Iii. социальное разделение.

В отношении отражения статуса в одежде эльфов мы не можем сказать ничего достаточно определенного. Это сложный вопрос, который тексты Толкина ничуть для нас не проясняют.

С одной стороны трудно найти культуру, в которой бы не отражалась в одежде место, которое занимает ее хозяин в иерархии общества. И определенно, у эльфов это тоже должно было быть в том или ином виде. К этому же выводу приводят нас и те рассуждения, которые я изложила выше – одежда является выражением существа владельца. А профессия и статус, безусловно, относятся к таким существенным сторонам личности. И, конечно, если говорить о профессии, то она сама – и привычки, с нею связанные — обязательно отложит такой отпечаток на одежде.

Но более подробный взгляд на их общество убеждает нас скорее в том, что внешнее форменное разделение между, скажем, правителем, его окружением и его народом не было велико. Основания для этого таковы:

1) иерархия в эльфийских обществах является установленной сверху Валар, благословенной. С одной стороны, никто не попытается узурпировать эту власть, а стало быть законный правитель не нуждается в психологическом и внешнем отделении себя от окружающего общества. Ему нет необходимости подавать себя, как недоступную, неприступную личность.

2) эльфийские общества и эльфийские правители живут долго, так что трудно представить себе ситуацию, в которой подавляющее большинство подданных не знало бы в лицо своего правителя и его семью. Следовательно, не нужны и особые знаки отличия.

3) Способности эльфов видеть истинную сущность также говорят против специальных знаков отличия. Кроме того, величие сияло в облике законного правителя или прославленного владыки. Красота и достоинство их личности говорили сами за себя.[37]

4) Мы представляем себе эльфийское общество иерархичным. Но нет никаких сведений, указывающих на существование социального, трудового и имущественного расслоения в обществе и угнетения одних другими. Но я, как и многие другие, исходя из описания эльфийской природы, предполагаю, что таких расслоений не существовало. Из этого следует, что не было потребности видимо отделять один слой общества от другого (как, скажем, во многих культурах было принято носить на себе как можно больше доказательств своего богатства и безделья) и не было обстоятельств, которые вынуждали бы это делать (как бедность вынуждает человека носить убогую одежду, часто с чужого плеча). У нас нет никаких оснований считать, что правители эльфов были бездельниками и угнетателями, и желали бы присвоить себе привилегию обладания особыми богатствами и ношения особой одежды, которая обозначала бы их как неработающих и господствующих.

5) стяжательство также исключается – как сосредоточение в руках немногих богатств, и связанное с этим тщеславное украшательство в одежде.

6) В эльфийском обществе не существовало религиозного разделения, которое могло бы породить внешнее разделение религиозных сообществ или разделение между священнослужителями и остальными членами общества. Эльфийское общество предстает пред нами доветхозаветным, естественно-религиозным (знающим о Творце и Творении, Замысле Творца о Мире, эсхатологии Мира, иерархии сотверенных Существ и т.д.), в потому любые формы ритуала, если бы могли их себе представить, так или иначе осуществлялись посредством законного короля (такую форму священнослужения мы видим у верных нуменорцев). О Нолдор же Толкин писал: Высокие Эльфы были изгнаны из Благословенного Королевства Богов (после их собственного отдельного эльфийского падения), и религии (или, скорее, религиозных обрядов) у них не было, ибо обряды пребывали в руках богов, восхваляющих и почитающих Эру, Единого, Отца Всего Сущего, на горе Амана.[38]

В пользу существования знаков отличий остается один важный довод – правитель заслуживает их как знаков почтения и любви со стороны общества.

В эльфийских обществах и государствах, вероятно, не было яркого и значимо классового деления, но было, как мы знаем из текстов, деление на Дома (кланы). Об этом мы узнаем прежде всего в связи с описанием жизни Нолдор в Амане. Там они увлеклись созданием гербов для своих семей, Толкин оставил нам подробное описание этого геральдического искусства.[39] С разделением на семьи и ярким выражением этого в военном костюме мы сталкиваемся в раннем Падении Гондолина.[40] Из корпуса текстов в целом и описаний Нолдор мы можем заключить, что клановое деление имело значение для этого народа. Вполне возможно, что оно было отголоском первого разделения эльфов во время их Великого Похода на Три Клана (это разделение было весьма значимым, у каждого из этих Кланов сложилась своя судьба, и это не могло не наводить эльфов на размышления), или даже из более ранних времен, когда все эльфы жили без всякого разделения и устройства, кроме семейного. Если предположить, что традиция Домов проистекает из самых древних времен, то, вероятно, она могла быть присуща не только Нолдор, но всем остальным эльфийским народам, однако, Толкин нам об этом ничего не говорит. Если такая традиция была, то она могла отразиться и на костюме. А могла и не отразиться, или, скажем, обозначаться только в наряде главы Дома, или в церемониальных и военных облачениях членов Дома.

К тому же, геральдика явно была забавой Нолдор, как народа ученых, мастеров, градостроителей. Менее урбанизированным и цивилизованным народам свойственно отражать свою принадлежность к Дому (и вообще какому-то сообществу) в орнаменте и цвете (в вышивке; узоре, цвете одежды или отдельных ее деталей, украшениях, которые также можно отнести к орнаменту).

Особенностью нолдорской (в том числе и гондолинской) геральдики и геральдической одежды была ее торжественность. Она предназначалась для особых случаев – войны или церемоний. Вспомним здесь также известный случай с Фэанаро[41], пришедшим на праздник в черной будничной одежде (которая сама по себе образец – будничная одежда первого сына короля не имела на себе ни каменьев, ни даже украшений, тогда как, скажем повседневная одежда знати в исторических культурах отличалась богатством). Как видно, для Нолдор имело значение то, что одевается на праздник. И не удивительно, ведь праздник всегда несет в себе сакральный смысл, это особое время, отделенное от всех других дней и ночей, поэтому одежда, которую носят в будничное время, как бы выпадает из этого времени праздника. Праздник – это также время, когда его участник чувствует необходимость обозначить себя, свое место в мире и обществе и именно на празднике органичными оказываются одежды со знаками Дома, со знаками власти.

Какой можно сделать из этого вывод? Мне кажется, что эти рассуждения должны привести нас снова и снова к тому, что одежда эльфов была прежде всего выражением индивидуальных качеств, к которым могут относиться также, конечно, и профессиональные привычки, и величие правителя. Но появление на одном из эльфов – быть может даже и правящих — чрезмерного богатства одежды могло быть проявлением индивидуальной гордыни или жадности, а не привилегией особого класса, как было проявлением личной гордыни присвоение и ношение Фэанором Сильмариллей и желание Тингола украшаться одним из них.

В качестве знака отличия для правителя мог быть, скажем, только особый венец, а знаком членов или главы Дома – герб или одежда с геральдическими элементами. И все это, к тому же, было обязательно прежде всего для церемоний.

КОРОЧЕ ГОВОРЯ, GRANNY В РЕАЛЬНОЙ ЖИЗНИ [От первого лица] | КОРОЧЕ ГОВОРЯ, ПОИГРАЛ В GRANNY


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: