Iii. управление познавательной деятельностью и ее проявление на уроке.

Задания по психологии

Приложение 6

Особенности психолого-педагогического анализа урока

При анализе уроков следует обратить внимание на следующие вопросы:

— как учитель побуждает учащихся к восприятию и осознанию того, что должно быть предметом рассмотрения на уроке в каждом отдельном случае? Насколько эффективно была осуществлена им постановка перед учащимися мыслительных задач? Как учитель организует и направляет поиск существенного (дифференцируя его от несущественного) в процессе решения задач, доказательства теоремы, формирования понятий, вывода, правила?

-какие, как и на каком этапе поиска предлагаются ориентирующие задачи, наводящие вопросы? Насколько они способствовали поиску существенного, подводя к самостоятельным выводам, развивают мыслительную активность школьника?

— как организуется осознание учащимися полученных выводов? Как было организованно программирование в системе усвоения знаний?

— как учитель обеспечивает ясность и четкость получаемых учащимися знаний на уроке? Как он организует процесс сопоставления старых и новых знаний при формировании понятий и их систем?

— Может ли неясная и нечеткая информация способствовать приобретению знаний?

— как учитель направлял деятельность учащихся на выработку умения применять полученные знания в решении различных практических задач? Какое значение для выработки этого умения и развития мышления школьников имело формирование общих способов решения задач?

— с какой целью, какие, как и когда (в каком конкретном случае) учитель применял пособия, чертежи, модели, записи на доске, технические средства обучения и насколько их использование помогают решению поставленных познавательных задач на уроке?

— какими средствами и в какой степени вовлекается каждый ученик в активную деятельность (собственную деятельность) на уроке?

— какая результативность деятельности учителя на анализируемом уроке: как дети относятся к предмету; как интенсивно и сознательно они трудятся; как оформляют свою письменную и устную речь и т. п.

Схема психолого-педагогического анализа урока

I. Психологическая оценка структуры урока в связи с его конкретными целями и задачами.

1. Тема, цели и задачи урока.

2. Структура урока и его психологическая целесообразность.

II. Психологическая оценка содержания урока.

1. Психологическое качество учебного материала (описательный или объяснительный, степень его наглядности, конкретности, абстрактности и обобщенности).

2. Активизация каких сторон познавательной деятельности учащихся требует восприятие этого материала (образной и словесно-логической памяти, абстрактного мышления, воображения)? Какие эмоции могут быть вызваны?

3. Соответствие данного учебного материала возрастным особенностям познавательной деятельности учащихся, их жизненному опыту и уровню знаний.

4. Как учитель делает сложный материал доступным восприятию учащихся данного возраста, понятным и интересным (ясность и простота изложения, наличие ярких примеров, аналогий, сравнений, использование наглядных средств, связь с жизнью и т.д.)?

5. Каково воспитательное воздействие данного материала (моральное, эстетическое, атеистические и т.д.)? Насколько оптимально учитель реализует воспитательные возможности учебного материала?

III. Управление познавательной деятельностью и ее проявление на уроке.

1. Организация внимания:

а) пути организации внимания на всех этапах урока (обращение к учащимся с призывом быть внимательными, подчеркивание зависимости деятельности, постановка конкретной задачи, использование принципа наглядности и обращение к непроизвольному вниманию и т.д.);

б) виды внимания, имевшие место на уроке, и форма их проявления у отдельных школьников;

в) способы организации переключения внимания учеников с одной деятельности на другую;

г) в каких сложных видах деятельности, предложенных учителем, требовалось распределение внимания учащихся и как они с этим справились?

2. Организация восприятия и его характер:

а) что является объектом восприятия учащихся (речь учителя, текст учебника, различные наглядные средства)? Качество материала восприятия;

б) использование наглядных средств, их функция на уроке;

в) осмысленность восприятия материала.

3. Активизация памяти и ее развитие:

а) обращение учителя к памяти школьников. С какой целью оно проводилось на различных этапах урока?

б) какие виды памяти имели место на уроке (наглядно-образная, словесно-логическая, эмоциональная, непреднамеренная, преднамеренная, механическая, логическая)?

в) какие приемы лучшего запоминания материала использовал учитель на уроке (постановка цели запомнить, логическая обработка материала, установление различного рода ассоциаций, включение в деятельность, повторение, эмоциональная нагрузка и т.д.)?

г) как проявились у отдельных учеников на уроке процессы памяти (запечатление, узнавание, воспроизведение, забывание)?

4. Активизация мыслительной деятельности учащихся:

а) как учитель формировал научные понятия у школьников? Как при этом использовал наглядные средства?

б) какие связи между понятиями он устанавливал и какие суждения формировал?

в) каким путем (индуктивным или дедуктивным) вел он учащихся к усвоению тех или иных понятий и суждений?

г) на сколько преподаватель вызвал потребность у учеников в усвоении данных понятий (раскрыл теоретическое значение, показал практическую применимость, связал с жизнью и т.д.)?

д) уровни усвоения понятий, проявление на уроке. Ошибки при определении понятий;

е) активизация самостоятельного творческого мышления школьников. Имела ли место проблемная направленность построения урока, проблемные ситуации и пути их создания? Уровень проблемности. Степень заинтересованности и активности учащихся в поиске ответа;

ж) какие конкретные мыслительные действия должен самостоятельно произвести ученик для того, чтобы найти решение поставленной проблемы? (Проанализировать один пример)

з) в какой степени класс подготовлен к проблемному обучению (общий уровень развития, наличие необходимых знаний и умений, количество учащихся, активно проявивших себя в поиске ответа на вопрос);

и) обучал ли учитель школьников уже готовым приемам рационального мышления, давал ли «предписания алгоритмического типа» и как он вводил их?

к) на сколько внутренне стройно, логично, последовательно был построен урок в целом?

л) логика рассуждений учащихся, ошибки в рассуждениях;

5. Активизировались ли на уроке представления памяти, репродуктивное и творческое воображение?

6. Как осуществлял преподаватель учет индивидуальных особенностей учеников?

Деятельность человека и её основные формы 🎓 ОГЭ по обществознанию без репетитора


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: