Интервью с александром башлачевым

ПИСЬМА ГОСПОДИНА N ГОСПОЖЕ К

Однажды, когда СашБаш учился на третьем курсе

Свердловского университета, он договорился с одной девочкой

сочинять роман в письмах — просто так, о чем попало. Девочкины

письма не сохранились, а Сашины — вот…

Письмо господина N госпоже К, писанное им 9 января нов. ст.

1-79 г. от рождества Христова.

Здравствуйте, сударыня!

Я думаю, Вас не удивит получение сего письма, если Вы,

впрочем, не забыли нашего недавнего уговора. Признаюсь, Ваше

предложение показалось мне несколько странным, но, уверяю Вас,

только поначалу. Ведь цель и вправду весьма значительна, если

учесть, что наши отделения для корреспонденции в университете

имеют завидное по своему постоянству обыкновение оставаться для

нас пустыми — и для Вас, насколько я понял, это тоже

иногда бывает важно…

Итак, я к Вам пишу. Не знаю, с чего начать, ибо любое начало

в этом

хитросплетении нашего мира является случайным.

Начну с извлечения на свет факта, содержанием которого является сле-

дующее: я Вас совсем не знаю, как Вы не знаете меня,наши

считанные

встречи носили характер случайный, и в силу этого первая глава класси-

ческого повествования не должна раскрывать образ главных действующих

лиц, это начнется со второй главы, в которой, надеюсь, Вы примете

не-

посредственное участие. Будет ли это поверхностным или глубоким изуче-

нием — рано судить, увы, мы не властны видеть оглавления, которое

от-

кроется не раньше, чем будет перевернута последняя страница, захотите

ли понять меня Вы, захочу ли я понять Вас — еще раз повторяю,

рано су-

дить.

На каком языке говорите Вы, сударыня, окажется ли нужным искать

бес-

полезный словарь?

А вообще мне, наверно, будет приятно получать Ваши письма, да, я

бу-

ду ждать ответа, в коем не сомневаюсь, уверенный в Вашем

бесконечном

благородстве, что Вы успели мне внушить наряду с некоторыми другими

умозаключениями на предмет Вашей прелестной особы. Сейчас, если мне не

изменяет память, Вы находитесь во временном отъезде, но как только ко-

леса Вашей изящной кареты остановятся на брусчатке перед университет-

ской колоннадой, как только Вы взбежите по ступеням, войдете в залу

обратитесь к ящику и достанете оттуда мое письмо, я думаю, Вас оно

тоже

приятно обрадует,— прошу Вас, не медлите, а самым безотлагательным об-

разом возьмитесь за перо и не забудьте надушить бумагу Вашими духами,

очень на это рассчитываю, не казните меня уделом тщетного ожидания,

пусть «продолжение следует« как можно скорее…

За сим вечно к Вашим услугам г—н N.

P. S. Все имеет свою оборотную сторону. Здесь я имею сообщить

Вам на

всякий случай свой почтовый псевдоним — письма следует опускать Башла-

чеву Александру (что касается имени — здесь возможны вариации).

Здравствуй!

Маленькая язычница, мне казалось, что ты приедешь в карете, а

ты

трогала холодные ступени босыми ногами, и духи твои — роса? Я

услышал

тебя, хотя мой мир и враждебен тебе. Мой мир? Он скучен и сер, и

крах-

мальный воротничок больно врезается в шею. Но участь графа, согласись,

не самая худшая в этом мире, и поэтому я граф.

Да, забыл предварить свое послание важным, на мой взгляд, советом:

никогда не делай категорических выводов, возлюби многоточие. Хотя,

впрочем, все мы считаем, что прекрасно разбираемся в людях — тем

они,

скорые выводы, возведение случайной, возможно, детали в некий ранг, и

опасны. И как быть с невольными предубеждениями?

…Верю ли я в рок? Да я верю в рок, маленькая язычница, как

склонен

верить во все мистическое. это объяснить несложно — одним из самых

ве-

личайших мучений (не единственным, впрочем), что я вынужден выносить в

этом мире — есть постоянная, хроническая ностальгия по чуду, отсут-

ствие чудес, и бога… и дьявола…

И есть ли во мне хоть капля лжи? Уверяю тебя, того, что

называается

ложью, в моих письмах нет. И не нужно видеть во мне врага, и

защищаться

тоже не нужно…

Есть и другой мир, маленькая язычница. Уменя в одной из задних

ком-

нат есть большой, громоздкий шкаф, и я иногда, без сожаления расстав-

шись с сюртуком, цилиндром и штиблетами, сняв со стены гобелен и

завер-

нувшись в него, ухожу через скрипучие двери гулкой фанерной пустоты —

выхожу в исчезнувший город, на ощупь прокладываю себе дорогу, стараясь

не натыкаться на невидимые фонари и деревья, и наконец выхожу к

гори-

зонту…

Вот он, мой мир! Мир грустный, и веселый, мир ассоциативный,

сейчас

в нем почему-то вприпрыжку бежит ко мне веселый майский дождик,

шлепает

по тяжелой и мягкой траве — разве он грустный, дождик-то? он

добрый и

умный, как дворняжка, он только иногда притворяется плачущим, а кто-то

верит… Мир рождественской сказки, лунного полета, здесь даже метлы не

нужно, мир часто сюрреалистический, где одним из законов мышления явля-

ется абсурд, мир, который…

И все-таки это одинокий мир. Я не встречал в нем людей. Правда,

я

все-таки догадываюсь, что это не только мой мир. Изредка я

встречал

там, на песке, человеческие следы, иногда находил исписанные разной ру-

кой обрывки бумаги, исповеди без начала, без конца, часто рифмован-

ные… Кто эти люди? И когда они приходили сюда? вернутся ли они, и

где

они сейчас?

Я слышу, как шумит где-то вдали водопад. Маленькая язычница, а

разве

ты можешь распоряжаться собой? Что же, в таком случае, заставляет

тебя

приходить в холодный, серый и неуютный мир из твоего далекого храма?

Ответь мне, но помни — тебе не пристало лгать.

…Где ты живешь — вот что меня интересует. Может быть, ты, в

отли-

чие от , меня,только приходишь в то, что называется действительностью

— действительностью, и никуда от этого не денешься, как бы ни был

ве-

лик аквариум, а жаль. Я все же не могу оставаться в своем мире

надолго,

чтобы не сдохнуть на берегу этого теплого, ласкового озера от остракиз-

ма…

Сегодня полнолуние — и завтра на рассвете я все же

отправлюсь в

путь, и кем я вернусь в тот мир, и вернусь ли?

Выходи и ты в путь, маленькая язычница, авось, и встретимся где-ни-

будь… Захвати с собой бумагу и пиши мне в дороге обо всем,

что ты

увидишь на своем пути. Можешь наколоть свое письмо на ветку какого-ни-

будь дерева — ведь чудеса случаются здесь чаще, чем там, или

можешь

положить свое письмо просто на песок, и не пугайся за его судьбу,

когда

его подхватит неожиданный ветер… Эти дни я потратил на постройку пло-

та. Широкоствольные дубы удивительно легко превращались в бревна, а

гибкая лоза крепко переплела их — готов мой плот,широкий и верный!

Я плыву вниз по реке, у которой еще нет имени. Куда я плыву?

Разве

это имеет значение, особенно, когда можно направиться в любую сторону?

Мои длинные волосы спутаны ветром, гобелен — мой парус: мимо

плывут

незнакомые берега, незнакомые цветы. Могу растянуться, подставив тело

солнцу и слушая в себе просто единственного на всей планете человека

это сладкое и грустное чувство,— могу опустить руку в быструю воду,

котрую слепит солнце… Роса? Слезы? Солнечные брызги в моей руке? Кап-

ли дождя? Водопроводная вода?

Это небо исцеляет все раны, это солнце делает прозрачными все

мас-

ки… Все комплексы — на дне целиндра, страх расползся по углам

шкафа,

здесь — свобода, нагота тела и слова, и одиночество, заставляющее, му-

чительно щурясь, всматриваться в берега…

Маленькая язычница, появись за поворотом, войди по колено в прозрач-

ную воду — помаши мне рукой! Я возьму шест, подплыву к тебе — ты

сту-

пишь на теплые пахнущие смолой, бревна плота, появись, если ты не

стра-

шишься возможного водопада… И не распни меня если…

Что нужно тебе, маленькая язычница? Появись, я никогда не видел

тво-

их глаз…

Мерно журчащая вода баюкает меня…перо вывивается из рук… Я засы-

паю,храм, фрески…река уносит мой плот все дальше и дальше…затерян-

ный комок перепутанных снов…

Интервью в РИО. КОРНИ ВСЕГДА ОСТАЮТСЯ В ЗЕМЛЕ

Первый раз по-настоящему обстоятельный разговор с Сашей

Башлачевым был у редакции РИО весной прошлого года. Потом наши

пути пересекались довольно часто, и этот разговор все

продолжался и трансформировался, уходя от примитивной

первоначальной схемы как ты относишься к…. Однако печатать

его мы не решались: все думалось, вот, еще разок встретимся,

уточним то, обсудим это, разберемся с тем-то и тем-то…

Разобрались… По-прежнему неясно, как на бумаге передать его

уникальную речь с ее интонационными нюансами, игрой слов,

вернее, игрой внутри слова, с очень необычными метафорами,

парадоксальными сравнениями и, вообще, всем ее образным строем?

Впрочем, пусть все останется как есть, как зафиксировал эти

беседы карманный плэйерок, бесстрастный хранитель нашей памяти.

АЛЕКСАНДР БАШЛАЧЕВ:

КОРНИ ВСЕГДА ОСТАЮТСЯ В ЗЕМЛЕ

РИО: Саша, насколько я знаю, ты тоже был журналистом — мне

попадались в

Череповецких газетах твои статьи о РОК-СЕНТЯБРЕ…

АБ: Да, это моя последняя профессия — перед тем как я, оставив все

это дело,

пришел за наукой в Питер.

РИО: Что (или кто) тебя к этому подтолкнуло?

АБ: А Троицкий посоветовал.

РИО: Честно говоря, именно от него я и услышал впервые твое имя —

это было

весной года три назад…

АБ: В общем-то, мы как раз тогда и встретились с ним в Череповце.

РИО: Кстати, в этом городе раньше была очень мощная рок-сцена. Ты не

был с

ней связан?

АБ: Да, город очень музыкальый, и я был связан с музыкой, но

больше как

наблюдатель. Я не играл ни в одной группе, но общался с

ребятами…

РИО: А ты бы хотел сейчас играть с группой?

АБ: Видишь ли, сейчас у меня гитара составляет группу. Если бы я

играл с

группой, я бы освободился от гитары, но при одном условии: чтобы

группа давала мне такой же драйв, какой дает мне гитара.

РИО: С кем именно хотел бы ты играть?

АБ: Со всеми хотел бы. Например, с Курехиным.

РИО: Ну, это вполне осуществимо, и, что важно, позволило бы выйти за

рамки

формы…

АБ: Здесь вопрос надо немного не так сформулировать: я хотел бы

играть со

всеми, но играл бы я. Я мог бы войти в состав любой группы (допустим,

на концерте), но это совсем другая игра…

РИО: Кого бы ты мог назвать из тех, кто работает в близком к тебе

направлении?

АБ: А, собственно, что такое направление? Я не знаю своего

направления —

ведь направление как жизнь — его не выбирают. Вот, в

Новосибирске я

слышал группу КАЛИНОВ МОСТ, знаешь ее?

РИО: Ну да.

АБ: Так вот, эта группа по формам очень близка мне. Но я бы не

сказал, что

она близка мне по какому-то направлению… Что-то у нас не

сходится.

РИЩ: А со Славкой Задерием играть не пробовал?

АБ: У него своя группа…

РИО: А тебе кто, вообще, нужен: аккомпаниаторы или личности?

АБ: Разумеется, чтобы сами могли работать. т.е. не настолько глупые,

чтобы

им все об’яснять на каждом шагу… Видишь ли, есть несколько

типов

групп. БИТЛЗ — это определенный тип группы, СТОУНЗ — тоже, но

совсем

другой. Есть такой тип, как ДОРЗ, я считаю, это идеал группы.

Но в

каждом из них — свои особенные отношения. Как нет двух

совершенно

одинаковых слов… И какой должна быть моя группа, я прекрасно

себе

представляю… Хотя практически никогда не играл на сцене.

РИО: Так с чего же для тебя начался рок?

АБ: Сначала надо определить, что такое рок. Что такое миф?

Некоторые

полагают, что слово рок — это слияние разных мифов…

РИО: …только поданных в современном изложении?

АБ: Да, я тоже так считаю. И начинался он… по-разному.

РИО: Ну, хорошо. Есть, например, теория, согласно которой первым

советским

рокером был Высоцкий. (Мы тоже такого мнения придерживаемся). Он

для

нас вовсе не то, что Пресли или Дилан для американцев —

единственно,

что фигуры одного масштаба. но у нас своя музыка. и он всему

этому

придал новый смысл. Человек, которого можно боготворить…

АБ: А что, у кого-то есть другая точка зрения?

РИО: Кого любишь слушать (если слушаешь вообще)?

АБ: Как что слушаю?

РИО: Ну, что нравится, что можешь слушать в любое время?

АБ: А-а-а. Люблю АКВАРИУМ. Просто не представляю ситуацию, в которой

он

может помешать. Когда-то, году в 1981 случилось так (волею судеб,

как

говорится), что я услышал две песни — Ты дрянь и Железнодорожную

воду. И мне сказали, что это все АКВАРИУМ. Понимаешь? И эти

две

песни не были для меня чем-то разным. Я считал, что это одна

группа.

РИО: Пожалуй, с некоторым допущением можно было и у нас предполагать

в те

годы, что эти песни написал один человек.

АБ: И с тех пор АКВАРИУМ мне не помешает никогда.

РИО: Слушай, а был какой-то толчок, первопричина того, что ты начал

петь?

АБ: Я вообще не думаю, что существуют какие-то разумные объяснения

того,

как это происходит…

РИО: Отсчетный пункт? Первая песня? Первое стихотворение? Или это все

было

в глубине себя, не выходило на поверхность…

АБ: Скорее всего. Я искал для себя более тесного общения. Понимаешь?

РИО: А как тебе кажется, существует ли русский рок? Именно русский,

со

своим, идущим из древности, поэтическим словом, со своим языком?

Веришь ли ты в него?

АБ: Верить в то, что существует, нельзя. И, потом, слово русский

здесь

очень неточно: что именно — российский? Советский? Понимаешь, как

трудно определить само слово рок, так же трудно подобрать

правильный

эпитет. А отсюда нельзя понять, о чем мы говорим…

РИО: Давай подойдем с другой стороны. Существует ли у нас аналог того,

что,

скажем, в Англии называют роком?

АБ: Знаешь, давай оставим всю эту путаницу с терминологией и просто

договоримся, что мы друг друга понимаем. В Англии и Америке рок-н-ролл

это дерзкий удел одиночки, а русский рок-н-ролл предполагает

партнера…

Если рок-н-ролл — мужского рода, то партнер должен быть женского.

Понимаешь? Когда я выступаю, у меня есть некий оппонент —

публика,

кстати, именно женского рода (раз уж мы говорим на уровне

лексики

русского языка). И с этой публикой происходит диалог… Вообще

тут

такая штука: рок-н-ролл американский все равно не мыслим без

партнера.

Если музыкант не воспринимает публику — тогда он играет сам с

собой.

Внутри себя — с собой. На сцене — с публикой… Что интересно:

если

взять западный рок-н-ролл и русский, то тут может подойти такое

сравнение. Смотри: у них собор венчает шпиль, на котором крест.

Шпиль, казалось бы, и говорит об игре (между прочим, spiel

по-немецки игра! — ред.). А у нас существует купол. Как голова.

Это что означает? Что люди, которые не уверены в своей победе,

т.е.

в неком шпиле, они магическим образом воздвигают купол, чтобы

убедить

себя, что они победят. Понимаешь, что я хочу сказать? Люди

делают шпиль,

но они пролетают, потому что в действительности оказывается, что

они

верят не в себя. А неуверенные люди (не то, чтобы неуверенные —

просто

они иначе играют) заранее ставят себе цель в виде купола, и это

означает только одно: они готовы обрести реальность в войне, в

игре,

в работе… Вот в этом и есть большая разница между Россией и

Западом.

РИО: Саша, вопрос с точки зрения филологии: есть ощущение, что у

тебя слово

существует как бы само по себе, вне контекста, т.е. оно вмещает

в себя

гораздо больше, чем оно представляет из себя внешне, как если

бы за

скромным фасадом прячется огромный дом… У тебя постоянные

ссылки на

внутреннюю структуру слова.

АБ: Видишь ли, мы ведем разговор на разных уровнях — ты на уровне

синтаксиса, а я на уровне синтаксиса как-то уже перестал мыслить,

я

мыслю (если это можно так назвать) на уровне морфологии: корней,

суффиксов, приставок. Все происходит из корня. Понимаешь? Вот,

недавно

одна моя знакомая сдавала зачет по атеизму. Перед ней стоял

такой

вопрос: Основная религия. Я ей сказал: Ты не мудри. Скажи им,

что

существует Имя Имен (если помнишь, у меня есть песня по этому

поводу).

Это Имя Имен можно представить как некий корень, которым является

буддизм, суффиксом у него является ислам, окончанием —

христианство,

а приставки — идиш, ересь и современный модерн. Понимаешь? Я

вот так,

примерно, мыслю — на уровне морфем, а ты — на уровне синтаксиса

спрашиваешь. Я не могу тебе дать ответ, потому что весь

синтаксис в

твоей голове. У меня тоже, но я не могу.

РИО: Если дело в этом, то как в таком случае ты относишься к тому,

что

твои тексты снимают с пленок и перепечатывают? Есть даже

самиздатовский сборник.

АБ: Понимаешь, тут такая штука. С одной стороны, может, стоит

напечатать

тексты и подсчитать в них… гласные и согласные, а с другой…

Если бы кто-то отнесся к этому творчески (как человек,

участвующий

в группе, но не музыкант), как некий филолог, он просто

совершил бы

произвольное членение, а любая фиксация так или иначе неточна. Я

сейчас

разговариваю на языке твоего плэйера. Возникает дискретность.

Понимаешь?

Можно членить эти слова на кодовые приставки: не просто сплошным

рядом

печатать, а подразделять, разбить каким-то образом. Это творческий

подход.

РИО: Видимо. автор тоже должен в этом участвовать…

АБ: Согласен. Наверное. Но я этим не занимаюсь. И не хотел бы —

боюсь.

РИО: Боишься?

АБ: Я бы сказал, не стоит. Самому мне не стоит. Может, это позиция

эгоиста,

но я не хотел бы этого делать.

РИО: Тогда это неизбежно сделает кто-то другой и вольно или невольно

даст

иное толкование.

АБ: Ради Бога. Сразу станет ясно, у кого какой интерес: к Слову

или так,

к общему потоку. Это только кажется, что существует контекст слов,

на самом деле речь идет о контексте корней.

РИО: Слово как корень?

АБ: Да-да-да! Возьми хотя бы название города — Питер. В моей голове

оно

читается П и и т е р. Постоянно. Помнишь: Пиитер, я — поэт…

Но это слово для меня связано не с пиететом, а с корнем пить.

Это гораздо проще. Я, в основном, стараюсь идти к старым корням.

Я

глубоко убежден, что любой город хранит в себе свою древнюю

географию.

Люди ее не поминят, но она есть. Это очень важно. В одном

месте была

березовая роща, в другом рос столетний дуб, еще в каком-то была

топь.

И они естественным образом связаны с нашим временем. Эта нить —

что называется, связь времен — никогда не рвалась. Скажем, где

была

топь, там никогда не построят храм. Через 200 лет на месте

березовой

рощи — спокойный район, а где была топь — наоборот, опасный

так или

иначе. А где был дуб — срубили его и построили храм. Самое

главное,

когда лес рубят, его рубят на корню, т.е. корни всегда остаются

в земле.

Они могут тлеть сотни лет, могут смешаться с землей, но они

о с т а л и с ь — корни этих деревьев. По моему убеждению,

это не может

не влиять на весь ход последующих событий. Главное — корни. Вот

если лес

вырублен, то все корни выкорчеваны должны быть… А ствол и

листья —

это, собственно, объедки дерева.

РИО: А как ты пишешь свои песни?

АБ: Они возникают из совокупности событий, которые я не могу так

вот просто

перечислить. Но я знаю их и просто принимаю к сведению. В

песне можно

рассказать самому себе о себе все, как есть на самом деле. По

этому

поводу вот, что могу сказать. Мне приходится много путешествовать

автостопом. И в любой квартире я обнаруживаю, что человек,

который

так или иначе живет в Своем Доме, занимается искусством интерьера

по образу и подобию… У человека может быть мания его

величества,

ее величества, чьего угодно… В общем, я хотел сказать, что

единственное искусство (само по себе это слово я просто ненавижу)

живо только на кухне. Кухня не терпит лишних предметов. Бывают

прекрасные кухни, просто удивительные, а зайдешь в комнату, и

видишь,

что она вне хозяина, чужая.

РИО: Вот, ты говоришь, что видел много городов — как ты относишься

к Москве?

АБ: Москва… там невозможно просто гулять. Для этого нужно очень

хорошо

знать Москву: проехать три остановки на метро, потом две

автобусом и

только потом можно выйти и сказать: Я начинаю гулять. Я в

Москве

исходил пешком очень много. А если говорить о корнях Москвы, то

у нее

корень кау (так же, как и в Каунасе, где на гербе бык).

Москва —

корова. Точно так же, как Вологда — от корня влага, дословно

обозначает богатырский водохлеб. Волга — то же самое… О

Питере мы

уже говорили…

РИО: И поэтому ты перебрался в Ленинград…

АБ: Да. Видишь ли, в Москве, может быть, и можно жить, а в

Ленинграде

с т о и т жить.

Интервью с Дж.Стингрей: 1986

Вопросы задает Дж.Стингрей (перевод Б.Г.). Лето 1986 года.

— Что ты делал, когда был моложе?

— Когда мне было 3 года, я написал первое стихотворение. Вот я с

тех пор

продолжал писать. Есть вещи, которые можно не писать, а есть вещи,

которые нельзя не писать.

— Каким образом люди знакомятся с твоими вещами, ты из как-то

записываешь?

— Нет. Я пою для друзей, там, куда меня позовут. Ну, а другом я

считаю

любого человека, который меня понимает и, я думаю, что друзей все

больше…

— Ты что-нибудь записываешь?

— Нет. Я никогда ничего не писал.

— О чем же ты, собственно, поешь?

— О чем… Ну как?.. Russian soul. (Русская душа) О чем?.. О себе!!!

О себе, в основном пою. То, что внутри (то, что хочу, то и могу

петь)?

— У тебя есть влияния русских или западных поэтов, как ты считаешь?

— Как я считаю?..

Я думаю, что все что мы есть — это, так или иначе, клубок

каких-то

влияний. Влияние любви… Там, где есть любовь… Ну, не зря же

люди

жили… скажем так…

Это влияет на меня — я (или и) на тысячи и миллионы.

— Что, ты думаешь, люди будут испытывать, когда будут слушать это

дело,

не зная языка? Будут ли они чувствовать? (что-то об американском TV)

— Я думаю, что поймут. Я хорошо понимаю англоязычную народную музыку.

Я знаю, о чем там поется и у нас один и тот же корень… Я

считаю,

что корень один и тот же. Все дело… в корне.

— У тебя есть какие-либо планы на будущее (надежды)?

— Конечно. У меня не только надежда, у меня есть еще что играть и

буду.

— Ты женат? Ты никогда не был женат?

— Нет.

— А ты любишь?

— Любил, люблю и буду любить.

— (что-то о цели)?

— Но цели у меня нет. Какая может быть цель? Потому что любая

конкретная

цель, она предполагает, что человек должен ее немедленно достигнуть,

поэтому он начинает бежать, не замечая ничего вокруг себя.

— Ты хотел бы стать официальным поэтом?

— Нет. Ну, что значит стать официальным поэтом?.. Я был бы рад,

если бы

мои песни, скажем, записала фирма Мелодия. То, что я делаю…

Почему бы

и нет. Это означало бы какую-то перемену в том, что вокруг нас,

но я

не верю в это, а в той ситуации, которая есть, я не хотел бы

стать

официальным поэтом.

(что-то о предоставившейся ситуации выступить по американскому TV)

— Что бы ты хотел сказать?

— Не знаю… сложно это… Да нет… Мы все живые люди, в общем,

не знаю,

это сложный вопрос. Я знаю, что и там нашлись бы люди, которые

меня поняли.

Там бы нашлись у меня и друзья.

Америка — это очень далеко, и я туда никогда не попаду. Я рад,

что

живу в России и дай Бог мне здесь умереть.

Здесь очень весело.

— Тебе нравится, хотелось бы путешествовать?

— Да. Я и путешествую. Конечно, хотелось бы… посмотреть… конечно.

— Представь здесь сейчас друзей. О чем ты хочешь с ними поговорить в

первую очередь?

— О том, что болит.

* * *

— Глядя на Вас, не скажешь, что ВЫ тяготеете к западной эстраде,

увлекаетесь дискотеками и т.д.?

— Видите ли, наш учитель Козьма Прутков учил нас: Зри в корень. И

вот,

если зрить в корень, корень рок-музыки — это корень человеческой

души.

А мы в свое время не поняли совершенно, что мы запутались в

рукавах

чужой формы. Я хочу сказать, что просто надо поискать корень своей

души.

Мы живем на русской земле и поэтому должны искать корень свой,

русский,

и корень, он даст ствол, а ствол даст ветви, а к ветвям подойдет

музыкант.

Он ветвь срежет, из коры сделает дудочку и будет на ней играть…

… Знаете, есть такая пословица: Простота хуже воровства. И вот

я

понимаю эту пословицу так: если ты не обрел в себе какой-то корень,

то

лучше сначала попробовать что-то украсть, скажем, так — например, на

себя чужую форму. Потому что твоя простота будет никому не нужна —

ты

ничего не скажешь, если ты пуст. А в чужой форме ты, по крайней

мере,

себя почувствуешь. А потом уже нужно переодеваться. А когда мы

переодеваемся, то уже нужно видеть, что мы в своей форме, в своих

рубахах,

в своих… в том, в чем есть…

— Как Вас принимают?

— Меня принимают? Я не играю в залах, я играю тем, кто хочет меня

слышать…

Тот, кто зовет меня к себе домой: например, позовет в гости,

соберет 20,

30 человек, может, и 50, я играю, меня принимают хорошо. Понимаете,

самое

главное, когда человек скажет: Ты спел, и мне хочется жить. А

вот когда

человек говорит: Мне не хочется жить, — я бессилен.

— А как Вас можно назвать? Раньше были барды… Как Вы себя…

— Как я себя величаю? Я человек поющий. Есть человек поющий, рисующий,

есть

летающий, плавающий. Вот я — поющий, с гитарой.

Александр Башлачёв — О жизни и творчестве


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: