему же,
Ах, отчего же,
Ах, для чего же
Так получается?..
— Как же ведут себя герои Заходера? (как в пословице – ссорясь и враждуя).
— А бывают ли другие ситуации, когда кошка и собака дружат? (да)
— Я знакома с котёнком и щенком, которые ведут себя совсем по – другому. Вспомнили, о ком я говорю? (демонстрация кадров из мультфильма «Котенок по имени Гав»)
— Смешные истории про них написал Григорий Остер. (портрет Г. Остера)