16» МЕТОДОЛОГИЯ И МЕТОДЫ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ
Иногда различают структуру общей методики и описание специальной методики.
Специальные методики могут входить в разные исследовательские схемы. Такой показатель, как кожно-гальваническая реакция (КГР), использовался в психологии в существенно отличающихся друг от друга исследовательских схемах и в разных предметных областях; при идентификации разных видов напряженности (операциональной и эмоциональной).
* * *
Для выделения переменных при реализации экспериментального метода используют разные методики (в том числе и психологические). Наблюдение и измерение переменных выступают как условия реализации экспериментального метода, если имеются в виду методики как способы получения психологических показателей.
Тот же статус методик для выделения переменных в психодиагностике. Однако психодиагностика как метод построения психологического исследования с иными целями (чем проверка причинных гипотез) основана на иных нормативах, чем эксперимент. Психологическое наблюдение, психологическое измерение и психодиагностика как особые типы организации исследования имеют в психологии свою историю становления.
I
ВОПРОС. Какие требования предъявляются к научному исследованию?
Ответ. Основными требованиями являются:
1. Определение и обоснование научной проблемы объекта и предмета исследования.
2. Формулировка темы исследования (ее доступность, актуальность, теоретическая и практическая значимость).
3. Разработка общей структуры, ее частей и плана исследования.
4. Определение того, что уже известно по данной проблеме.
5. Составление общего проспекта исходя из структуры и плана исследования.
6. Составление библиографии и историографии проблемы исследования.
7. Анализ источников, их классификация.
8. Определение понятийно-категориального аппарата.
9. Обобщение совокупности научных фактов.
10. Формулировка общих и частных выводов.
11. Подготовка общего заключения по результатам исследования.
Оформление понятийного аппарата научной работы зависит от ее вида, что наглядно показал А.Ф. Ануфриев на следующей схеме:
Научное исследование | Диагностическое обследование | |
вариант 1 | вариант 2 | |
актуальность | актуальность | актуальность |
объект | объект | объект |
предмет | предмет | предмет |
проблема | цель | цель |
гипотеза | гипотеза | — |
задачи | задачи | задачи |
методика | методика | методика (программа исследования) |
новизна результатов | новизна результатов | диагностическое заключение |
практическая | практическая | практическая значимость |
значимость | значимость |
Если речь идет о диагностическом обследовании, то в научном аппаратеотсутствует гипотеза, а также новизна результатов. Если же выполняется научное исследование, то нужно выбрать вариант оформления егопонятийного аппарата — с проблемой или целью исследования
* * *
Любое исследование начинается с определения цели исследования, выявления проблемы.
Цель исследования — это то, что мы хотим получить при проведении исследования, некоторый образ будущего.
Проблема исследования — это такой вопрос, который стоит на границе известного и неизвестного. Поставить проблему — значит выйти на эту границу. Проблема возникает тогда, когда старое знание показало свою несостоятельность, а новое еще не приняло развернутой формы. В связи с этим научная проблема — это противоречивая ситуация, требующая разрешения, что хорошо показывает А.Ф. Ануфриев на примерах диссертационных работ в своей книге «Научное исследование» (М., 2002).
СИТУАЦИЯ. Недостаточность знаний, информации, противоречивость научных представлений создают условия для формулирования научной проблемы.
Вопрос. Что предполагает постановка научной проблемы?
Решение. Постановка научной проблемы предполагает: