Источник: волков б.с. методология и методы психологического исследования: уч. пос.- м.: кнорус, 2013.

16» МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ

Иногда различают структуру общей методики и описание специальной методики.

Специальные методики могут входить в разные исследовательские схемы. Такой показатель, как кожно-гальваническая реакция (КГР), использовался в психологии в существенно отличающихся друг от друга исследовательских схемах и в разных предметных областях; при идентификации разных видов напряженности (операциональной и эмоциональной).

* * *

Для выделения переменных при реализации экспериментального метода используют разные методики (в том числе и психологические). Наблюдение и измерение переменных выступают как условия реализации экспериментального метода, если имеются в виду методики как способы получения психологических показателей.

Тот же статус методик для выделения переменных в психодиагностике. Однако психодиагностика как метод построения психологического исследования с иными целями (чем проверка причинных гипотез) основана на иных нормативах, чем эксперимент. Психологическое наблюдение, психологическое измерение и психодиагностика как особые типы организации исследования имеют в психологии свою историю становления.

I

ВОПРОС. Какие требования предъявляются к научному исследованию?

Ответ. Основными требованиями являются:

1. Определение и обоснование научной проблемы объекта и предмета исследования.

2. Формулировка темы исследования (ее доступность, актуальность, теоретическая и практическая значимость).

3. Разработка общей структуры, ее частей и плана исследования.

4. Определение того, что уже известно по данной проблеме.

5. Составление общего проспекта исходя из структуры и плана исследования.

6. Составление библиографии и историографии проблемы исследования.

7. Анализ источников, их классификация.

8. Определение понятийно-категориального аппарата.

9. Обобщение совокупности научных фактов.

10. Формулировка общих и частных выводов.

11. Подготовка общего заключения по результатам исследования.

Оформление понятийного аппарата научной работы зависит от ее вида, что наглядно показал А.Ф. Ануфриев на следующей схеме:

Научное исследование Диагностическое обследование
вариант 1 вариант 2
актуальность актуальность актуальность
объект объект объект
предмет предмет предмет
проблема цель цель
гипотеза гипотеза
задачи задачи задачи
методика методика методика (программа исследования)
новизна результатов новизна результатов диагностическое заключение
практическая практическая практическая значимость
значимость значимость

Если речь идет о диагностическом обследовании, то в научном аппаратеотсутствует гипотеза, а также новизна результатов. Если же выполняется научное исследование, то нужно выбрать вариант оформления егопонятийного аппарата — с проблемой или целью исследования

* * *

Любое исследование начинается с определения цели исследования, выявления проблемы.

Цель исследования — это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего.

Проблема исследования — это такой вопрос, который стоит на границе известного и неизвестного. Поставить проблему — значит выйти на эту границу. Проблема возникает тогда, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы. В связи с этим научная проблема — это противоречивая ситуация, требующая разрешения, что хорошо показывает А.Ф. Ануфриев на примерах диссертационных работ в своей книге «Научное исследование» (М., 2002).

СИТУАЦИЯ. Недостаточность знаний, информации, противоречивость научных представлений создают условия для формулирования научной проблемы.

Вопрос. Что предполагает постановка научной проблемы?

Решение. Постановка научной проблемы предполагает:

Источник: волков б.с. методология и методы психологического исследования: уч. пос.- м.: кнорус, 2013.

Источник: волков б.с. методология и методы психологического исследования: уч. пос.- м.: кнорус, 2013.

Источник: волков б.с. методология и методы психологического исследования: уч. пос.- м.: кнорус, 2013.

Источник: волков б.с. методология и методы психологического исследования: уч. пос.- м.: кнорус, 2013.

источник — ответ


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: