Модульная единица 1.3 Инфекция и иммунитет
ЗАНЯТИЕ 1.3.1
Инфекция. Врожденный иммунитет
Цель занятия:изучить роль микро- и макроорганизма в развитии инфекционного процесса; условия возникновения инфекционного процесса; свойства возбудителей. Изучить виды и формы иммунитета, врожденный иммунитет.
- Понятие об инфекции. Условия возникновения инфекционного процесса. Механизмы передачи инфекции. Формы инфекционного процесса.
- Стадии развития и характер протекания инфекционной болезни.
- Патогенность и вирулентность бактерий. Характеристика факторов патогенности.
- Понятие об иммунитете, виды иммунитета.
- Неспецифические факторы защиты организма человека:
• механические барьеры;
• физико-химическая защита (рН среды, ферментативная активность
лизоцима, пепсина и др.);
• клеточные факторы защиты (фагоцитоз, фагоцитирующие клетки и их
классификация). Механизм и фазы фагоцитоза. Завершенный и
незавершенный фагоцитоз;
• гуморальные неспецифические факторы защиты (система комплемента,
?-лизины, интерфероны, лейкины, противовирусные ингибиторы,
лизоцим и др.).
6. Иммунобиологическое значение интерферонов. Их получение,
использование.
определять факторы патогенности (вирулентность) микробов; дать оценку значимости факторов врожденный иммунитет.
СТУДЕНТ ДОЛЖЕН ВЛАДЕТЬ:
анализом медицинской информации; методами анализа и оценки показателей врожденного иммунитета.
Работа № 1. Методы определения факторов патогенности и вирулентности микроорганизмов (на примере золотистого стафилококка)
Цель:изучить методы определения факторов патогенности и вирулентности золотистого стафилококка.
а)регистрировать результат плазмокоагулазной активности золотистого стафилококка при посеве в цитратную плазму крови. Сделать вывод.
«О» — посев S. aureus в цитратную кроличью плазму крови.
«К» — цитратная кроличья плазма
«К» «O»
Результат:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
б)регистрировать результат фибринолитической активности золотистого стафилококка при посеве на свернутую сыворотку. Сделать вывод.
«К» — свернутая сыворотка
«О» — посев культуры в свернутую сыворотку
«К» «О»
Результат:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
в)зарегистрировать результаты опыта по выявлению лецитиназной активности у золотистого стафилококка при посеве на желточно-солевой агар (ЖСА).
Результат:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
г)регистрировать результат опыта по выявлению гемолитической активности у золотистого стафилококка при посеве на кровяной агар. Сделать вывод.
Результат:_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Вывод:_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Работа № 2. Экспериментальное заражение животных
Цель: ознакомиться с техникой заражения животных (фильм).
Самостоятельная работа:используя теоретическую справку и учебный фильм, ответить на вопросы:
1) значение экспериментального заражения животных в диагностике____________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
2) отбор животных для экспериментального заражения _______________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
3) подготовка животного _________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
4) способы заражения животного __________________________________________________
_______________________________________________________________________________
_______________________________________________________________________________
Подпись преподавателя _________________________________________________