Первый этап — ??? предварительное ознакомление с источником (книгой, отчетом, статьей и т.д.). Рекомендуется следующая последовательность ознакомления:
I. Название, заглавие.
П. Кто автор или авторы.
III. Издательство или учреждение, организация, предприятие, выпустившее (сформировавшее) данный источник.
IV. Время издания, подготовки, написания.
V. Есть ли аннотация.
VI. Прочитать оглавление.
VII. Есть ли предисловие от автора (авторов), учреждения, организации.
VIII. Справочно-библиографический аппарат (указатели, приложения), прикнижная (пристатейная) библиография и т.п.
Ознакомление должно дать ответ – представляет ли источник интерес, и если да, то в чем, какими методами его можно обработать.
Очень важно представить ход мыслей автора (авторов) источника – что докладывается, каковы основные идеи, какие аргументы приводятся в обоснование этих базовых идей. Полезно делать отметки – на полях (если источник информации принадлежит читающему) или закладками (если источник предоставлен во временное пользование – библиотекой, информцентром, предприятием, учреждением). Отмечаются важнейшие тезисы, понятия, категории, формулы.
Второй этап – основное чтение источника и записи. Запись – наиболее эффективный путь усвоения информации. Это связано с тем, что она представляет (должна представлять) творческий процесс анализа содержания источника, определение наиболее существенного в информации, содержащейся в источнике, и отбор самого важного для того, чтобы дать эту информацию в сжатом (свернутом) виде.
Главное – не запоминать содержание источника, а усвоить, ?.?. обеспечить накопление и расширение знаний. Следовательно, акцент должен быть сделан на том, чтобы разобраться в логической структуре источника, выделить главное, что пригодится для обоснования его базовых положений, установить связи между этими положениями.
При изучении литературы следует выявить дискуссионные вопросы по изучаемой теме. При нахождении таких вопросов крайне важно привести высказывания ряда авторов, стоящих на разных позициях, дать критическую оценку их точек зрения и высказать собственное суждение по данному вопросу. Изложение взглядов по изучаемой теме других исследователей и формирование собственной позиции повышают ценность работы, способствуют более глубокому усвоению избранной темы.
Качество исследования в значительной мере определяется тем, насколько хорошо освоена методика изучения специальной литературы, работы с книгой. Сложность работы с книгой обусловлена тем, что чтение специальной литературы вс?егда связано с крайне важностью усвоения новых понятий. А так как практически каждая книга оригинальна по своей композиции, требуются определ?енные усилия, чтобы проследить за ходом мысли автора. Основными условиями успешной работы со специальной литературой являются: установка, вдохновение, внимание, сосредоточенность, настойчивость, систематичность, усидчивость, самостоятельность.
Правильная установка, или целевая направленность, способствует активизации мышления, лучшему запоминанию и уяснению читаемого, обострению его восприятия.
Изучение специальной литературы требует творческого подхода, для чего крайне важно вдохновение. В случае если нет вдохновения, нужно усилием воли заставить себя работать над книгой творчески. Глубина проработки литературных источников во многом зависит от умения сконцентрировать внимание, сосредоточиться на главном. Во время чтения должны быть устранены различные раздражители (музыка, шум, разговоры и т.д.). Наличие таких раздражителей мешает усвоению информации. Некоторые читатели полагают, что шум, музыка их не отвлекают. Это не совсем так. В случае если помехи и не осознаются, то фиксируются нервной Системой. По этой причине устранять их крайне важно .
Важными факторами при проработке литературы (особенно нового текста) являются настойчивость и систематичность. Четко осмыслить текст с первого раза невозможно, приходится читать и перечитывать, добиваясь полного его понимания. Последовательное, систематическое, аналитическое чтение облегчает усвоение прорабатываемого материала.
Определяющий фактор успешной работы над специальной литературой – ее самостоятельность. Каждый абзац должен быть тщательно проанализирован, продуман в соответствии с поставленной целью. Только вдумчивый, самостоятельный анализ прочитанного позволят убедиться в правильности своих суждений, закрепить полученные знания, осмыслить новое понятие, представление.