Индивидуальная коррекционно-воспитательная работа

Коррекционно-воспитательная работа — это комплекс мероприятий по преодолению недостатков в личностном развитии.

На индивидуальную работу с детьми с ограниченными возможностями педагогу необходимо затрачивать две трети рабочего времени. Педагог должен знать особенности аномального развития, уметь создавать зону психологического комфорта, учитывать индивидуальные особенности каждого ребёнка, подбирать действенные меры воспитания.

Индивидуальная работа строится на основе всестороннего обследования ребёнка, психолого-педагогического изучения. Вывод о динамике коррекционной работы строится в ходе соотнесения сформированности базовых предпосылок с нормой.

Важно в процессе индивидуальной работы выявить зону потенциального развития, необходимо создать ситуации, в которых ребёнок может продемонстрировать способность к обучению. На основе перспектив развития составляется план индивидуальной работы.

У детей с интеллектуальными нарушениями не сформирована сюжетно-ролевая игра, значит, необходимо формировать умение выполнять игровые действия, ролевое общение, принимать на себя роль.

У детей с сенсорными нарушениями — проблемы с восприятием окружающего мира, следовательно, необходимо формировать пространственно-временные представления, устанавливать взаимосвязи между предметом, образом и словом, развивать речь и коммуникативные навыки.

У гиперактивных детей в деятельности и поведении проявляется расторможенность, поэтому необходимо формировать навыки произвольности, саморегуляции и самоконтроля.

Сотрудничество с педагогом способствует выработке у детей умения действовать по образцу, удерживая образ действий в памяти. Обучение планированию, программированию, формирование саморегуляции поведения организует деятельность детей.

Коррекционно-педагогическая работа
при умственной отсталости

Умственная отсталость характеризуется стойким недоразвитием познавательной деятельности (в большей степени логического мышления), вследствие органического поражения головного мозга. В зависимости от времени возникновения интеллектуального дефекта выделяются две формы умственной отсталости: олигофрения и деменция.

При олигофрении имеет место раннее (до трёх лет) недоразвитие головного мозга, обусловленное наследственными факторами или неблагоприятными факторами социальной среды, воздействующими в пренатальный период развития, во время родов или в течение первых трёх лет жизни.

Для олигофрении характерно тотальное недоразвитие всех сфер психики с преимущественной недостаточностью абстрактных форм мышления. Интеллектуальный дефект сочетается с нарушениями моторики, речи, восприятия, памяти, внимания, эмоциональной сферы, произвольных форм поведения.

Недоразвитие познавательной деятельности при олигофрении проявляется, прежде всего, в невозможности перехода к абстрактно-логическим формам мышления.

Темп мышления замедлен, отсутствует возможность переноса усвоенного в процессе обучения способа действия в новые условия. Недоразвитие мышления сказывается на протекании всех психических процессов. В восприятии, памяти, внимании страдают, прежде всего, функции произвольности и логичности. В эмоционально-волевой сфере это проявляется в недостаточности дифференциации сложных эмоций и пр.

Деменция представляет собой распад ранее сформированных психических функций и невозможность приобретения новых.

Характерными признаками деменции являются выраженные нарушения интеллектуального и эмоционального развития. Кроме того, характерны личностные нарушения.

Коррекционно-педагогическая работа при умственной отсталости направлена на активизацию познавательной деятельности.

Первостепенной задачей воспитания умственно отсталых детей является формирование навыков самообслуживания, нормативного поведения.

Одной из важнейших задач коррекционно-воспитательной работы с умственно отсталыми детьми является формирование процессов познавательной деятельности. Внимание направлено на развитие наглядных форм мышления. У умственно отсталого ребенка в дошкольном возрасте без специального обучения наглядные формы мышления развиваются с большим опозданием, что, в свою очередь, задерживает развитие всей познавательной деятельности.

Совершенствование процессов познавательной деятельности проходит в предметной деятельности в процессе эмоционально-положительного общения с педагогом. В связи с этим разработана система формирования у умственно отсталых дошкольников знаний и представлений об окружающем мире в контексте предметной деятельности:

1-й уровень — ребёнка знакомят с предметом, его функциями, способами действий:

– знакомство с предметом;

– действия с предметом;

– действия с группой предметов;

– дифференциация предмета;

2-й уровень — ребенка знакомят с сенсорными эталонами:

– форма;

– цвет;

– величина.

3-й уровень — ребёнка учат перцептивной деятельности, происходит обогащение сенсорного и индивидуального опыта ребенка в процессе предметно-практической деятельности.

Коррекционно-педагогическая работа по умственному воспитанию детей с умственной отсталостью направлена на развитие устойчивости внимания и произвольной памяти, формирование восприятия, мышления и речи.

Для детей с умственной отсталостью характерно большое отставание в сроках развития психических процессов. Поэтому первой коррекционной задачей является стимуляция различных познавательных операций.

При работе с умственно отсталыми детьми надо обязательно учитывать структуру дефекта для эффективного коррекционно-педагогического воздействия.

Современные формы и методы воспитательной работы Кеппер НН


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: