Iv. работа по теме урока

Ход урока

I. Организационный момент

Звучит “Марш деревянных солдатиков” из цикла “Детский альбом” П.И.Чайковского

II. Работа по теме урока

“Детский альбом” — азбука детской музыки”

Презентация. Слайд №1 (Тема урока)

Сегодня мы с Вами ещё раз прикоснёмся к удивительному творению П.И. Чайковского “Детскому альбому”. В 2013 году исполнилось 135 лет (год издания май 1878г.) с того дня как он был издан в России Петром Ивановичем Юргенсоном, основателем и владельцем крупной издательской фирмы, другом и почитателем творчества П.И. Чайковского.

Что же послужило поводом для создания этого цикла из 24 пьес для ребят?

Вот строки из письма к другу, Надежде Филаретовне фон Мекк, от 30 апреля 1878 г.

Презентация. Слайд 2 (“Альбом для юношества”)

“Завтра примусь я за сборник миниатюрных пиес для детей. Я давно уже подумываю о том, что не мешало бы содействовать по мере сил обогащению детской музыкальной литературы, которая очень небогата. Я хочу сделать целый ряд маленьких отрывков безусловной легкости и заманчивыми для детей заглавиями, как у Шумана … ”

Первым же упоминанием о замысле “Детского альбома” можно считать письмо к П.И.Юргенсону 26/14 февраля 1878 года из Флоренции:

Презентация. Слайд №28 (Юргенсон Пётр Иванович)

“ я предположил себе понемножку писать маленькие пиэсы. Хочу попробовать написать ряд легких пиэс, Kinderstuck-ов. Это будет для меня приятно, а для тебя, я думаю, даже и выгодно, т.е. сравнительно. Как ты об этом думаешь? Вообще, друг мой, напиши, какими мелкими сочинениями я тебе особенно могу угодить. Я очень расположен теперь в виде отдыха заняться всякой мелкой работой”. О порядке сочинения пьес сведений нет.

(презентация. Слайд №28 (Эскизы)

Эскизы их были завершены очень быстро. 27 мая 1878 года в письме к Н.Ф.фон Мекк из Браилова композитор сообщил обо всех сочиненных к этому моменту произведениях, в том числе и о “Детском альбоме”, при этом поясняя: “Нужно будет много времени, по крайней мере месяца полтора усидчивой работы, чтобы все это привести в порядок и переписать”. Что именно делал Чайковский в этот период времени с пьесами “Детского альбома”, не удается выяснить. Судя по письмам композитора, в течении июля он работал над “переписыванием” пьес, в том числе и пьес “Детского альбома”. Так 13 июля 1878 года он писал: “ работа переписки понемногу подвигается. Теперь принимаюсь за сборник детских пиэс ”

Презентация. Слайд №4 (Вербовка)

Как об уже полностью завершенном “Детском альбоме”, Чайковский сообщил из Вербовки 22 июля 1878 года. 29 июля из Вербовки он написал издателю П.И.Юргенсону, что выслал ему рукописи всех завершенных к тому времени сочинений, в том числе и “Детского альбома”, за который он просил назначить цену по 10 рублей за пьесу, а всего 240 рублей. Порядок пьес “Детского альбома”, обозначенный в автографе Чайковского уже в первом издании, которое осуществлялось при участии автора, был изменен.

Думаю, нам пора немного отвлечься от уникальных свидетельств, связанных с созданием цикла и послушать музыку. Из Италии было написано письмо П.И.Юргенсону, которое считается первым документом, свидетельствующим о замысле композитора.

Какие пьесы связаны с Италией?

“Итальянская песенка” и “Неаполитанская песенка”.

Презентация. Слайд №10 (Итальянская песенка)

III. Слушание музыки

Мелодия этой пьесы народная и записана на ее родине, во Флоренции. Из письма П.И.Чайковского к брату: “… Вечером я ходил по набережной в тщетной надежде услышать где-нибудь знакомый чудный голосок… Встретить и еще раз услышать пение этого божественного мальчика сделалось целью моей жизни во Флоренции…” (Флоренция, 18 февраля 1878 г.).

Из другого письма: “Вечером мне предстояла встреча с певцом — мальчиком… Что со мной сделалось, когда он запел? Описать невозможно! Я плакал, изнывая таял от восторга… Я записывал все его песни…”

Виктор Лунин так описывает в своих стихах эту мелодию:

“… Прекрасны здесь небеса!
Прекрасны птиц голоса!
Льет солнце с высоты
На эту землю мягкий свет,
Лучше нашей Италии нет!”

Слушание “Итальянской песенки”

IV. Работа по теме урока

Весной 1878 года П.И.Чайковский вернулся на Родину и приехал на Украину, к своей любимой сестре Александре Ильиничне, которая проживала там со своей семьей: мужем и семью детьми. Место это было живописное. Чайковский называл ее “лучезарным краем”. У поэта Алексея Константиновича Толстого есть строки, великолепно отражающие богатство природы этих просторов:

“Ты знаешь край, где все обильем дышит,
Где реки льются чище серебра,
Где ветерок степной ковыль колышет,
В вишневых рощах тонут хутора…”.

В Каменке действительно было хорошо работать и отдыхать. Все свободное время Петр Ильич проводил в кругу молодежи и детей – своих племянников и племянниц. “Цветы, музыка и дети, — часто говорил композитор, — составляют лучшее украшение жизни”.

Были и веселые походы в лес, в поле – за цветами и грибами, пикники, костры, фейерверки, музыкальные спектакли, вечера с танцами, когда за роялем сидел неизменный “тапер – дядя Петя”. Любил Петр Ильич слушать, как ребята занимаются музыкой. Особенно серьезно относился к занятиям семилетний Володя Давыдов, или попросту Боб, — любимец Чайковского. Композитор называл его “восхитительным экземпляром человеческой породы”. “Бобику, — сказал Чайковский однажды, — хоть ради его неподражаемо прелестной фигурки, когда он играет, смотрит в ноты и считает, можно целые симфонии посвящать”.

Слушая игру маленького Боба, Петр Ильич не раз задумывался над тем, что сочинений для детей, не так уж много … А в мае 1878 года сборник был уже закончен и напечатан.

Презентация. Слайд №3 (Бобик)

Чайковский писал Льву Васильевичу Давыдову – отцу Боба: “Скажите Бобику, что напечатаны ноты с картинками, что ноты эти сочинил дядя Петя и что на них написано: “Посвящается Володе Давыдову”. Он, глупенький, не поймет, что значит посвящается”.

Презентация. Слайд №6 (Детский альбом)

Чайковский был доволен первым изданием “Детского альбом”, отсутствием, как он считал, в нем опечаток. Правда, некоторое огорчение он высказал издателю по поводу внешнего вида издания: “Я сожалею, что мне не пришло в голову просить тебя детский альбом напечатать другим форматом. Ведь Володя Давыдов должен будет играть стоя, чтоб смотреть на ноты! Картиночки значительно уступают по художественному достоинству Сикстинской мадонне Рафаэля, — но ничего, сойдет, — детям будет занятно”.

Сегодня мы прослушаем три ярких русских образа в пьесах: “Русская песня”, “Мужик на гармонике играет” и “Камаринская”. Несмотря на принадлежность этих произведений к жанрам фортепианной миниатюры, с какими ещё жанрами мы встречаемся в этих пьесах?

Песня, танец.

Здесь и песня, и национальный инструмент и пляска. Итак, этот мини-цикл начинается с пьесы “Русская песня”.

Презентация. Слайд №17 (Русская песня)

V. Слушание музыки

Слушание “Русской песни”

Учитель: “Русская песня” записана с подлинно народной мелодии известной как “Голова ль ты, моя головушка” и является примером композиторства в народном стиле.

Презентация. Слайд №12 (Лунин Виктор)

По-видимому, в один прекрасный день, слушая “Детский альбом” Чайковского, Виктор Лунин удивился: почему столь о многом говорящая музыка до сих пор не подсказала слов. Идея написать стихи к “Детскому альбому” чрезвычайно смела именно потому, что эта музыка с самых ранних лет знакома каждому из нас. Гораздо привычнее, когда композитор кладёт на музыку понравившиеся ему стихи – в стихах уже содержится ритм, мелодия и тот образный поэтический ряд, которые подсказывают музыкальное решение. Поэт сумел найти слова точно под стать интонации и настроению музыки. Видимо в этом кроется секрет чарующей иллюзии, будто слова и стихи созданы одновременно — иллюзии очевидной, но тем более удивительной.

Презентация. Слайд №5 (Гармоника)

Слушание “Мужик на гармонике играет”.

Ученики: Композитор имитирует игру на гармонике. Мелодия очень напевна и широка, как будто гармонист растягивает меха. А повторы можно связать с тем, что гармониста что-то отвлекло и он постепенно откладывает гармонь в сторону.

А может быть это новичок, который только учится играть. Присел мужичок на завалинке. Растянул меха, да не тут-то было, вот вам и повторы.

И вот кульминация русского цикла “Камаринская”.

Презентация. Слайд №11 (Камаринская)

Мы встречаемсяс разновидностями каких русских народных песен — плясовая, частушки, игровая.

Гармонь, балалайка, свирель- композитор стремился имитировать народные инструменты и ещё один народный инструмент, а именно волынку. Когда исполняется тема, то в басу мы слышим гудящий бас, что собственно и напоминает нам звучание волынки на которой можно сыграть одновременно и мелодию и тянущийся бас. Эта пьеса словно восклицает: “Россия процветет искусством!”

А как органично с этой пьесой настроение, созданное в стихотворении В.Лунина. Вот его финал:

“Пляшет кошка, пляшет кот,
Пляшет Жучка у ворот,
И катка, и ушат,
И грабли, и ухват,
И веник, и метла,
И ножки у стола …
Пляшут миски, пляшут ведра,
Пляшет таз …
До чего сегодня весело у нас!”

Я думаю, пришло время обратить внимание на иллюстрации, которые появлялись на слайдах и очень органично вплетались в тот образный строй, который создавался музыкой П.И.Чайковского и поэзией В.Лунина.

Презентация. Слайд №16 (Павлова Вера)

Продемонстрированные иллюстрации и стихи подобраны не случайно. Они дополнили прекрасное подарочное издание “Детского альбома”, которое отметило 125 лет со дня рождения этого замечательного творения.

Домашнее задание: сделать анализ одного из произведений (аудиозаписи прилагаются) + песня «Старый рояль» (выучить)

Урок 4. Пишем код (Теория+работа с формой). Excel+VBA. Система учета Интернет-магазина


Похожие статьи.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями: