История идей_история ментальности_интеллектуальная история

Трудно отделить эти направления друг от друга, так как предметы их схожи и большинство исследований на эту тему пограничные между этими тремя направлениями.

История идей – высокая элитарная культура и индивидуальные представления выдающихся мыслителей.Диахронный процесс

История ментальности массовая культура народная и коллективные представления. Синхронный срез.

Интеллектуальная история промежуточная между ними – как разглядеть в великих произведениях коллективные бессознательные представления. (пример: М.Бахтин «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и ренессанса» диссертация 1946 выход книги в 1960-е)

Истоки и генезис направлений: Для представителей классической политической истории интерпретация смысла исторических источников была средством к достижению однозначной цели — реконструкции деятельности людей и судеб наций, при этом центральное место отводилось источникам, из которых черпались достоверные детали для создания связного рассказа о событиях. Цель представителей интеллектуальной истории – воссоздать интеллектуальный климат эпохи и это воссоздание не станет совсем не последовательным повествованием о событиях, а реконструкцией психических и мыслительных процессов, типичных для какой-либо социальной группы в избранном пространственно-временном фрагменте прошлого. Истоки этого направления в трудах английских и французских просветителей 18 века (Дж.Локк, Монтескьё, и др.), в трудах искусствоведов 2-й половины 19 века: например, Якоб Буркхард (1818—1897), швейцарский историк и философ культуры, зачинатель т. н, культурно-исторической школы в историографии, выдвигавшей на первый план историю духовной культуры. Его считают создателем систематической истории искусства. Произведение искусства рассматривалось им в культурно-историческом контексте, на фоне общественных изменений. Труды по истории греческой культуры и по культуре Италии в эпоху Возрождения. И английских этнографов того же времени Джеймс Джордж Фрэзер «Золотая ветвь» (1890).

Очень долгое время (начиная с XIX в.) оба понятия — «интеллектуальная история» и «история идей» — фактически означали одно и то же и связывались главным образом с историей философии. Выдающийся американский философ и историк АРТУР ЛАВДЖОЙ (1873—1962), автор знаменитой книги «Великая цепь бытия: История одной идеи» (1936), ставшей классикой интеллектуальной истории, отдавал приоритет термину «история идей», что отражало специфику его оригинального подхода. Она состояла в изолировании и изучении странствующих во времени универсальных «идей-блоков» или «идей-атомов», которые последовательно использовались как составные части в самых разных учениях и теориях. (идеи: души, истины, справедливости, рая)

Конечная цель исследования состояла в том, чтобы создать полную биографию изучаемой идеи, описать ее проявления на всех стадиях исторического развития и в разных сферах интеллектуальной жизни, будь то философия, наука, литература, искусство, религия или политика.

Перед историей идей ставились задачи: «понимания того, как возникают и распространяются новые убеждения и интеллектуальные формы, освещение психологической природы процессов, воздействующих на изменения в популярности и влиятельности тех или иных идей, выяснение — по возможности — того, как концепции, которые доминировали или преобладали в одном поколении, теряют свою власть над умами людей и уступают место другим».

Затем под историей идеи стали все чаще понимать изучение идей как неких автономных абстракций, имеющих внутреннюю логику развития. Разумеется, мир идей неотделим от реальных событий, но обладает некоторой спецификой, возможностями автономного развития и влияния на исторические события. В основаном Лавджоем в 1940 г. «Журнале истории идей»(«Journal of the History of Ideas»), такой подход доминировал несколько десятилетий.

Первоначально интеллектуальная история была очень тесно связана с политической и занималась вопросами происхождения и эволюции таких идеологически важных понятий как естественное право, представительная демократия, национальная общность, разделение властей. Их объяснение означало в XVIII-XIX веках объяснение всего исторического процесса.

Термин, “интеллектуальная история”, давший название течению, принадлежит известному американскому. историку П.Миллеру, написавшему книгу “Сознание Новой Англии” (1935), в которой прошлое социального и культурно-географического региона исследовалось с точки зрения истории идей, распространенных среди поселенцев Новой Англии в Америке, прежде всего идей пуританизма.

Сравнительный примеризучения одной и той же темы — предпосылок Французской революции:

  • Для историка идей источником станут тексты Руссо, Мирабо, Марата.
  • Для историка интеллектуальной истории источником станут второстепенные и второсортные авторы и тексты (ныне живущий американский историк Роберт Дарнтон изучал литературный андеграунд накануне революции по учетным карточкам библиотек выяснял, кто и кого в то время больше всего читали — это была публицистика и памфлеты. Его вывод: классические тексты просветителей мало причастны к генезису французской революции, большая часть публицистов этими текстами не интересовалась.

В конце 30-х годов в профессиональном языке историков появляется новый термин – ментальность (духовный мир и картина мира).

Одно из возможных определений ментальности: совокупность укоренённых в подсознании представлений у некоторых групп людей в некотором пространнственно-временном фрагменте прошлого. И группа и фрагмент могут быть и большими и малыми.

Люсьен Февр в 1938г. в статье «История и психология», призвал к разработке истории ментальностей. По мнению Февра, наихудшим вариантом исторического методологического анахронизма является непоколебимая убежденность в том, что люди прошлого воспринимали свой опыт в тех же ментальных рамках, что и мы. «Каковы, спрашивал он, были психологические последствия смены дня и ночи или зимы и лета, переживавшиеся людьми средневековья куда тяжелее, чем их воспринимаем мы?»

Два основных побудительных истока современной истории ментальностей:

1. Учения Дильтея и Риккерта, о том, что история наука понимающая и основной метод историка это приближение к сопереживанию людям прошлого.

2. Развитие психоанализа и учение Фрейд о подсознание породили определенные сомнения в том, что подлинные мысли и действия людей тесно связаны с формально провозглашаемыми этими людьми убеждениями.

Классическое исследование по истории ментальностей М.Блок «Короли чудотворцы» (1924) вера французского народа в раннее средневековья что король своим прикосновеньем излечивает от золотухи

Эрнст Канторович «Два тела короля» (1957) (немец эмигрировавший в США) представления о божественности власти король согласно представлениям средневековых юристов король имеет два тела: физическое смертное и вечное воплощающее институт королевской влати воообще. “Государь — блюститель закона” (“Law-Centered Kingship”) и “Государь — гарант стабильности” (“Polity-Centered Kingship”) – второе тело династическая приемственность и корона венец. “Государь — Христос” избранник и наместник Бога

Отечественные работы: А.Я.Гуревич «Категории средневековой культуры» (1972)

До последних десятилетий XX века в исторической науке главными действующими лицами в истории идей были великие мыслители от Платона до Маркса, чьи труды рассматривались как кирпичики в общем здании западной традиции. Сегодня, однако, яснее осознается тот факт, что ментальная картина эпохи формируется не горсткой великих трудов, переживших свое время, так как доступны лишь пониманию немногих современников.

Наибольшее значение имеет набор идей, которыми оперировали люди, не претендовавшие на оригинальность мышления. Распространение новых идей через посредство второразрядной, «однодневной» литературы представляет не меньшую важность, чем их рождение в голове великого мыслителя.

Конечно, историки уже давно старались изображать выдающихся персонажей прошлого с определенной степенью сопереживания; изучением личных бумаг позволяло исследователю взглянуть на мир глазами их автора. Однако такой подход гораздо сложнее применить к народной культуре. Каким образом члены данного общества воспринимали свой повседневный опыт? Каковы были их представления о пространстве и времени, природной среде, боли и смерти, семейных отношениях и религиозных обрядах? Как мы можем охарактеризовать их надежды и тревоги? Какие общие ценности их объединяли?

В таком контексте понятие культуры определяется уже не как выдающиеся достижения элитарных творцов в совокупности с переработанным этой элитой устным народным фольклором. Культура теперь понимается как система восприятий, характеризующая общество и сплачивающая его членов

Это гигантская сфера для изучения, охватывающая все, начиная от формальных убеждений, выраженных в ритуалах поведения, до неосознанной логики жестикуляции и внешнего вида.

Постепенно во второй половине XX века от интеллектуальной истории ответвляются, во-первых, психоистория, базирующаяся на применении к познанию исторического прошлого психоаналитических теорий, во-вторых, история языка или дискурсивная история, базирующаяся на применении к познанию исторического прошлого литературоведческих и лингвистических теорий.

Всегда особняком в интеллектуальной истории стояли история естествознания и техники и история церкви (для каждой конфессии своя, в России соответственно православная).

Чтобы написать полноценную историю астрономии, математики или инженерного дела или перевести древний трактат по горному делу, нужно соответственно быть астрономом, математиком или инженером. Поэтому в России как и в других странах существует специальный институт истории естествознания и техники и его печатный орган журнал «Вопросы истории естествознания и техники» (основан в 1980г.). Сотрудничают с этим институтом главным образом люди имеющие основное техническое образование и профессионально увлёкшиеся историей своей естественно-научной дисциплины.

Профессиональное изучение история церкви находится на стыке филологии и теологии. Полноценным историком церкви может стать только тот, кого в качестве такового признает православная церковь или иная церковь. Поскольку чтобы иметь доступ к соответствующим историческим источникам и быть способным понять те смыслы, которые в них содержатся, нужно не только знать древнегреческий язык, схоластическую средневековую латынь или церковно-славянский язык, но и хотя бы какую-то часть своей сознательной жизни быть человеком верующим и воцерковлённым.

Ментальность в истории. Часть 1 Общие психические черты людей


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: