Исследование способов создания справочников

Объект конфигурации Справочник предназначен для работы со списками данных. Как правило, в работе любой фирмы используются списки сотрудников, списки товаров, списки клиентов, поставщиков и т.д. Свойства и структура этих списков описываются в объектах конфигурации Справочник, на основе которых платформа создает в базе данных таблицы для хранения информации из этих справочников.

Справочник состоит из элементов. Например, для справочника сотрудники элементом является сотрудник, для справочника товаров — товар и т. д. Пользователь в процессе работы может самостоятельно добавлять новые элементы в справочник: например, добавить новых сотрудников, создать новый товар или внести нового клиента.

В базе данных каждый элемент справочника представляет собой отдельную запись в основной таблице, хранящей информацию из этого справочника (рисунок 1.1).

Исследование способов создания справочников

Рисунок 1.1 – Справочник Товары в режиме Конфигуратор, в режиме 1С:Предприятие и базе данных

Каждый элемент справочника, как правило, содержит некоторую дополнительную информацию, которая подробнее описывает этот элемент. Например, все элементы справочника Товары могут содержать дополнительную информацию о производителе, сроке годности и др. Набор такой информации является одинаковым для всех элементов справочника, и для описания такого набора используются реквизиты объекта конфигурации Справочник, которые также, в свою очередь, являются объектами конфигурации (рисунок 1.2).

Исследование способов создания справочников

Рисунок 1.2 –Реквизиты, созданные разработчиком

Поскольку эти объекты конфигурации логически связаны с объектом Справочник, они называются подчиненными этому объекту.

Большинство реквизитов разработчик создает самостоятельно, однако у каждого объекта конфигурации Справочник по умолчанию существует набор стандартных реквизитов: Код и Наименование и др. (рисунок 1.3).

Исследование способов создания справочников

Рисунок 1.3 – Стандартные реквизиты справочника

Причем доступность стандартных реквизитов зависит от свойств справочника. Например, если справочник иерархический, у него будет доступен стандартный реквизит Родитель. Если справочник подчинен другому объекту конфигурации, у него будет доступен реквизит Владелец. Если установить длину стандартного реквизита Код равной нулю, то у справочника будет недоступен этот реквизит. То же самое относится к реквизиту Наименование. Однако как минимум либо Код, либо Наименование должны присутствовать в реквизитах справочника, иначе такой справочник не имеет смысла.

Таким образом, в базе данных справочник хранится в виде таблицы, в строках которой расположены элементы списка, а каждому реквизиту (стандартному или созданному разработчиком) в этой таблице соответствует отдельный столбец. Соответственно, в ячейках этой таблицы хранится значение конкретного реквизита для конкретного элемента справочника.

Кроме этого, каждый элемент справочника может содержать некоторый набор информации, которая одинакова по своей структуре, но различна по количеству и предназначена для разных элементов справочника.

Для описания подобной информации могут быть использованы табличные части объекта конфигурации Справочник, являющиеся подчиненными ему объектами конфигурации. В этом случае в базе данных будут созданы дополнительные таблицы для хранения табличных частей, подчиненных конкретному элементу справочника.

Элементы одного справочника могут быть подчинены элементам или группам другого справочника. Например, справочник ЕдиницыИзмерения может быть подчинен справочнику Товары. Тогда для каждого элемента справочника Товары мы сможем указать единицы измерения, в которых этот товар поступает на склад.

Порой возникают ситуации, когда необходимо, чтобы в справочнике некоторые элементы существовали всегда, независимо от действий пользователя. Допустим, логика бизнес-процессов на предприятии такова, что все товары сначала поступают на основной склад, а затем по мере надобности перемещаются на другие склады. В этом случае в справочнике Склады всегда должен существовать склад Основной, иначе приходование товаров будет выполнено неправильно. Объект конфигурации Справочник позволяет описать любое количество таких элементов справочника. Они называются предопределенными элементами справочника.

Предопределенные элементы отличаются от обычных тем, что они создаются в Конфигураторе и что пользователь не может их удалить. Все остальные действия с ними он делать может, в том числе и переименовывать. В интерфейсе предопределенные элементы справочника помечены специальной пиктограммой.

Исследование способов создания справочников

Рисунок 1.4 – Справочник Склады с предопределенным элементом Основной

2 ИССЛЕДОВАНИЕ ОСНОВНЫХ СВОЙСТВ СПРАВОЧНИКА

Свойства Справочника будем исследовать, выполняя задание №1.

Задание №1.

Так как наше ООО «На все руки мастер» оказывает услуги по ремонту бытовой техники, очевидно, что для ведения учета нам потребуется хранить некоторую списочную информацию. Для начала нам понадобится список сотрудников предприятия, которые будут оказывать услуги. Затем нам будет нужен список клиентов, с которыми работает наше ООО «На все руки мастер». После этого нам понадобится перечень услуг, которые может оказывать наше предприятие, и список материалов, которые могут быть израсходованы. Кроме этого, потребуется список складов, на которых могут находиться материалы ООО «На все руки мастер». Для решения используем учебную конфигурацию «ПособиеДляНачинающих».

Решение.Начнем с простых вещей — списка сотрудников и списка клиентов.

Сначала создадим справочник, в котором будут храниться наименования наших клиентов. Выполним следующие шаги:

1. В режиме Конфигуратор откроем нашу учебную конфигурацию, выделим в дереве объектов конфигурации ветвь Справочники и нажмем кнопку Добавить в командной панели окна конфигурации.

В открывшемся окне редактирования объекта конфигурации зададим имя справочника — Клиенты. На основании имени платформа автоматически создаст синоним — Клиенты. Дополнительные свойства, задавать не обязательно. Если они не заданы, то для представления объекта в интерфейсе 1С:Предприятия используется синоним объекта конфигурации Справочник. Но это не всегда хорошо.

Исследование способов создания справочников

Рисунок 1.5 – Установка основных свойств справочника

Зададим два свойства Представление объекта — Клиент и Представление списка — Клиенты. Последнее можно было и не задавать, так как синоним справочника совпадает со свойством Представление списка.

Представление списка определяет название списка объектов и используется в названии стандартной команды, например, команды открытия списка объектов — Клиенты: открыть. Представление списка нужно задавать тогда, когда синоним задан в единственном числе.

Представление объекта определяет название объекта в единственном числе и используется в названии стандартной команды, например, команды создания объекта — Клиент: создать. Представление объекта нужно задавать тогда, когда синоним объекта конфигурации задан во множественном числе, или когда он описывает множество объектов.

Расширенное представление объекта определяет заголовок формы объекта, например формы для создания нового элемента справочника. Если это свойство не задано, то вместо него используется свойство Представление объекта.

Расширенное представление списка определяет заголовок формы списка, например формы списка справочника. Если это свойство не задано, то вместо него используется свойство Представление списка.

Принадлежность объекта к подсистемам

2. Нажмем кнопку Далее и перейдем на закладку Подсистемы окна редактирования объекта конфигурации Справочник. На этой закладке определяется, в каких подсистемах будет отображаться данный справочник.

В списке подсистем мы видим подсистемы, созданные ранее при определении структуры приложения. Логично предположить, что список клиентов должен быть доступен в разделе Оказание услуг, так как оказываемые услуги относятся к определенному клиенту. Бухгалтерская отчетность, формируемая в разделе Бухгалтерия, также может быть представлена в разрезе клиентов. Поэтому отметим в списке подсистемы Бухгалтерия и ОказаниеУслуг.

Исследование способов создания справочников

Рисунок 1.6 – Определение списка подсистем, в которых отображается справочник

3. Откроем окно редактирования (Изменить) одной из отмеченных подсистем, например Бухгалтерия, и перейдем на закладку Состав. В составе объектов этой подсистемы появился новый объект конфигурации Справочник Клиенты (рисунок 1.7).

Исследование способов создания справочников

Рисунок 1.7 – Состав объектов, входящих в подсистему

Код и наименование справочника

4. Вернемся к окну редактирования объекта конфигурации Справочник и нажмем на закладку Данные.

Длина кода — важное свойство справочника. Как правило, код справочника используется для идентификации элементов справочника и содержит уникальные для каждого элемента справочника значения. Платформа может сама контролировать уникальность кодов и поддерживать автоматическую нумерацию элементов справочника. Поэтому от длины кода будет зависеть количество элементов, содержащихся в справочнике.

Длина кода — 9 символов. В результате мы сможем использовать коды от 1 до 999999999 — этого вполне достаточно для нашего небольшого ООО «На все руки мастер».

Длина наименования: 25 символов для нас явно мало, увеличим длину наименования до 50 (рисунок 1.8).

Исследование способов создания справочников

Рисунок 1.8 – Установка длины кода и наименования справочника

Команда добавления нового элемента

Прежде чем запускать 1 С:Предприятие, настроим интерфейс приложения, чтобы нам было удобнее вводить новые элементы справочника.

Для размещения стандартных команд открытия списков и создания новых объектов конфигурации в интерфейсе 1С:Предприятия существует общий стандартный алгоритм, который рассмотрим на примере справочников. Но это справедливо и для документов, планов счетов и т. п.

Команда для открытия списка справочника, как и команда для создания его новых элементов, добавляется в интерфейс тех разделов (подсистем), в которых будет отображаться справочник.

Но команда создания новых элементов по умолчанию невидима в интерфейсе приложения. Это объясняется тем, что возможность просматривать списки справочника нужна, как правило, всегда. А возможность создания новых элементов справочника используется не так часто.

Поэтому соответствующую команду следует включать только для тех справочников (объектов конфигурации), создание новых элементов которых является «основной» деятельностью для пользователей в данном разделе прикладного решения.

Сделаем доступной в панели действий раздела ОказаниеУслуг стандартную команду для создания новых клиентов.

Для этого в дереве объектов конфигурации выделим ветвь Подсистемы, вызовем ее контекстное меню и выберем пункт Все подсистемы (рисунок 1.9).

Исследование способов создания справочников

Рисунок 1.9 – Окно настройки подсистем

В открывшемся окне Все подсистемы слева в списке Подсистемы выделим подсистему ОказаниеУслуг. Справа в списке Командный интерфейс отразятся все команды выбранной подсистемы.

При создании справочника в группу Панель навигации.Обычное добавилась команда Клиенты для открытия этого списка. Она включена по умолчанию. В группу Панель действий. Создать добавилась команда Клиент: создать для создания нового элемента справочника, но она невидима по умолчанию. Включим видимость у этой команды.

Для подсистемы Бухгалтерия никаких команд добавлять в панель действий не будем, так как это определяется прикладной логикой работы.

Предполагается, что основную ежедневную работу с клиентами ведет менеджер, занимающийся оказанием услуг. В том числе он создает в базе новых клиентов, если они появляются. А бухгалтерия просто обрабатывает имеющиеся в базе данные для получения регламентированной отчетности.

Именно поэтому команду создания нового клиента мы отражаем в подсистеме Оказание услуг, где «работает» менеджер, а для бухгалтерии она невидима, так как не предполагается, что бухгалтеры будут вводить новых клиентов.

Однако это не лишает бухгалтера такой возможности — он может создать нового клиента, используя список клиентов (открыть список клиентов и добавить нового клиента).

Наличие команды создания нового элемента без использования списка элементов — это вопрос удобства работы, а не ограничения прав пользователя, и мы предоставляем эту удобную возможность менеджеру, а не бухгалтеру.

5. Закроем окно редактирования справочника Клиенты и запустим 1С:Предприятие в режиме отладки. Ответим утвердительно на запрос конфигуратора об обновлении конфигурации и увидим окно, содержащее список изменений в структуре конфигурации, автоматически сгенерированный платформой. В данном случае мы добавили справочник Клиенты. Нажмем кнопку Принять.

Как добавить организацию в Яндекс.Справочник, Екатерина Яковенко


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: